Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Побережнюк Елена Валерьевна

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.

Понятие в  физике: квант – наименьшее количество какой-нибудь физической величины, обладающее самостоятельным существованием.

            Применяется метод при работе с текстом. Квант – это основная мысль и ведущая идея автора текста, которая выявляется в процессе его анализа и интерпретации.

Метод “Квант” включает несколько позиций: главных и дополнительных.

К главным относятся: “Ключевое слово”, “Понятие”, “Тезисы”, “Схема” или “Таблица”, “Вопросы”.  К дополнительным – “Театр” и “Поэзия”.

Первый этап работы заключается в ознакомлении учащихся с методом “Квант”. Затем учащиеся делятся  на 4 подгруппы и каждая выполняет выбранную позицию. В качестве небольшого материала выступает один текст. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания. 

Первая подгруппа вычленяет 10-15 “ключевых слов”, и 3-4 уточняющих “понятия” (определений).

Вторая подгруппа составляет “Схему”/ “таблицу” , отображающую общее содержание текста.

Третья подгруппа пишет “Тезисы” – краткое содержание текста.

Четвертая подгруппа составляет вопросы по тексту.

Все подгруппы должны учесть и выполнить главное правило игры: им необходимо выполнить задание таким образом, чтобы материал, представленный в Позициях был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

Таким образом, задание выполняется 15 минут, после чего каждая подгруппа выполняет презентацию у доски.

  • Первая подгруппа выписывает в столбик свои варианты ключевых слов и уточняющих понятий  (возможен вариант: из данных на карточках определений выбрать подходящие к данному тексту).
  • Далее учащиеся из подгруппы «Вопросы» задают свои вопросы классу.
  • Далее следующая подгруппа представляет «Схему» и свой вариант понимания текста.
  • После того, как учебный материал будет выписан и подготовлен на доске, выступает подгруппа «Тезисы». На этом этапе всем учащимся предлагается внимательно прослушать тезисы и отметить совпадение с информацией, представленной другими группами.

 

Весь учебный материал, полученный всеми группами необходимо обратить в единый “Квант” – смысловое целое.

Таким образом, на первом этапе каждая подгруппа представляет свою позицию и соединяет все элементы в единое смысловое целое, то есть “квант”.

Так организуется работа по первому этапу. На втором этапе каждая подгруппа выполняет все позиции, а затем следует сравнить и сопоставить полученные результаты, отметить наиболее удачные варианты.

Этот метод нацеливает учащихся на глубокий, детальный анализ текста, на его интерпретацию, а не поверхностный пересказ. Этот вид работы значительно повышает мотивацию и способствует формированию самостоятельности мышления  и деятельной жизненной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Побережнюк Елена Валерьевна

учитель начальных классов ЧОУ – СОШ «Новый путь» г. Армавир Краснодарский край

Урок литературного чтения в 1  классе.

Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок).

Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

        Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование:  выставка книг Э.Успенского,  учебник (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 1 класс («Капельки солнца»). – Изд.3-е, перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012 (образовательная система «Школа 2100»), или текст 6 главы повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья», карточки с заданиями,  декорации и элементы костюмов к инсценировке  (стулья, поставленные в виде кровати, стол, тарелка, ложка, стакан; маски: «волк», «крокодил», красный беретик).

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.

Понятие в  физике: квант – наименьшее количество какой-нибудь физической величины, обладающее самостоятельным существованием [1].

        Применяется метод при работе с текстом. Квант – это основная мысль и ведущая идея автора текста, которая выявляется в процессе его анализа и интерпретации  [2].

Метод “Квант” включает несколько позиций: главных и дополнительных.

К главным относятся: “Ключевое слово”, “Понятие”, “Тезисы”, “Схема” или “Таблица”, “Вопросы”.  К дополнительным – “Театр” и “Поэзия”.

Первый этап работы заключается в ознакомлении учащихся с методом “Квант”. Затем учащиеся делятся  на 4 подгруппы и каждая выполняет выбранную позицию. В качестве небольшого материала выступает один текст. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания. [3].

Первая подгруппа вычленяет 10-15 “ключевых слов”, и 3-4 уточняющих “понятия” (определений).

Вторая подгруппа составляет “Схему”/ “таблицу” , отображающую общее содержание текста.

Третья подгруппа пишет “Тезисы” – краткое содержание текста.

Четвертая подгруппа составляет вопросы по тексту.

Все подгруппы должны учесть и выполнить главное правило игры: им необходимо выполнить задание таким образом, чтобы материал, представленный в Позициях был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания [1]

Таким образом, задание выполняется 15 минут, после чего каждая подгруппа выполняет презентацию у доски.

  • Первая подгруппа выписывает в столбик свои варианты ключевых слов и уточняющих понятий  (возможен вариант: из данных на карточках определений выбрать подходящие к данному тексту).
  • Далее учащиеся из подгруппы «Вопросы» задают свои вопросы классу.
  • Далее следующая подгруппа представляет «Схему» и свой вариант понимания текста.
  • После того, как учебный материал будет выписан и подготовлен на доске, выступает подгруппа «Тезисы». На этом этапе всем учащимся предлагается внимательно прослушать тезисы и отметить совпадение с информацией, представленной другими группами.

Весь учебный материал, полученный всеми группами необходимо обратить в единый “Квант” – смысловое целое [4]

Таким образом, на первом этапе каждая подгруппа представляет свою позицию и соединяет все элементы в единое смысловое целое, то есть “квант”.

Так организуется работа по первому этапу. На втором этапе каждая подгруппа выполняет все позиции, а затем следует сравнить и сопоставить полученные результаты, отметить наиболее удачные варианты.

Этот метод нацеливает учащихся на глубокий, детальный анализ текста, на его интерпретацию, а не поверхностный пересказ. Этот вид работы значительно повышает мотивацию и способствует формированию самостоятельности мышления  и деятельной жизненной позиции. [5]

Ход урока.

  1. Вызов. (5 мин.)

- У Э.Успенского много произведений о детях и для детей. Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Успенского можно, взяв книги в библиотеке.

 - Сегодня мы с вами прочитаем отрывок из повести Э.Успенского,  который называется «Крокодил Гена и его друзья».

 - Конечно, каждый из вас видел мультфильмы о Крокодиле Гене!  Назовите героев мультфильмов о замечательном крокодиле.

Ответы детей.

  1. Осмысление содержания:

1.Первичное восприятие текста – прослушивание отрывка из повести «Крокодил Гена и его друзья». Читает учитель.

Галю Чебурашка и Гена  застали дома. Она лежала в кровати и плакала.

— Я заболела, — сообщила она друзьям. — У меня температура. Поэтому сегодня в детском театре сорвётся спектакль. Ребята придут, а спектакля не будет.

— Спектакль будет! — гордо произнёс крокодил. — Я заменю тебя. (Когда-то в юности он занимался в театральном кружке.)

— Правда? Это было бы здорово! Сегодня идёт «Красная Шапочка», и я играю внучку. Ты помнишь эту сказку?

— Конечно, помню!

— Ну вот и прекрасно! Если ты хорошо сыграешь, никто не заметит подмены. Талант делает чудеса!

И она вручила крокодилу свой красненький беретик.

Когда ребята пришли в театр, они увидели очень странный спектакль. На сцене появился Гена в красной шапочке. Он шёл и напевал:

По улицам ходила

Большая крокодила…

Навстречу ему вышел Серый Волк.

— Здравствуй, Красная Шапочка, — произнёс он заученным голосом и остолбенел.

— Здравствуйте, — ответил крокодил.

— Куда это ты направляешься?

— Да так просто. Гуляю.

— Может быть, ты идёшь к своей бабушке?

— Да, конечно, — спохватился крокодил. — Я иду к ней.

— А где живёт твоя бабушка?

— Бабушка? В Африке, на берегу Нила.

— А я был уверен, что твоя бабушка живёт вон там на опушке.

— Совершенно верно! Там у меня тоже живёт бабушка. Двоюродная. Я как раз собирался зайти к ней по дороге.

— Ну что же, — сказал Волк и убежал.

Дальше он, как положено, прибежал к домику, съел бабушку Красной Шапочки и лёг вместо неё в кровать.

Гена в это время сидел за сценой и перечитывал забытую сказку. Наконец он тоже появился около домика.

— Здравствуйте, — постучал он в дверь. — Кто здесь будет моя бабушка?

— Здравствуйте, — ответил Волк. — Я ваша бабушка.

— А почему у тебя такие большие уши, бабушка? — спросил крокодил, на этот раз правильно.

— Чтобы лучше тебя слышать.

— А почему ты такая лохматая, бабушка? — Гена снова забыл свои слова.

— Да всё некогда побриться, внученька, забегалась я… — разозлился волк и спрыгнул с кровати. — А сейчас я тебя съем!

— Ну, это мы ещё посмотрим! — сказал крокодил и бросился на Серого Волка. Он настолько увлёкся событиями, что совсем забыл, где находится и что ему положено делать.

Серый Волк в страхе убежал. Дети были в восторге. Они никогда не видели такой интересной «Красной Шапочки».

Физкультурная разминка.

2. Работа с текстом. (15 мин.)

         Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка.  Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

Каждая группа  повторно читает отрывок из повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и выполняет своё задание:

Первая  группа – составляет (последовательно выстраивает)  план (карточки даны вразброс)

- Ребята, на карточках записаны пункты плана к отрывку из повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны!  Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

План:                                                                                                  КАРТОЧКИ

  • Галя заболела.
  • Спектакль будет!
  • Необычная Красная Шапочка.
  • Встреча Красной Шапочки с Серым Волком.
  • Красная Шапочка в домике у бабушки.
  • Дети были в восторге.

Вторая  группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание. 

 - Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания:                                                  КАРТОЧКИ

Театр

Спектакль

Галя

Крокодил Гена

Чебурашка

Талант

Красная Шапочка

Идёт

Живёт

Африка

Серый волк

Домик

Бабушка

Съел

Кровать

Слышать

 Бросился

Третья группа - придумывает вопросы к рассказу (для детей с повышенной мотивацией).

 - Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

  - Какую роль в спектакле сыграл Крокодил Гена?

 - Почему Крокодилу досталась роль Красной Шапочки?

 - Серый Волк съел Красную Шапочку? Почему?

 - Ребятам понравился спектакль?

Гена и Чебурашка расскажут Гале, как прошёл спектакль? Почему? И т.д.

Четвёртая группа - представляет театрализацию рассказа.

 - Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке  ваша группа готовит инсценировку отрывка из повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то  из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации и маски, программу спектакля.

Режиссер.

Действующие лица:

Рассказчик

Галя

Крокодил Гена

Чебурашка

Серый Волк

Ответственные  за декорации.

 - Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности.  Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно  человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы. (10 мин.)

 - Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто, о чём будет говорить.

        У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию: 

  • первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
  • вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
  • третья команда задаёт вопросы по тексту (можно  дополнительно обратиться к учебнику). Отвечают на вопросы другие команды.
  • четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей  - первая, вторая и третья команды.

Физкультурная разминка.

  1. Рефлексия (3 мин.):

Анализ полученной информации.

 - Сегодня я узнал (а)…

 - Было интересно…

 - Было трудно….

 - Теперь я могу…

Самооценка работы в группе:

        Вся работа полностью выполнена мною

        Я ничего не сделал (не сделала)

Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста. Анализ работы групп.

 - Вам понравился отрывок из повести Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?

 - Можно ли этот рассказ считать весёлым? А поучительным?

Домашнее задание: - творческое

Пересказ отрывка от имени Крокодила Гены.

Ссылки на источники:

1. Кудаев В. А Технологии развития критического мышления.// Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2011/11/18/tekhnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya

2. Шамис, В. А. Развитие критического мышления младших школьников.// Наука/Педагогика http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-razvitie-kriticheskogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.

4. Дудокина Н. А. Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"// http://pedsovet.su/load/145-1-0-11874

5. Круглова Ю.Ю. Применение метода критического мышления на уроках английского языка. //Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/10/29/primenenie-metoda-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс УМК "Перспектива" Э.Успенский "Крокодил Гена И его друзья""

Урок чтения 2 класс. УМК "Перспектива". Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья". Урок входит в раздел "Мы друзья" составлен в соотвенствии с технологией ТРИИК. Подробное описание и технологическую к...

Урок чтения. Первый класс. "Как найти настоящих друзей? (отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)."

Урок способствует формированию универсальных учебных действий: умению ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ...

Внеклассное чтение ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ»

Создать условия для формирования представления учащихся о качествах, присущих настоящему другу...

Литературная (интерактивная) игра по произведению Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья".

Литературная (интерактивная) игра по произведению Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Презентация...

Литературная викторина к сказке Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья"

Викторину к сказке можно использовать на уроках внеклассного чтения во 2 классе....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») Цели деятельности учителя: ознакомление ...