Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС второго поколения
материал по русскому языку на тему

Ивленкова Марина Геннадьевна

Выступление на МО Школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_shkoly.docx13.34 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ МО учителя начальных классов Ивленковой М.Г.

Тема : формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС второго поколения

  Изучив концепции ученых-лингвистов, психологов, учителей практиков, обогативших теорию и практику обучения, проанализировав и применив на практике положительный опыт, можно сделать вывод, что работа по формированию орфографической зоркости будет успешной, если она будет проведена в системе.

 Системообразующим   фактором в обучении правописанию служит весь комплекс языковых знаний. Движущей силой овладения всеми сторонами языка: и фонетической, и лексической, и грамматикой является коммуникативная потребность, понимая, в широком смысле,  не только как сиюминутная необходимость что-то сказать, что-то написать, а как свойство личности. Как ни ограничены возможности такого подхода в начальной школе, но если учитель постоянно проводит такую линию, то результаты все же скажутся. «Учитель может и должен вооружить учащихся таким способом письма, при котором ученик получит возможности не делать ошибок» [1,41]. Знание класса, нацеленность на формирование личности ребенка, профессионализм – все это помогает сделать обучение безошибочному письму – воспитывающим, личностно-ориентированным.

Итак, подводя итоги по формированию орфографической зоркости у младших школьников, можно констатировать следующее:

Во-первых, необходимо, чтобы у  учащихся складывалось представление о целостном, системном характере русского правописания, вне которого невозможно возникновение познавательного отношения к письму и к орфографии в частности, формировались обобщенные способы постановки и решения орфографических задач, возникали предпосылки для содержательного анализа каждой новой орфограммы с единой позиции ведущего принципа русского правописания.

Во-вторых, проанализировав психолого-педагогические особенности развития орфографической зоркости учащихся начальных классов  с целью  предупреждения орфографических ошибок и формирования основ орфографической зоркости, необходимо проводить следующие виды работ:

1.Звуковой анализ, то есть соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма. Эту работу помогают осуществлять звуковые схемы.

 2.Смысловой анализ слов и предложений.

 3.Обучение детей двум видам чтения: орфоэпическому и орфографическому (проговариванию).

4. Развитие умения определять слабые и сильные позиции звуков.

5. Обучение письму с пропусками под диктовку.

6. Использование словарей,  выполняющих не только роль справочника, но и  учебного пособия по развитию орфографической зоркости и решению орфографических задач (Лексико-семантический принцип).

В-третьих, анализ, полученных в ходе исследования данных, позволяет определить, что фонематический прием сознательного пропуска учеником «сомнительной буквы» ведет к успешному формированию орфографической зоркости.  

 В заключении отметим, что формирование  орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме (независимо от того, вводится ли данный термин). Обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию, имеющий свою методику и свои типы орфографических упражнений, среди которых основное место занимает письмо с пропусками и списывание, опирающееся на активную орфографическую ориентировку в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они разумеется взаимосвязаны):-   обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы)и буквы, с учёто...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в соответствии с ФГОС

Виды и формы работы на уроках русского языка по формированию ФГОС...