Мастер- класс : "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность"
консультация на тему

Макаенко Ирина Анатольевна

Главная цель использования метода исследования в обучении- формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Выполнила: Макаенко Ирина Анатольевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8»
Формирование УУД через исследовательскую деятельность в начальной школе
Метод исследования
Формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи
1. Смоделировать урок окружающего мира, используя метод исследования
2. Определить УУД, формируемые в процессе исследовательской деятельности
Актуальность
Гипотеза
В сложных климатических условиях Арктики живые организмы выжить не смогут
Ожидаемые результаты в формировании УУД через исследовательскую деятельность
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
коммуника- тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова- тельский интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного достоинства
уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
*
Программа формирования УУД
Личностныевнутренняя позициямотивациянравственно-этическая оценка
Регулятивныецелеполаганиепланирование и прогнозированиеконтроль и коррекция, оценкаволевая саморегуляция
Познавательныезнаково-символи-ческие средствалогические действия и операциипостановка и решение проблем
Коммуникативныесотрудничество и кооперацияучет чужой позицииадекватная передача информацииконтекстная речь и постановка вопросов


Предварительный просмотр:

1. Установка на работу .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия:

-обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и--оценивать учебную деятельность и ее результаты;

обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Перечень универсальных учебных действий подробно представлен в стандартах второго поколения. В качестве некоторых примеров универсальных учебных действий можно привести умение выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового характера.

«Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.

 На основании вышеизложенного можно утверждать, что: УУД не является новым содержанием педагогической деятельности для тех учителей, которые работают по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В.Занкова, так как имеют общее психолого –педагогическое основание, каким является теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. На современном этапе совпали дидактические принципы ,характеризующие систему Л.В.Занкова и Стандарт:

-цель образования- развитие личности;

-понимание способа достижении цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности

        Одним из концептуальных дидактических положений данной системы является проблематизация содержания, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, что реализуется в исследовательской деятельности.

Методологическая цель урока по системе Л.В.Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Для достижения этой цели используется много путей, основным из которых является создание проблемных ситуаций, при которых дети не получают знания в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.

Современная школа обновляется, а в её практику входят новые понятия, реалии. Среди них метод исследования, который является основой стандартов нового поколения, этот метод, выстроен на основе природного, врождённого стремления ребёнка к познанию окружающего.

Главная цель использования метода исследования в обучении – формирование  у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Конечно, велика роль педагога в исследовательском обучении, она существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога – трансляция информации, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог становится сотрудником, консультантом, помощником начинающего исследователя. Одновременно в условиях исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это существенно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и, самое важное, – уметь заражать этим других.

2.Целеполагание.

Что бы вы хотели сегодня увидеть на мастер-классе?

Задачи:

1.Продемонстрировать участникам мастер класса  метод исследования на уроках окружающего мира по дидактической системе Л. В. Занкова;

2. Смоделировать урок окружающего мира, используя метод исследования;

3. Определить совместно с участниками мастер-класса УУД,  формируемые в процессе исследовательской работы.

3.Проблематизация.

_ Где-то на белом свете

Там , где всегда мороз, Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

Что можете сказать? Посмотрите на слайд , уточните. О чем мы будем говорить?

Мы снова отправимся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда.

Как по-другому называют эту природную зону?

Почему пустыней? Как сможете доказать?

Оформить свое исследование я предлагаю с помощью таблицы. По истечении 15 минут один из представителей группы ее защищает.

4. Выступление групп

5.Рефлексия.

1. Мы заслушали несколько выступлений. Какие УУД младших школьников формируются в процессе исследовательской работы?

2. Чья идея исследовательской работы на ваш взгляд наиболее удачна? Почему?

3. Оцените работу мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"

Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....

Формирование УУД младших школьников через проектную деятельность

Показан теоретический материал для формирования УУД...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...

Публичное представление из опыта работы "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность и моделирование"

Достижение современных требований к результатам образования обучающихся коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и ребенка, направляя учителя на поиск новых...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность

Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно эффективно формировать все группы универсальных учебных действий, прежде всего регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами о...

Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»

Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....