Главные вкладки

    Мастер- класс : "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность"
    консультация на тему

    Макаенко Ирина Анатольевна

    Главная цель использования метода исследования в обучении- формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Выполнила: Макаенко Ирина Анатольевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8»
    Формирование УУД через исследовательскую деятельность в начальной школе
    Метод исследования
    Формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
    Задачи
    1. Смоделировать урок окружающего мира, используя метод исследования
    2. Определить УУД, формируемые в процессе исследовательской деятельности
    Актуальность
    Гипотеза
    В сложных климатических условиях Арктики живые организмы выжить не смогут
    Ожидаемые результаты в формировании УУД через исследовательскую деятельность
    деятельный и активный
    креативный
    любознательный
    инициативный
    открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
    положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
    коммуника- тивность
    навыки самоорганизации и здорового образа жизни
    исследова- тельский интерес
    саморегуляция
    ответственность
    чувство собственного достоинства
    уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
    *
    Программа формирования УУД
    Личностныевнутренняя позициямотивациянравственно-этическая оценка
    Регулятивныецелеполаганиепланирование и прогнозированиеконтроль и коррекция, оценкаволевая саморегуляция
    Познавательныезнаково-символи-ческие средствалогические действия и операциипостановка и решение проблем
    Коммуникативныесотрудничество и кооперацияучет чужой позицииадекватная передача информацииконтекстная речь и постановка вопросов


    Предварительный просмотр:

    1. Установка на работу .

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия:

    -обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и--оценивать учебную деятельность и ее результаты;

    обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

    Перечень универсальных учебных действий подробно представлен в стандартах второго поколения. В качестве некоторых примеров универсальных учебных действий можно привести умение выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового характера.

    «Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.

     На основании вышеизложенного можно утверждать, что: УУД не является новым содержанием педагогической деятельности для тех учителей, которые работают по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В.Занкова, так как имеют общее психолого –педагогическое основание, каким является теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. На современном этапе совпали дидактические принципы ,характеризующие систему Л.В.Занкова и Стандарт:

    -цель образования- развитие личности;

    -понимание способа достижении цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности

            Одним из концептуальных дидактических положений данной системы является проблематизация содержания, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, что реализуется в исследовательской деятельности.

    Методологическая цель урока по системе Л.В.Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Для достижения этой цели используется много путей, основным из которых является создание проблемных ситуаций, при которых дети не получают знания в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.

    Современная школа обновляется, а в её практику входят новые понятия, реалии. Среди них метод исследования, который является основой стандартов нового поколения, этот метод, выстроен на основе природного, врождённого стремления ребёнка к познанию окружающего.

    Главная цель использования метода исследования в обучении – формирование  у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

    Конечно, велика роль педагога в исследовательском обучении, она существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога – трансляция информации, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог становится сотрудником, консультантом, помощником начинающего исследователя. Одновременно в условиях исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это существенно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и, самое важное, – уметь заражать этим других.

    2.Целеполагание.

    Что бы вы хотели сегодня увидеть на мастер-классе?

    Задачи:

    1.Продемонстрировать участникам мастер класса  метод исследования на уроках окружающего мира по дидактической системе Л. В. Занкова;

    2. Смоделировать урок окружающего мира, используя метод исследования;

    3. Определить совместно с участниками мастер-класса УУД,  формируемые в процессе исследовательской работы.

    3.Проблематизация.

    _ Где-то на белом свете

    Там , где всегда мороз, Трутся спиной медведи

    О земную ось.

    Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря.

    Трутся об ось медведи –

    Вертится Земля.

    Что можете сказать? Посмотрите на слайд , уточните. О чем мы будем говорить?

    Мы снова отправимся с вами туда,

    Где царство холода, снега и льда.

    Как по-другому называют эту природную зону?

    Почему пустыней? Как сможете доказать?

    Оформить свое исследование я предлагаю с помощью таблицы. По истечении 15 минут один из представителей группы ее защищает.

    4. Выступление групп

    5.Рефлексия.

    1. Мы заслушали несколько выступлений. Какие УУД младших школьников формируются в процессе исследовательской работы?

    2. Чья идея исследовательской работы на ваш взгляд наиболее удачна? Почему?

    3. Оцените работу мастер-класса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"

    Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....

    Формирование УУД младших школьников через проектную деятельность

    Показан теоретический материал для формирования УУД...

    Выступление на семинаре "Формирование УУД младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность"

    Данное выступление поможет учителю начальных классов при работе над проектами....

    Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

    Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

    Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность

    Всякое знание остаётся мёртвым, еслив учащихся не развивается инициативаи самодеятельность: учащихся нужноприучать не только к мышлению, но и кхотению.Н. А. Умов      ...

    Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

    Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...

    Публичное представление из опыта работы "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность и моделирование"

    Достижение современных требований к результатам образования обучающихся коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и ребенка, направляя учителя на поиск новых...