«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
статья (2 класс) по теме

Лукъянчикова Галина Александровна

           Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задачи:

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

 - культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

- социальной компетентности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx659.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНЯ ШКОЛА №110

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ  В УСЛОВИЯХ  ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Председатель методического объединения начальных классов,

учитель первой категории

Лукъянчикова Галина Александровна

г. Ростов-на-Дону

2012 – 2013 учебный год.


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ  В УСЛОВИЯХ  ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский )

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах.

Нас заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

          Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

 - культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые используются на наших уроках.

Напомню, базовая модель этой технологии из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и  рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи.

Цели и задачи этапов (стадий) технологии РКМЧП

Какими приёмами ТРКМ  пользуемся  на уроках в начальных классах? На уроках литературного чтения, окружающего мира  замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна, инсерт, «Корзина идей»,  дерево предсказаний.

К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»

На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанию   в учебнике  проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.

На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:

Выясняется, что со временем камни разрушаются. После проведенной работы учащиеся в группах заполняют таблицу:

№ опыта

Содержание опыта

 Результат опыта

Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

Приём «Бортовой журнал».

Ребята во время изучения темы записывают свои предположения, доводы, мысли. Это заставляет их читать новый текст вдумчиво с остановками.  В простейшем варианте учащиеся заносят в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по изучаемой теме?

Левая колонка «бортового журнала» заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок,  учащиеся заполняют правую колонку журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. При изучении новой темы организую работу в группах: один из партнеров анализирует список в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуального вклада каждого участника.

Что я знаю по данной теме?

Что я узнал нового из текста по изучаемой теме?

Пометки

Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В  ходе работы над текстом ребёнок  выделяет  необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Приведу примеры синквейнов,  составленных учащимися 2 класса в ходе изучения древнерусских былин.

1.Илья.

2.  Сильный,  мужественный.

3. Ехал, сражался, победил.  

4. Всем людям радость дарил.                                                    5.  Он - Ге рой!      

                                                       

1. Святогор.

2. Могучий, храбрый.

3.  Встретил, побратался, умер                                                              

4.Обладал волшебной силой.

5. Богатырь.            

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

             

Данная технология замечательно работает и на уроках математики. На этапе вызова ставится проблема. На втором этапе она решается в малых группах в зависимости от темы урока. На этапе рефлексии осуществляется возврат к поставленной проблеме, подводятся итоги работы, выводы и применение на практике.

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

Приём «Корзина идей» 

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?» 

- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:  

 

Погода  – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим  итоги работы групп.

Следующий приём - Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.

Для маркировки текста используем следующие знаки.

Вот пример «Инсерта» по предмету  «Окружающий мир». 1 класс, по теме  «Осень- природа готовится к зиме»

Также к приёмам развития критического мышления НА ЭТАПЕ ОСМЫСЛЕНИЯ относится  таблица «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали.

ВОТ ПРИМЕР УРОКА В 3 КЛАССЕ

 ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ»

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

*Растения – часть живой природы.

*Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух.

*Растения нужны людям и животным.

*На какие группы делятся растения?

*Что полезного в растениях?

*Интересные сведения.

*Как связаны растения с воздухом?

Как называется наука о растениях?

?

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Взаимообучение

Урок-исследование

Вызов

Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.

Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку);  графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.

Верные- неверные суждения; корзина идей и т.д.

Мозговой штурм

Осмысление

Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.

Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Зигзаг (мозаика)

Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия

Возвращение к кластеру

Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам

Сводная таблица

Предсказание

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

Мы рассмотрели лишь некоторые приемы  из множеств приёмов этой технологии.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии Развития критического мышления .

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем.

Источники информации

  1. Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
  2.  Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
  3. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
  4. Заир-Бек С. Как поставить отметку и в каком случае она нужна.// Перемена.-2001.- №4.
  5. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.
  6. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  7. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»
  8. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  9. Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »

   Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”

При составлении плана  урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...