Статья: "Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики."
статья по математике (1 класс)

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках  математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках  математики.

Умственная деятельность является особенностью современного этапа развития образования. Важнейшей задачей сегодня является наделение учащихся умениями, позволяющими  им самостоятельно получать информацию, а также  активно включаться в исследовательскую, творческую деятельность. Таким образом обучение и развитие обучаемого происходит в процессе его самостоятельной деятельности.

Использование технологии развития критического мышления  на уроках математики  развивает у обучающих:

- логическое мышление,

- критическое мышление,

- способность к восприятию алгоритмической культуры,

-  умение работать с информацией, активно ее воспринимать,

-  умение проводить исследование,

-  решать проблему,

- творческие способности, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.

          Чтение и письмо — основные или базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, поэтому педагогу необходимо научить школьников эффективно читать и писать.

Таким образом видно, что и  при изучении математики учащиеся так же встречаются с учебными текстами (учебник, задачник и т.д.). Умение работать с математическими текстами - это немаловажный аспект успешной учебной деятельности обучаемого. Педагогу необходимо обучать умению читать тексты, выделять в них главное, формировать личностное отношение к изученному и т.д. 

         Использование индивидуальной, групповой и парной работы, которые включает в процесс обучения технология развития критического мышления через письмо, на уроках математики, значимо и эффективно. В процессе обучения включен каждый ученик, а не часть ученического коллектива, что способствует более качественному обучению.

           Учебные условия, способствующие критическому мышлению (фронтальный опрос):

  • Задайте вопрос  и только потом назовите учащегося, который на него будет отвечать.
  • Дайте учащемуся адекватное время для обдумывания вопроса, который вы ему задали.
  • Задавайте один вопрос за один раз.
  • Давайте возможность всем учащимся отвечать на вопросы (т.е. не выделяйте учащихся, которым вы предпочитаете их задавать).
  • Перефразируйте вопрос, который вы задали, если чувствуете, что у учащегося возникли трудности с ответом.
  • Избегайте альтернативных вопросов («Да» и «Нет»).
  • Если позволяет содержание урока, вопросы задавайте от простого к сложному.
  • Задавайте вопросы, которые помогают учащимся прояснить или расширить их ответы.
  • Задавайте вопросы, которые заставляют учащихся задуматься над ответом, данным другим учащимся, чтобы они могли расширить, дополнить ответ одноклассника.
  • Задавайте вопросы, которые будут давать учащимся возможность пережить успех.

Как лучше организовать урок ?

Любое учебное занятие может быть разделено на три взаимосвязанных этапа.

Три основные фазы в новой педагогической технологии:

         ● этап вызова 

 ● этап осмысления  

 ● этап рефлексии

Каждому этапу соответствует тот или иной вид деятельности.         

   

Задания на развитие критического мышления

        Задачи – основное средство развития математического мышления учащихся. Речь идет о нестандартных задачах, поиск решения которых, как и нестандартные решения традиционных задач, является условием на пути развития способностей учащихся.

       При совместном поиске решения задачи все разнообразные ответы детей выслушиваются, проговариваются, при необходимости записываются. Затем, когда начинается анализ, решение задачи, то можно прийти к совершенно другому ответу или выводу. Задача вызывает интерес и активность учащихся лишь в том случае, если в ней имеется элемент неожиданности. Такой прием приучает детей думать и рассуждать. Опорные вопросы помогают слабоуспевающим детям. Учитель учит детей в ходе эвристической беседы умениям выражать свою точку зрения, давать самооценку.

       Решение задач различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования обучения математике. При решении задач только одним способом, единственная цель у учащихся – найти правильный ответ. Если же требуется применить при этом несколько способов, то они стараются отыскать наиболее оригинальное решение.

          Из этого следует что, уроки, проведенные с помощью этих приемов, носят нетрадиционный характер. На таких уроках учитель дает детям знания, а также воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком, а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики позволяет развить у учащихся: логическое мышление, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, умение работать с информацией, творческие способности.

Источники:

  • Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003
  • Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 203с.
  • Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997.
  •  Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
  • Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996
  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
  • Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.
  • Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОМ в 3 классе по теме " Кровеносная система" с использованием технологии критического мышления

Данный урок построен по технологии критического мыления. Использованы следующие приёмы: "Истино, ложно", "Кластер","Инсерт", "Корзина идей", "Синквейн"...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »

   Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...

«Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе»

Введение  Все: учителя, школьники, родители выстраивают свой идеал школы. Конечно, этот идеал у нас неодинаков. Но мы уверены, что если собрать все мнения, наверняка получится, что школа, с од...

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

конспект урока по чтению с использованием технологии критического мышления "Легкий хлеб" белорусская сказка

Тема: «Легкий хлеб» - белорусская сказка.Цель: познакомить учащихся с белорусской народной сказкой «Легкий хлеб».Развивать речь учащихся; развитие умения читать правильно, сознательно, выразительно.Во...

Методическая разработка урока по русскому языку. Использование технологии критического мышления

3 класс. Русский язык. Тема. Изложение. Цель: формирование умения  определять тему текста, устанавливать связь заголовка с темой текста, развитие восприятия,  мышления Ход урока. 1.Орган...

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики/

Умственная деятельность является особенностью современного этапа развития образования. Важнейшей задачей сегодня является наделение учащихся умениями, позволяющими  им самостоятельно получать инф...