Методическая разработка: «Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира в условиях ФГОС НОО»
методическая разработка

Шатова Анна Валентиновна

Предварительный просмотр:

       

                           Методическая разработка

   «Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира в условиях ФГОС  НОО»

                           Шатова Анна Валентиновна

                           учитель начальных классов

                                     МБОУ школа № 17

                                            г.о. Кинешма

        2020год

Форма проведения:

Круглый стол с элементами мастер класса

Задача:

Изучение педагогического опыта по использованию технологии критического мышления на уроках окружающего мира в условиях ФГОС.

Содержание:

Анализ эффективности использования приёмов технологии критического мышления на уроках окружающего мира в начальных классах.

Результат:

Создание методической копилки по использованию технологии критического мышления на уроках окружающего мира  

в начальной школе.

            Для вовлечения учащихся в процесс обучения при проведении альтернативных уроков широко используется технология критического мышления.

        Ученик становится инициативным и самостоятельным, он учится осмысленно, его любознательность поощряется.

         Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Данная технология – один из способов превратить учение в личностно ориентированное.

Авторы данной технологии говорят, что дают ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». Учащиеся учатся анализировать информацию и решать, что является главным, а что второстепенным, учатся выражать своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

                                 Роль учителя в ТКМ:

  • направляет усилия учеников в определённое русло
  • сталкивает различные суждения
  • создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
  • даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы
  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

        Урок, на котором используется технология «Критического мышления» включает в себя 3 модуля.

  • 1 модуль - Вызов. Здесь происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, приёмы: «Мозговой штурм», «Корзину идей», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку» и т.д.
  • 2 модуль - Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.  Здесь можно использовать приём «Инсерт». Чтение текста с пометками. Чтение текста с пометками:

+ я это знал,

- я этого не знал,

! это меня удивило

? хотел бы узнать подробнее.

Составление таблицы, выписываются основные положения из

текста.

       

Можно использовать всем известный «Кластер».

Приём «Карусель». Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно

дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

     

        Приём «Фишбоун- рыба».

         В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы с текстом. Проблему формулируют сами дети на основе прочитанного текста.

 На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние –

для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.        

        hello_html_49d12905.png

              Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Тундра и человек». Разрабатывается на этапе осмысления новой информации «Фишбоун- рыба».

 Проблема: «Хозяйственная деятельность человека».

Причины: добыча полезных ископаемых (нефти, газа), перевыпас оленей, транспорт (машины, вездеходы), браконьерство.

Факты: загрязнение окружающей среды тундры, исчезновение растений, нарушение плодородного слоя почвы тундры, исчезновение некоторых видов животных.

Вывод по проблеме: необходимо беречь природу тундры.

              Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Пустыни и человек». Разрабатывается на этапе осмысления новой информации «Фишбоун- рыба».

Проблема: «Опустынивание земли», «Нарушение экосистемы пустынь».

Причины: чрезмерное орошение пустынь, перевыпас животных, браконьерство.

Факты: засоление почвы и исчезновение растений, больше стало подвижных песков, под угрозой исчезновения находятся некоторые виды животных.

Вывод по проблеме: необходимо беречь природу пустынь.

              Приём Жокей и лошадь”.

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А. Каменский. Класс делится на две

группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.

Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Самая неприятная черта этого приёма – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Пример. На уроке окружающего мира в 4 классе при изучении темы: «Планеты Солнечной системы» у жокеев карточки с названием планет, а у лошадей карточки с их характеристиками. Может быть группа экспертов из 5 человек. Делают презентацию на доску.

  • 3 модуль - Рефлексия, Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 модуле. Приёмы: «Синквейн», «Диамант», стратегия «Галерея» (После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдаёт свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

            Каждый модуль имеет свои цели и задачи, а также набор приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.

              Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими

лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают,  пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

 

        Применение данных приёмов на уроках окружающего мира позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы

различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »

   Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"

Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить в...

Использование технологий критического мышления на уроках окружающего мира

Изучить пути и методы применения технологии критического мышления на уроках окружающего мира и на основе анализа существующего опыта учителей начальной школы обосновать необходимость ее использования....

Статья: "Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики."

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках  математики...

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики/

Умственная деятельность является особенностью современного этапа развития образования. Важнейшей задачей сегодня является наделение учащихся умениями, позволяющими  им самостоятельно получать инф...