Статья Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру

Кривоногова Наталья Николаевна

Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Н. Кривоногова

  Р.В. Никитина

Учителя

начальных классов

МБОУ СШ №81

 им. Героя Советского Союза

генерала Д.М. Карбышева

Г. Ульяновск

Применение технологий критического мышления

на уроках окружающего мира

Аннотация: в работе рассматривается вопрос о применении технологий критического мышления на уроках окружающего мира.

Annotation: The paper deals with the application of critical thinking, technology in the classroom of the world

Ключевые слова: окружающий мир, критическое мышление, технологии.

Tags: around the world, critical thinking, and technology.

Каждый век, приобретая новые идеи,

приобретает и новые глаза. 

 (Г. Гейне)

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Качество усвоения учебного материал, прежде всего,  зависит от выбора метода изучения той или иной темы.  Для каждого учителя больным вопросом является вопрос: «Как сделать свои уроки увлекательными и занимательными? »  Лишь познакомившись с технологией критического мышления, мы пришли к выводу, что применение данных приемов позволяет сделать  урок оживленным, увлекательным.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Критическое мышление – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и  умение обосновать ее способность, выслушать собеседника. Особенностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходить в процессе постоянного поиска.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приемы и современные общеобразовательные технологии. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Важнейшей задачей образования на современном этапе становится формирование предметных и универсальных способов действий. А деятельностный подход - основной способ получения знаний. Вот почему необходимо развивать у учеников творческое мышление.

Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются такие приемы «Кластер», «Синквейн», «Фишбоун», «Корзина мыслей» и т.д.

На первой стадии урока часто применяем прием «Корзина мыслей». Цель приема – создать интерес – побуждение к активной деятельности. Класс делится на группы. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения по изучаемой теме, которые собираются в корзину. Например, тема «Охрана растений», 3 класс, окружающий мир:

«Продолжите фразу:

Охрана растений – это….

Бережное отношение к растениям – значит….»

На доске фиксируются все предположения, по которым в конце урока делается вывод.

На второй стадии урока часто применяем прием «Кластер». Так, например, при изучении темы «Вода» в 3 классе, ученики  делятся на группы, где каждая группа получает задание, из ответов, которых составляется Кластер. Первая группа на листе А3 рисует схему свойств воды в жидком состоянии, вторая группа – в твердом состоянии, третья группа - в газообразном состоянии. Затем руководители групп выходят к доске, прикрепляют свои схемы и делают вывод по ним.

Вода

Три состояния вода

Жидкое

Твердое

Газообразное

лед

снег

текучая

прозрачная

Без запаха

Бесцветная и т.д.

Прозрачный

Легче воды

Твердый

хрупкий

Белый и т.д.

бесцветный

прозрачный

Испаряется

Меняет состояния и т.д

На данной стадии также целесообразно применять технологию «Фишбоун». Цель приема – развивать умения, выделять главное, обобщать, активизировать, делать выводы. Можно организовать работу в группах, парах, фронтальную.

Например, 3 класс, тема «Вода в жизни человека»

        В быту           в с/х       ГЭС     отопление   и т.д.

                   Для человека        полив     энергия       обогрев    и т.д.

На этой стадии очень полезно проводить прием «Взаимоопрос». Работа в парах. Ученики читают текст, останавливаясь после каждого абзаца,  и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.

«Тема «Как животные воспринимают мир». «Насекомые»

- Как называется орган зрения у насекомых? (глаза)

-Из чего состоят глаза насекомых? (из большого числа маленьких глазков)

- Как развиты органы слуха у насекомых? (хорошо у тех, которые сами издают звуки)

- Где находятся органы обоняния  у насекомых? (на усиках)

- Как расположены органы осязания у насекомых? (по всему телу чувствительные волоски)»

И третья стадия – рефлексия, где демонстрируется понимание пройденного. Применяем технологию «Тонкие и толстые вопросы». Цель приема – повысить мыслительную деятельность учащихся.

Тема  «Охрана животных». После прочтения текста. Учащиеся работают в парах. Обдумывают тонкие и толстые вопросы по данной теме.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что такое заповедник?

Что такое Красная книга?

…..

Предположите, что если бы люди не нуждались в животных?

Дайте объяснение, почему нужно бережно относится ко всем животным, а не только к редким?....

На этой же стадии часто пользуемся приемом «Синквейн».

«Тема «Воздух вокруг нас», 3 класс

Воздух

Чистый грязный

Охранять загрязнять контролировать

Воздух – необходимое условие жизни.

Газ »

Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и активизируют свой мыслительный процесс.

Работа с применением технологий критического мышления повышает интерес к уроку, учащиеся успешно овладевают программным материалом. Делая вывод, хочется сказать, что в процессе применения на своих уроках технологий критического мышления, можем перечислить только положительные стороны. Данные приемы помогают скрасить уроки, способствуют развитию мышления учащихся, возникновению интереса  при работе с текстом, способности работать в группе и с различными источниками информации, работать самостоятельно.

Литература:

  1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
  2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
  4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
  5. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21. 
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
  7. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
  8. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
  9. Фестиваль  педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в технологии критического мышления по окружающему миру "Природные зоны полярного пояса" (2 класс, "Школа 2100").

Данный материал включает в себя конспект урока и тематическую презентацию. Урок разработан в технологии критического мышления....

Буклет "Применение технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Буклет был выпущен в помощь учителям реализующих курс ОРКСЭ в школах....

Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...

Применение технологии критического мышления на уроках в начальных классах.

        Школа сегодня стремительно меняется, шагая   в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение тем...

Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе.

Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоян...