Методическое объединение Опыт работы . «Проектная технология, как средство формирования универсальных учебных действий»
учебно-методический материал на тему
В статье я делюсь опытом своей работы по организации проектной деятельности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение
Опыт работы .
«Проектная технология, как средство формирования универсальных учебных действий»
Капустина Ю.С. , учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 50,
высшая квалификационная категория
СЛАЙД.2
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю Вам опыт моей работы по формированию УУД через проектную деятельность.
Цель работы: развитие личности младшего школьника и достижение планируемых результатов в соответствии с возможностями обучающихся и требованиями ФГОС НОО
Задачи: Создать условия для личностного развития
учащихся и формирования универсальных учебных действий.
- Сформировать положительную мотивацию к обучению и познанию.
- Обеспечить достижение всеми учащимися предметных результатов.
(цель и задачи представлены на слайде)
СЛАЙД 3
Анализируя свою педагогическую деятельность я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих обучение детей в начальной школе и переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Актуальность ФГОС нового поколения
– Повышение роли проектных методов обучения в современном обществе.
В послании президента России Владимира Владимировича Путина к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. подчеркнуто, что в школе нужно активно развивать творческое начало, учить самостоятельно мыслить, работать в команде, решать нестандартные задачи, воспитывать культуру исследовательской работы .
СЛАЙД 4
В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать следующие универсальные учебные действия, установленные ФГОС НОО:
Личностные
- испытывая чувство радости узнавания нового
- младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе
- формируется мотивационная основа учебной деятельности
Познавательные :
- самостоятельно находить информацию
- анализировать ,
- выдвигать гипотезы,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- находить несколько вариантов решения проблемы
Регулятивные :
- ставить цели,
- планировать процесс
- контролировать и корректировать свою деятельность
- оценивать ход, результат своей деятельности
Коммуникативные :
- выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы
- умения вступать в диалог, вести дискуссию,
- задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения
СЛАЙД 5
Метод проектов я начала использовать в своей работе с 2009 года . Изучала опыт педагогов , анализировала собственную деятельность . При организации проектной деятельности я столкнулась с трудностями:
- подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить выполнение задания родителям.
- при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
- переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
- подготовка к использованию метода проектов занимает достаточно много времени;
- трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль.
- возраст младшего школьника накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе.
Со временем я разработала собственную программу организации проектной деятельности в начальной школе.
Чаще всего метод проектов я использую на обобщающих уроках после изученных тем по предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, а также во внеурочной деятельности
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Есть мнение , что полноценная проектная деятельность в начальной школе невозможна. Но я считаю, что проектной деятельностью заниматься можно, нужно только её правильно организовать , учитывая возрастные особенности учащихся.
СЛАЙД 6
Поэтому я выделили два этапа формирования навыков проектной деятельности
Подготовительный этап (это 1 и 2 класс)
Основной этап (3-4 классы )
СЛАЙД 7
Есть разные классификации проектов. Меня интересуют представленные на слайде. проекты:
- Информационные(1-4 класс)
- Творческие (1-4 класс)
- Исследовательские (3-4 класс)
СЛАЙД 8 -10
В 1классе введение в проектную деятельность
В 1 классе учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать
индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только
индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам.
Провожу интерактивные игры, направленные на формирование навыков сотрудничества .
В первом классе в основном все проекты носят творческий и информационный характер , дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
СЛАЙД 11
Во 2 классе дети уже умеют читать, имеют навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Можно включить не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Можно увеличить степень самостоятельности детей в работе над проектом. (дать перечислением)
Так же во 2 классе мы решаем проектные задачи, как прообраз проектной работы .Учу не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
Основной этап ( 3 и 4 класс)
СЛАЙД 12
3 класс это целенаправленное изучение основ проектной деятельности
В 3 классе формирую умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать , наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы на основе упражнений , которые предлагает доктор психологических и педагогических наук Александр Ильич Савенков.
В 3 классе ученики знакомятся со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления.
Осуществляются коллективные проекты в которых степень самостоятельности учеников выше , чем в первом и втором классе.
СЛАЙД 13-16
В 4 классе закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами. Увеличивается степень самостоятельности учащихся при работе над проектами. Выявляются и поддерживаются , те учащиеся , которые показывают высокий уровень сформированности универсальных учебных действий. Они готовят индивидуальные исследовательские проекты. Участвуют в различных мероприятиях где могут продемонстрировать свои исследовательские умения.
СЛАЙД 17
Показателем результативности и эффективности разработанной программы является предметные знания моих учеников и уровень формирования универсальных учебных действий,
СЛАЙД 18-19
Результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике качества знаний по основным предметам.
СЛАЙД 20-24
Я провожу диагностику УУД в начале реализации программы и на выходе из начальной школы. Для диагностики УУД я использую учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать»
Результаты диагностики подтверждают рост учебной мотивации, личностных, метапредметных УУД.
СЛАЙД 25-28
На следующих слайдах вы видите активность моих учеников
Таким образом, реализация программы по организации проектной деятельности в начальной школе позволяет мне решить поставленные выше задачи, т.к.
1) Повышается качество знаний учащихся
2)Учащиеся активно участвуют и показывают высокие результаты в различного рода конкурсах и мероприятиях, связанных с проектной деятельностью
3)Результаты наблюдений и анкетирования учащихся позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности
СЛАЙД 29-30
Результаты наблюдения показывают при переходе в основную школу мои выпускники быстрее других учащихся адаптируются к обучению в 5-ом классе, но и сохраняют и даже приумножают качественные показатели обучения, по-прежнему демонстрируя высокую познавательную активность и успешное участие в различного рода конкурсах и проектах.
СЛАЙД 31
Своё выступление я хотела бы завершить стихотворением С. Я. Маршака, которое он написал в 1964 году.
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-114392-1376757620.png)
Организация проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
Будущему гражданину недостаточно одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию своих знан...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-384459-1389996136.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действийиз опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-621197-1428516601.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья
Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам Д. Медведева, «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-142958-1444162425.jpg)
«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий»
В материале выступления представлены основные принципы организации проектной деятельности с младшими школьниками, показана роль работы над проектами при формировании универсальных учебных действий в н...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/14/picture-780861-1460612762.jpg)
Педагогический проект "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
Данный практико-ориентированный педагогический проект представляет собой описание организационно-педагогических условий использования системы проектных задач как средства формирования универсальных уч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/07/picture-817146-1475847143.jpg)
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"....