Главные вкладки

    «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »
    статья по теме

    Шимбулина  Наталья Ивановна



       Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технолог
    ия развития критическ
    ого мышления
    .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование технологии критического мышления в условиях внедрения ФГОС на уроках русского языка »

       Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

    ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.

    ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции.

      Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

      Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

      Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

        Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

       Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

       Работая с детьми младшего школьного возраста,  постоянно находишься в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

       Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

      Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

      На наш взгляд,  методы и приемы технологии критического мышления не потеряли своей актуальности и сегодня в свете внедрения государственных стандартов второго поколения.

      В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

       Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

      Организация учебно-воспитательного процесса  при использовании данной технологии проходит на основе коллективного способа обучения. Обучающиеся работают в динамических парах и группах на основе интерактивного взаимодействия.            

       В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи, а также набор характерных методов и приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской творческой деятельности (вызов), а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний (рефлексия).

    1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Актуализация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала.

     Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

     2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). Активное получению информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.

     На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

     3 этап - «Рефлексия» (размышление).

    Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

         Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения  технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка,  обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

       Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

       В концепции определены основные функции образовательного стандарта. К числу основных функций стандарта следует отнести: -функцию обеспечения права на полноценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т.е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.

       Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, можно придти  к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта

    Фрагменты урока «Понятие о временных формах глагола»

    Стадия вызова.

    -Как вы думаете, что такое время глагола?

    -Сколько временных форм у глагола в русском языке?

    -Какие вы знаете временные формы глагола?

    -Обдумайте свои предположения и запишите на листочках. Обсудите со своим соседом и подготовьте ответ.

    "Дерево предсказаний"

    Что такое время глагола?

    Сколько временных форм у глаголов в русском языке?

    Ребята не просто высказывают предположения, но и аргументируют их: "Я так думаю, потому что…"

       По ходу выступления детей учитель фиксирует на доске предположения учащихся. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные мнения.

    Стадия осмысления.

    Прием "Инсерт"

    На столах у каждого ребенка листы с текстом.

    Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

    V - эту информацию знал, знаю, вспомнил;

    + - это новая для меня информация;

    ? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

    Временные формы глагола.

    В русском языке существуют формы трех времен: настоящего времени, прошедшего и будущего времени.

    Формы времени глагола выражают отношение действия к моменту речи.

    Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?

    Например: На всех парах несется (что делает?) поезд, колеса вертит (что делает?) паровоз. (Б. Пастернак)

    Формы прошедшего времени показывают, что действие предшествует моменту речи.

    Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: Что делал? Что сделал? Что сделала? Что делали? Что сделали?

    Например: Река (что сделала?) вышла из берегов. Она (что сделала?) затопила прибрежные луга.

    Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдет после момента речи.

    Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: Что сделает? Что будет делать? Что сделает? Что будут делать?

    Например: Настанут (что сделают?) холода, осыплется (что сделает?) листва и льдом покроется (что сделает?) река.

    - А сейчас вернитесь к своим предположениям и, если необходимо, внесите изменения.

    - Давайте и с доски уберем неверную информацию.

    - Какие новые сведения для себя вы отметили?

    "Лови ошибку"

    -Прочитайте пословицы. Найдите и исправьте ошибки.

    Слайд

    Найди и исправь ошибки.

    Трус своей лени боится.

    Яйца куницу не учат

    Терпение и пруд все перетрут.

    Нашла коза на камень.

      Стадия рефлексии.

    Составление кластера.

    Изменение глагола

    Время

    число

    Настоящее время

    Ед.ч

    Прошедшее время

    Мн.ч

    Будущее время


    Литература:

     1. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе. — 2004. — № 17. — С.14-18.

     2. Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе. —  2004. —  № 17. — С. 56-61

      3.Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С.     Заир-Бек// Директор школы. — 2005. — № 4. — С. 60–72.

      4.Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004. — 175 с.

       5.Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. — М.: ЦГЛ, 2005. —  С. 5-13.

       6.Мурюкина, Е.В.,  Челышева, И.В.  Развитие  критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»: Учеб. пособие для вузов/ Е.В. Мурюкина, И.В.    Челышева. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. —162 c.

      7.Павлова, А. И.   О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе.—  2007. — № 8. — С. 11-15.

    8. Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо/ С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября». — 2005. — № 18. — С. 5-11; № 19. — С.10-18.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

    Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

             Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

    Современный урок русского языка в условиях внедрения ФГОС (ОС "Школа 2100")

    Выступление на школьном педагогическом совете о современном уроке в условиях внедрения ФГОС (на примере уроков русского языка)...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”

    При составлении плана  урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...

    Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

    Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...