«Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира, как средство формирование универсальных учебных действий»
статья по окружающему миру на тему
Обобщение опыта по теме:
«Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира, как средство формирование универсальных учебных действий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trkm.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пст Комсомольск-на-Печоре
Обобщение опыта по теме:
«Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира, как средство формирование универсальных учебных действий»
Бахтина Светлана Ивановна
учитель начальных классов
2012
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами современных технологий на уроках окружающего мира. Современные школьники отличаются любознательностью и большей информированностью.
К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются, не систематизированы и раздроблены. В результате у различных школьников оказываются разные знания и вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Основная задача познакомить ребят с картиной мира, и научить их ею пользоваться, для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Формируя универсальные учебные действия, на уроках окружающего мира, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Данную технологию я использую в своей работе второй год, но элементы этой технологии присутствовали всегда в моей работе. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.
Уроки окружающего мира в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».
Использую такой тип урока как работа с информационным текстом. Приёмы и стратегии работы применяю при изучении новой темы и для обобщения изученного по теме.
Функции стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока, выявление имеющихся знания по теме. С этой целью я использую приёмы:
- рассказ- предположение по ключевым словам (корень, стебель, плод);
- верные и неверные утверждения:
по теме «Воздух и его охрана» обсуждались следующие утверждения,
- Воздух имеет определённую форму.
- Воздух невозможно сжать.
- В воздухе возможно услышать какие – либо звуки.
- Воздух не имеет массу.
- Воздух не может сохранять тепло.
Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.
На этом этапе начинаем работать над кластером. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются
в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Учащиеся с удовольствием используют кластеры, добавляя при этом что-то своё: могут изобразить кластер в виде растений, домиков, животных и т. д.
С целью краткого сообщения уже имеющихся знаний учащиеся составляют «синквейн» (стихотворение из пяти строк). Данный приём обогащает словарный запас учащихся, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Можно предложить написать синквейн до изучения новой темы, после получения новых знаний. В результате качественно меняется восприятие изучаемой темы.
иформационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний.
Применим такой приём, как чтение с пометками. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе.
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Работа велась над составлением таких типов вопросов –
- Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию.
- Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
- Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
- Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Следующий приём - заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Первые люди жили стаей, затем общинами. Чтобы добыть себе питание люди кочевали. | Где появились первые люди? Как люди заселили нашу Земля? Почему сейчас люди не кочуют? |
|
Эта стратегия используется как для чтения текстов, так и для просмотра видеофильмов. Её форма отображает три фазы, по которым строится образовательный процесс, использующий технологию критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Фишбоун (рыбий скелет) – чаще всего используется учителем на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу. Рассмотрим на конкретном примере. Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» - экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь зону пустынь
4. Таблица тонких и толстых вопросов – этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку? Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?
На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений.
Здесь дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, пишут творческие работы и проводят мини- исследования, строят предположения. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Такие приёмы, на мой взгляд, дают положительные результаты:
- развивают мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
- способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала;
- активизируют коммуникативную способность младших школьников;
- учат формулировать вопросы, развивая, тем самым, познавательную деятельность учащихся.
Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных , личностных, репродуктивных, познавательных способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на новые ФГОС
Статья содержит краткое описание технологии ТОГИС, алгоритма работы над задачей, приведен пример работы над деятельностной задачей "Пингвины"....
Игра на уроке английского языка как средство формирования универсальных учебных действий.
Статья предлагает познакомиться с механизмом формирования универсальных учебных действий при помощи различнго рода игр на уроках иностранного языка преимущественно в начальной школе....
мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"
Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...
Презентация ИОППР на тему «Технология педагогических мастерских как эффективное средство формирования универсальных учебных действий».
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Введение профессионального...
Тема: Использование метода сотворчества на уроках «Литературного чтения» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литературного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостояте...
Методическое объединение Опыт работы . «Проектная технология, как средство формирования универсальных учебных действий»
В статье я делюсь опытом своей работы по организации проектной деятельности младших школьников...
Использование цифровых технологий на уроках окружающего мира как средство формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников
Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Использование цифровых технологий на уроках окружающего мира как средство формирования личностных универсальных учебных...