Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"
материал по теме
Цель мастер-класса - познакомить участников с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной на формирование УУД; осмыслить возможности использования ТРКМ в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему «Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира.
Цель: познакомить участников мастер-класса с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной на формирование УУД;
Осмыслить возможности использования ТРКМ в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Задачи:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
- Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
- Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
- Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
- передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования
Ход мастер-класса
Приветствие
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.
слайд 1 - свое выступление хочу начать со слов Д.Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию»
слайд 2 – мастер-класс
- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что устанете работать на мастер-классе?
- Верите ли вы, что можете научить детей учиться?
В конце мастер-класса мне хотелось бы, что вы отметили как положительные моменты, так и трудности, c которыми может встретиться учитель, при использовании данной технологии.
- Информационный блок.
Слайд (авторы) В условиях реализации новых стандартов, одним из главных требований выступает проектирование учителем личностно - ориентированного урока, выбор оптимальных технологий и методов работы. Одной из таких технологией является технология развития критического мышления.
Слайд (для чего используют) Её основой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Слайд Что же такое критическое мышление? По мнению И. О. Загашева (международного тренера – сертификатора программы РКМЧП)
это – система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью»
слайд - Базовая модель технологии РКМ состоит из трёх этапов (стадий):
стадии вызова,
стадии осмысления стадии рефлексии.
В режиме ТРКМ, так же как и при обучении по системе Л. В. Занкова, у ученика на этапе вызова уже возникают собственные цели и мотивы для изучения нового, именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления.
Если посмотреть на эти стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе.
В чем же отличие данной технологии? Что принципиально нового несет технология развития критического мышления?
Слайд (с приемами по стадиям) - Элементы новизны содержатся в самих методических приемах и стратегиях, используемых на каждой стадии, которые ориентируют на создание условий для свободного развития каждого учащегося.
Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые наиболее успешно и формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют и сочиняют.
Слайд - на стадии вызова использую приёмы «Верите ли вы, что…» и «Верные и неверные утверждения», которые очень нравятся моим ученикам.
Учащимся необходимо заполнить первую строку таблицы, вторая строка остается пока пустой.
Вопросы:
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Слайд - В конце урока после работы с текстом, снова возвращаемся к утверждениям, и ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Слайд - интересный прием « Корзина идей» (вопросов, фактов, понятий). Ученик записывает все, что ему известно по проблеме. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.
Слайд – так выглядит корзина идей по теме «Вода в природе » перед изучением темы
Слайд - и после изучения
Слайд – на стадии вызова использую таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Слайд - по теме «Одомашнивание животных» получилась следующая таблица
Одним из основных приемов на стадии осмысления при работе с текстом считаю прием «Инсерт» .
Слайд - Учащимся предлагаю систему маркировки текста, предполагающую следующие значки:
V – я это знал;
– я думал иначе;
+ новое для меня;
? интересно, непонятно, нужно разобраться.
Условные знаки помогают учащимся читать текст более внимательно. Знаки становятся помощниками в запоминании и осмыслении материала. Такое активное чтение способствует развитию системности мышления, развивает умение классифицировать поступающую информацию, развивает умение выделять новое.
При повторном чтении использую прием «Бортовой журнал», учащиеся заполняют таблицу, в которой отмечают ключевые моменты из того, что уже знали, и новую информацию, полученную из текста.
Слайд - Одним из способов графического представления материала является приём «Кластер» - он универсальный и используется на всех стадиях.
Слайд - Например, на стадии вызова кластер помогает подготовить учащихся к восприятию новой информации.
В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.
В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Слайды - Кластер может оформляться по-разному.
Слайд - следующий прием, который я использую на всех стадиях урока - таблица «тонких» и «толстых» вопросов .
- На стадии вызова - это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.
На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
В левой части – простые, «тонкие», вопросы, которые подразумевают односложные ответы, а в правой – вопросы, требующие более сложного и развернутого ответа.
Хотелось бы отметить, что на стадии рефлексии необходимо обязательно вернуться к тем приемам, которые были использованы на стадии вызова – внести изменения, дополнить или изменить кластер, проверить верные-неверные утверждения, исправить перепутанные логические цепочки, дополнить корзину идей и таблицу Знал-Хочу узнать-Узнал и т.д.
Слайд - с целью целостного осмысления информации использую прием «Синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Слайд – примеры синквейнов - Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал .
Слайд – Для обобщения материала по одному учебному разделу или теме удобно использовать прием «Сводная таблица»
Слайд – А вот для сравнения трех и более аспектов или вопросов в рамках изучения какой-то темы можно применить прием «Концептуальная таблица»
Линии сравнения | Степь | Лесостепь | Лесная зона |
Климатические условия | |||
Растительный мир | |||
Животный мир | |||
Занятия людей |
Практическая часть мастер-класса
Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами ТРКМ
- а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами технологии.
Для работы в группах приглашаю активных участников, которые выступят в роли учеников.
1 группа - второклассники - ваша задача - составить сводную таблицу по теме
« Группы животных», используя материал учебника.
2 группа - 2 класс – вам необходимо составить кластер, тема «Растения» или «Животные»
Слайд - Советы учителю при работе с кластерами
- Записывайте все идеи учащихся
- Не судите о качестве идей (не комментируйте)
- Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо
- Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
- Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
- Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Слайд - 3 группа – 3 класс – поработаем над приемом «Инсерт» (маркировка текста), тема «Образование почв на Земле»
Отметьте с помощью знаков, что вам известно по данной теме, что нового вы узнали, что было интересным, а что непонятным и у вас возникли вопросы.
После чтения и маркировки заполните таблицу «Бортовой журнал»
Слайд - 4 группа – будет составлять толстые и тонкие вопросы к тексту по теме «Где и как жили рыцари» (Раздел «Наши соседи на Западе»)
Проверка выполненной работы по группам.
Подведение итогов
Еще один прием, который мне нравится использовать на этапе рефлексии – перекрестная дискуссия.
Этот прием создает условия для предупреждения однозначного толкования событий, явлений природы, поступков людей. Это очень важные условия для современной жизни. Наши дети очень категоричны в своих оценках и видят очень конкретные полярные явления: черное-белое, добро-зло. К сожалению, у некоторых людей этот детский максимализм сохраняется надолго, что безусловно, значительно усложняет им жизнь.
А все великие открытия совершаются именно тогда, когда «открыватель» подвергает сомнению установленное мнение.
Так Коперник, подвергнув сомнению общепринятое мнение, что звезды и планеты движутся вокруг Земли, смог увидеть Солнце как центр системы.
(темы для дискуссий: изобретения в технике, компьютерные игры – за и против, охрана природы, охрана здоровья, увеличение количества заводов и т.д.)
Слайд – Итак, технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.
Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике?
Щелчок – Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос
Готов ли я применять технологию развития критического мышления на своих уроках?
Ваша задача привести аргументы или за или против – отмечая положительные и отрицательные стороны.
-да, я готов ….. потому что
-нет, я не готов, потому что …
- Начнем, дискуссию?
Какой вывод можно сделать? В использовании ТРКМ, конечно, больше положительных сторон, чем отрицательных, поэтому ее действительно необходимо использовать в образовательном процессе.
***** ВРЕМЯ!!!! Если будет
Задание для всех участников: составьте синквейн по теме мастер-класса.
Ключевое слово – мастер-класс, технология, критическое мышление,
Зачитывают синквейны
Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.
Слайд – мысль в подарок Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы. Э. Кинг Я желаю вам дальнейших творческих успехов в освоении ТРКМ. Спасибо за внимание!
Работа с залом
- Для релаксации проведем психологический тренинг с помощью метода “Мои предпочтения”. (Метод представлен Валентиной Фаткуловой).
- Приготовьте листок и ручку.
- Задумайте свой любимый цвет, и подберите к нему три характеристики – опишите его
(например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный).
- Запишите на новой строке название животного, с которым вы бы хотели сфотографироваться, находясь в зоопарке – а теперь опишите это животное тремя словами-признаками. (например, тигр – сильный, опасный, хищный).
- И, наконец, запишите свой любимый город и придумайте для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).
Слайд -
После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:
- Три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
- Три характеристики животного – так вы видите себя сами в общении с окружающими;
- Три характеристики города – такими вы бы хотели видеть себя в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.
В данной презентации рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...
Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"
В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления, оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365881-1386784253.jpg)
Приемы технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира
Содержание Введение 1. Понятие о педагогической технологии2 Технология "Развитие критического мышления"2.1 Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления» ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-424513-1395722601.jpg)
Использование технологии критического мышления на уроках, окружающего мира и литературного чтения.
Статья...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-682050-1444230214.jpg)
Использование технологий критического мышления на уроках окружающего мира
Изучить пути и методы применения технологии критического мышления на уроках окружающего мира и на основе анализа существующего опыта учителей начальной школы обосновать необходимость ее использования....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/11/picture-1217570-1581433815.jpg)
Методическая разработка: «Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира в условиях ФГОС НОО»
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-547042-1610641130.jpg)
Статья Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира
Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира...