Публичное представление из опыта работы "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность и моделирование"
статья

Достижение современных требований к результатам образования обучающихся коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и ребенка, направляя учителя на поиск новых методов, технологий, способствующих развитию творческой активности ученика. Одним из способов интенсивно развивающих личность учащегося, может стать исследовательская деятельность и моделирование, раскрывающие все возможности для формирования творческой активности, способствующие раскрытию творческого потенциала и создающие условия каждому ребенку стать успешным в современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья из опыта работы63.11 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Г.О. Саранск

Дериной Елены Ивановны

Тема опыта

 Формирование УУД младших школьников в процессе исследовательской деятельности и моделирования.

Условия возникновения  опыта.

          В концепции  модернизации  Российского  образования  отмечается,  что главной  задачей  образовательной  политики  является «обеспечение    современного качества  образования  на  основе  сохранения  его фундаментальности и  соответствия  актуальным  и  перспективным  потребностям  личности  и  общества».        Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой  личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС  является развитие личности школьника. Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. Ведь в руках учителя дети, из которых потом выйдут врачи и ученые, математики и инженеры. Это общество, которое поведет Россию вперед.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».  

        Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Происходит переход системы образования из системы, осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, в систему формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами обработки информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем.

Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода от объяснительно-иллюстративного метода обучения  к системно-деятельностному подходу, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология в рамках исследовательской деятельности и моделирования.  

Так возникла идея применения форм и методов работы по формированию УУД у учащихся начальной школы в процессе исследовательской деятельности и метода моделирования.

Новизна  опыта.

Новизна состоит в использовании системы работы, основанной на применении методик в рамках исследовательской деятельности  и моделирования, направленной на формирование УУД у учащихся начальной школы.

Ведущая педагогическая идея.

В процессе исследовательской деятельности  через моделирование происходит формирование и развитие УУД, выступающих  основой образовательного и воспитательного процесса. Функция  УУД  заключаются в обеспечении обучающихся умением учиться. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих формированию и развитию УУД у учащихся, на основе использования методов  моделирования и форм работы в рамках исследовательской деятельности.

Диапазон опыта

Представленный опыт работы является единой системой работы в начальной школе  по программе  «Школа России», направленной на развитие УУД у школьника через применение исследовательской деятельности  и моделирования в процессе обучения.

Наличие  теоретической  базы.

Изучением исследовательской деятельности школьников занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и исследователи, такие как И. И. Бойцов, А. К. Бруднов, В. В. Гузеев,  Е. И. Кассир, А. Леонтович, Д. Монахов, И. Г. Машечкова, Е. А. Нинбург, Е.И. Регирер, А.И. Савенков. Что касается определения исследовательской деятельности, то различные авторы определяют ее как «научная», «исследовательская», «научно-исследовательская» и «творческая». Философский словарь определяет исследовательскую деятельность как «деятельность, направленную на производство новых знаний (о природе, обществе, мышлении)».

В     исследованиях     В. В.  Давыдова,     Л. В.  Занкова,      Г. В.  Козловой, Д. Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются  и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

А. И. Савенков (доктор педагогических и психологических наук, профессор, специалист в области обучения одарённых детей)  исследовательскую  деятельность рассматривает как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Его труды ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в современной школе. Он описает доступные методические приёмы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.

 Н. Н. Поддьяков (доктор психологических наук)  выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности.

 Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в исследовательской деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Организация исследовательской деятельности  младших     школьников, направленная на формирование УУД.

Изучив теоретический материал по данной проблеме, пришла к выводу, что исследовательская деятельность наиболее эффективно формирует УУД с помощью реализации педагогической модели «обучение через открытие», реализованное как на уроках, так и в процессе внеурочной деятельности.

Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы – экспериментирование и моделирование . Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - чувственно-предметная деятельность в науке. В более узком смысле - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез. В качестве  основных неоспоримых  достоинств данного метода,  по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер получаемых знаний,  я выделила:  высокую степень  самостоятельности; инициативность учащихся и их познавательную   мотивированность ;  развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметную  интеграцию  знаний, умений и навыков; формирование универсальных учебных действий школьников.

Развитие познавательной активности я осуществляю  через организацию экспериментально-исследовательской деятельности младших школьников в рамках  урока окружающий мир и во внеурочной деятельности. Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный курс предмета окружающий мир вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др., что позволяет широко использовать экспериментально-исследовательскую деятельность и моделирование.

Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность, и быть ее активным субъектом.

Работу строю так, чтобы ученик:

а) получал знания;

б) чувствовал свой рост;

в) уважал себя как личность.

Это возможно, когда:

  • четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
  • детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
  • есть контакт учителя с детьми;
  • исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
  • у ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности).

Исследования классифицирую по-разному:

•   по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

•   по месту проведения (урочные и внеурочные);

•   по времени (кратковременные и долговременные);

•   по теме (предметные или свободные);

•   по степени самостоятельности выполнения (самостоятельно, с родителями,  под руководством учителя и т.д.);

•   по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования определяю в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

Эксперимент похож на чудо, которое может совершить каждый ребенок. Как и любая деятельность  экспериментально-исследовательская  имеет свои этапы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

На каждом этапе распределяю деятельность учителя и детей, где ребенок активный участник, а учитель партнер ученика.

Этапы дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД:

  •  умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  •  умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  •  умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Принимая во внимание, что в результате проведенных исследований ребенок получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

Таким образом, организуя познавательную активность младших школьников через экспериментально-исследовательскую деятельность и моделирование, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Данные  умения (УУД) формирую с первых дней обучения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формируют   необходимые  правила общения, регулирующие как внешнюю сторону, (построение высказываний,   внимательное слушание от начала и до конца, «рабочий шум» в группе), так и внутреннюю сторону, содержание высказываний (доказательность, обоснованность предлагаемой точки зрения, доброжелательность высказываний).

Усвоение   правил систематически осуществляю в различных способах учебных взаимодействий в процессе обучения: в диадах (учитель – ученик, ученик – учитель), в малых и средних группах по 4-8 человек (ученик – группа учеников, учитель – группа учащихся), во всем классе (учитель – ученики).

Значение совместной деятельности учащихся трудно переоценить. Ведь стремительное развитие электроники привело к тому, что дети, научившись общаться с компьютерами, испытывают дефицит общения между  собой. Они не могут играть в коллективах, почти не читают книг. Отсюда конфликты, разобщенность, скудный словарный запас, что крайне отрицательно сказывается на обучении и воспитании.

Исследовательская деятельность  и моделирование способны, на мой взгляд, компенсировать данные издержки быстро изменяющейся действительности. Они способствуют развитию мышления учащихся (умение провести анализ, синтез, классификацию, сопоставление, сравнение, обобщение).

 Формирование универсальных  учебных действий младших школьников  тесно связано с методом моделирования.  В качестве ведущего фактора, влияющего на эффективность данного процесса, рассматривается преобразование содержания учебного материала на основе использования моделей. Моделирующая деятельность младших школьников прослеживается  на протяжении всех лет обучения в начальной школе  через задания по математике, русскому языку, окружающему миру.

На ступени начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют собой действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Более того, оно включено одним из действий учебной деятельности, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы.

 При изучении приемов решения математических задач, обучающиеся, с помощью учителя работают с моделью в следующей последовательности:

1) предварительный анализ текста;

2) перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;

3) построение модели;

4) работа с моделью;

5) соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Общий прием решения задач становится предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволяет  учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Рассмотренный прием решения задач с помощью преобразования учебного материала через моделирование выступает как универсальный метод мышления.

 Описанный выше общий прием решения задач в своей структуре  можно перенести на другие учебные предметы. По отношению к предметам естественного цикла содержание приема не требует  существенных изменений – различия касаются специфического предметного языка описания элементов, их структуры и способов знаково-символического представления между ними.

 На уроках русского языка в процессе преобразования содержания учебного материала моделирующую  деятельность провожу для реализации следующих целей:

– для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно);

– для формулировки заданий (проведи линию, впиши буквы, обведи, раскрась и т.п.);

– для иллюстрации понятий, обозначения объектов и отношений между ними (стрелки, схемы, графы, таблицы).

Особое внимание обращаю   на материалы учебников русского языка, в которых широко вводится графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов), текста (выделение членов предложения).

Моделирование в начальной школе является неотъемлемой частью познавательной деятельности  обучения и на уроках  ознакомления с окружающим миром.

В своей работе мне приходится  применять этот метод обучения относительно часто и  хочется  поделиться  особенностями  использования данного метода в учебном процессе.

 С моделями разнообразного назначения мы сталкиваемся в течение всей своей жизни. Это всевозможные игрушки, машинки, куклы, детские конструкторы. В последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, архитектуры, модели для исследовательских целей в научном мире, схемы, чертежи и т.п.

Главная особенность модели то, что она содержит в себе существенные черты оригинала или отражает необходимые для данного конкретного случая его признаки. Основное назначение модели в школьном обучении в том, чтобы по результатам его исследования составить представление о характере и  особенностях исследуемого объекта.

 Существуют разнообразные классификации моделей. В зависимости от степени материальности выделяют предметные и идеальные модели. Идеальные, в свою очередь, подразделяются на образные (схемы, рисунки, графики), знаковые (выраженные при помощи символов и знаков) и мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объекта).

В начальных классах в соответствии с общеобразовательным стандартом учащиеся знакомятся с такими моделями фабричного изготовления, как глобус (предметная модель) и географическая карта (знаковая модель), самостоятельно изготавливают своими  руками на  уроке труда модели термометра и компаса.  Моделирование, как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс совместного действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления.  

В целом моделирование включает такие этапы, как:

-  построение модели;

-  исследование ее;

- перенос полученных сведений на подлинный объект изучения.

В современном обучении моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления.

Моделирование относится к группе практических методов обучения. Сами учащиеся под руководством учителя, с учетом того, что детям в значительной степени еще свойственно конкретно-образное мышление, в процессе рассуждений создают следующие модели: рисуют  план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают  объекты  их из глины, песка, картона, бумаги и т.п.

Обучение моделированию желательно начинать с готовыми моделями, предназначенными для демонстрации или фронтальной работы. При этом в доступной форме  детям поясняю, что модель — это предмет, замещающий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования, или имеет большие размеры, или сложен для изучения с абсолютно всеми его признаками. Далее с помощью готовой модели  учащиеся описывают объект. Например, для формирования представлений о форме Земли, взаиморасположении на ней материков и океанов используется модель земного шара - глобус. На следующем этапе обучения моделирующей деятельности с целью актуализации приемов логического мышления ввожу  упражнения с элементами сравнения, обобщения и классификации. Так, путем сравнения нескольких объектов одного класса учащиеся учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные признаки, по которым несколько объектов природы можно объединить в одну группу. Например,  подразделяя природу на неживую и живую, подвожу  учащихся к тому что несмотря на огромное разнообразие живых существ, для них, в отличие от неживых, характерно то, что они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Или при знакомстве с растениями ученики  в процессе сравнения убеждаются, что для большинства из них характерно наличие таких частей, как корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Постепенно подвожу  учащихся к осознанию возможности изображения этих объектов символами (рисунком или схемой).

 Символические рисунки играют большую  роль переходного мостика от конкретно-образного к абстрактному мышлению, а также позволяют сделать процесс моделирования конкретным и наглядным. Эффективно при этом использование опорных карточек. На каждой отдельной карточке изображается рисунок (символ), представляющий один из элементов моделируемого объекта. Например, чтобы познакомить учащихся со строением растений или животных, можно использовать модель, позволяющую разъединить целое на части и затем вновь объединить их в целое.

В качестве основы для моделирующей деятельности можно использовать схемы, представленные в учебнике. Продумывая ход работы при объяснении  нового материала,  стараюсь раскладывать  схему на отдельные смысловые блоки. Полученные элементы модели при изучении объекта выстраиваются постепенно и поэтапно в процессе логических размышлений и рассуждений учащихся. Такая работа носит исследовательский характер. В работе же с готовой   целостной   схемой        или   иллюстрацией гораздо меньше возможностей для организации с детьми  поисковой деятельности. Чаще всего она репродуктивна: рассматривая целостное изображение объекта, учащиеся слушают рассказ или объяснение учителя, отвечают на вопросы, исходя из того, что увидели, не особо задумываясь.

Существуют разнообразные подходы к классификации моделирующей деятельности.

Моделирование, раскрывающее существенные признаки изучаемого объекта природы. Сюда можно отнести построение обобщенных моделей различных групп растений, животных.

К этому типу можно отнести виды моделирования, которые раскрывают экологические связи при изучении сезонных изменений в природе, связи живых организмов со средой обитания (приспособления к условиям жизни в воде, воздухе, на земле, под землей, приспособления для защиты от врагов), пищевые связи.

Моделирование, выявляющее особенности функционирования, роста, развития организма и другие процессы в природе. В качестве основы для моделирования такого типа можно использовать различные  схемы, характеризующие развитие растений из семени, круговорот воды в природе, смену дня и ночи, времен года, сезонные изменения в жизни деревьев.

Моделирование, отражающее способы деятельности (трудовой или исследовательской) с природными объектами. Элементами моделирования трудового процесса могут быть схематические рисунки его этапов, предметы, необходимые для его выполнения, изображение объекта до начала работы с ним и после. Уже  в I классе, когда учащиеся начинают осваивать азы исследовательской деятельности, составляются схемы (модели), состоящие из знаков вопроса и восклицания и символов, означающих способы получения ответа.

В зависимости от временных параметров в учебной практике создаются модели, характеризующие объекты на данный момент, и модели, выполняющие прогнозирующую функцию, т.е. раскрывающие возможные в будущем характеристики объекта. В этом плане особое значение приобретает моделирование, отражающее особенности взаимодействия человека и природы. Такая работа способствует  формированию умений прогнозировать последствия антропогенной деятельности в природе, планировать экологически безопасное поведение и хозяйствование. С этой целью выполняются моделирования, значимости природы в жизни человека, позитивные и негативные результаты его деятельности в природе, моделирование взаиморасположения промышленной и жилой зон с учетом розы ветров, направления течения реки и т.п.

Чтобы сделать разнообразной работу с готовой моделью или по ее созданию, предлагаю  использование различных приемов, например:

-привести примеры объектов, которые соответствуют демонстрируемой модели;

- подобрать из готовых карточек соответствующий объекту символ;

- «расшифровать» схему;

- найти ошибку в расположении схематических карточек;

- расставить карточки-схемы правильно;

- придумать символ, обозначающий один из элементов создаваемой модели;

- дополнить (закончить) моделируемый ряд;

- подумать, что будет, если убрать один из элементов моделируемого объекта;

- выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных схем;

- составить модель по ходу рассказа учителя.

В своей работе  уделяю серьезное внимание  моделированию, стараюсь использовать схематические модели на каждом уроке,

Начиная с I класса, при изучении окружающего мира в работе с учащимися использую  модели  светофора, игрушки-модели транспортных средств, глобус. Деятельность моделирования осваивается учащимися в процессе изготовления моделей Солнца из пластилина, моделей- аппликаций облака, радуги, моделей, отражающих разнообразие природы нашей планеты. В учебниках 2х-4х классов много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы.

 Моделирование, как универсальное учебное действие способствует преобразованию содержания учебного материала. Оно используется в обучении с целью:

 - изучения моделей рассматриваемых понятий, которые разработаны в соответствующей науке;

 - построения и изучения моделей рассматриваемых понятий, для которых в соответствующих науках не существует моделей или эти модели являются сложными для изучения;

 - построения модели ориентировочной основы умственного действия в виде учебной карты со схематическим перечислением всех операций, в виде схемы указаний и ориентиров, в виде объекта умственного действия и формулы, по которой оно совершается;

 - выполнения моделями изучаемых объектов (понятий) некоторых функций: служить средством обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явлений; решать познавательные задачи на исследование изучаемого понятия; иметь возможность спланировать и проконтролировать свою работу по изучению соответствующего понятия;

 - лучшему  запоминанию учебного материала с использованием двух способов моделирования: логического упорядочения, представления учебного материала в легко обозримой, наглядной форме и представления его с помощью   мнемических   средств, в   расчете на образные ассоциации. При использовании метода моделирования, ведущую роль играет самостоятельная поисковая деятельность учащихся, а моделирование   как методов обучения, имеет большие возможности для развития УУД младших школьников.

В работе  мне очень помогает метод  моделирования: использование его способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения.  

В нашей школе  уделяется большое внимание исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время. На школьных практических конференциях  дети  представляют творческие работы по разным областям знаний: естественнонаучные, филология и лингвистика, технология и искусство, история и краеведение, и другие.

 Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и даёт возможность младшим школьникам попробовать свои силы, приложить свои знания, поработать  с различными источниками  и показать публично достигнутый результат.  Хочется поделиться опытом работы  одной из таких  конференций, которая  проходила под  девизом «Шаг в науку», где принимали  участие ученики моего класса

Участники продемонстрировали презентации своих работ, а также исследования в рамках изучаемой темы.   Например, 2019 год  был объявлен Указом президента Р.Ф. «Годом театра» и Кондрашин Евгений с исследовательской  работой «Театр  Петрушки?» стал победителем не только  школьной конференции, но и муниципального этапа  «Ярмарка Идей» в секции   «Искусство и творчество».   Мальчик  с большим интересом рассказал  об истории создания театра  «Петрушка», выяснил, что такой театр в 30-годы работал и в  городе Саранске, изготовил куклу  «Петрушка»,  показал небольшой отрывок из спектакля. Романцова Александра представляла работу на тему «Можно ли вырастить землянику  на  своем окне?». В ходе проведения исследования она выяснила, какими должны быть  условия  для выращивания  земляники,  сколько  в ней полезных витаминов,  какие сорта самые неприхотливые для выращивания в Мордовии,  побеседовала с главным агроном ООО «АГРОСОЮЗ Красное Сельцо», в конце своего выступления  предложила  всем  угощения   из земляники. Земцова Софья, рассказывая о второй жизни бумаги, настоятельно  доказывая, что если мы будем  активно собирать макулатуру  и  рационально использовать бумагу, то  тем самым принесем большую пользу сохранению лесов нашей  Родины. А Собашвили Софья, поделилась ценными советами   «Как сохранить зрение?», принесла на защиту своей работы собранный материал – «Физминутки для глаз», «Правила работы с книгой»,  проведя  мастер-класс для всех желающих.

Таким образом, участвуя в исследовательской деятельности, затрагиваются разные сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сохранение его здоровья, природоохранные меры, каждый участник узнаёт для себя что-то новое, погружается в мир интересных открытий, приносит актуальную информацию для всех участников учебного процесса (для педагогов, учеников и родителей).

 Достижение современных требований к результатам образования обучающихся коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и ребенка, направляя учителя на поиск новых методов, технологий, способствующих развитию творческой активности ученика. Одним из способов  интенсивно развивающих личность учащегося, может стать исследовательская деятельность  и  моделирование, раскрывающие все возможности для формирования творческой активности, способствующие раскрытию   творческого потенциала и создающие условия каждому ребенку стать успешным в современной жизни.

 Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучающихся).

Чтобы отследить результаты работы по формированию УУД у учащихся начальных классов в процессе исследовательской деятельности и моделирования были проведены исследования, в начале и в конце первого года обучения.

       Сводные данные стартовой диагностики учащихся 1 Б класса 2015-2016 учебный год.

       При поступлении в 1 класс:

Высокий уровень     3

Выше среднего         3

Средний уровень     18

Ниже среднего         4

Низкий уровень       4      

Показатели

Визуальное мышление

Понятийное мышление

Воображение

слабый

7%

33 %

32%

средний

30%

50%

30%

хороший

48%

14%

28%

высокий

15%

3%

10%

На конец 1 класса:

Высокий уровень     5

Выше среднего         6

Средний уровень     14

Ниже среднего         5

Низкий уровень       0      

Показатели

Визуальное мышление

Понятийное мышление

Воображение

слабый

4%

14%

10%

средний

18%

44%

22%

хороший

56%

32%

47%

высокий

22%

10%

21%

Как видно из таблиц  уровень визуального, понятийного мышления,  воображения и развития УУД повысился, а значит, проводимая работа в 1 классе с предложенными творческими и исследовательскими заданиями,   через моделирование даёт хорошие результаты.

Высокие потенциальные творческие способности учащихся, подтверждают целесообразность проводимых исследовательских заданий на уроках и во внеурочной деятельности, как условие развития   креативных  качеств личности. Учащиеся  стали более активными, уверенными, самостоятельными, успеваемость по предметам  стабильная.

                             Уровень  обученности  детей по годам.

Годы обучения

Класс

Количество учащихся

Отличники

Ударники

Качество знаний

Успеваемость

2015- 2016

1

30

2016- 2017

2

30

3

13

57 %

100%

2017- 2018

3

28

3

16

58%

100%

2018-2019

4

27

3

13

57%

100%

Учащиеся  активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения.

Результаты внеурочной деятельности  учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах

различного уровня

п/п

Наименование

конкурса

ФИО

учащегося

Год

участия

Уровень

1.

Фотоконкурс «Поделись улыбкой своей»

Классный

коллектив

2016г.

 Школьный

2.

Конкурс детских рисунков

Завод «Биохимик» глазами детей,

призер.

Арапов

 Артём

2016г.

Муниципальный

3.

Конкурс  скворечников

 «Подари пернатым дом», 2-место

Федосеев

Александр

2016г.

Муниципальный

4.

Конкурс детских рисунков

Бабушка рядышком с дедушкой

в  номинации «Семейная работа»,

1-место

Арапов

 Артём

2017 г.

Школьный

5.

Конкурс  чтецов

 «Обо всём на свете ...»

посвященного 130-летию со дня       дня рождения Самуила Маршака, призёр.

Романцова

Александра

2017 г

Школьный

6.

 Фотоконкурс « Мы вместе: книга,

чтение, семья», призёр.

Тропина

Полина

2017 г

Республиканский

7.

Конкурс композиций из

 природных материалов « Дары

Земли Мордовской», призер.

Тропина

Полина

2017 г

Муниципальный

8.

Конкурс композиций  из

 природных материалов « Дары

Земли Мордовской», победитель.

Чернявская

Маша

2017 г

Муниципальный

9.

Конкурс « Мой любимый

 Мульт-Герой»,   в  номинации (« За  

особые отличия »), призёр.

 

Стенина

Ольга

2017 г

Российский

10.

Конкурс «Новогодняя фантазия», в  

номинации ( Новогодняя ёлка ),

призёр.    

Стенина

Ольга

2017 г

Муниципальный

11.

Конкурс композиций из

 природного  материалла « Дары

Земли Мордовской» в номинации

 «Оригинальная работа», Гран-при.

Чернявская

Маша

2018 г

Муниципальный

12.

Конкурс  поделок «Волшебная зима»,

призёры.

Жегалин А.,

Плюшкин И.,

Арапов  А.,

Белова Анаст.

2018 г

Муниципальный

13.

IY городской конкурс

 исследовательских работ

«Бабушкин сундук», призёр.

Чернявская

Маша

2018 г

Муниципальный

14.

Конкурс

«Экология. Дети. Творчество», в  

номинации «Прикладное искусство»,

призер.

Арапов

Артём

2019 г.

Муниципальный

15.

Конкурс

«Экология. Дети. Творчество», в  

номинации «Скульптура и керамика»,

победитель.

Арапов

Артём

2019 г

Муниципальный

16.

Конкурс новогодних украшений

« Стильная красавица», 1-место

Вишнякова

Арина

2019 г

Муниципальный

17.

Конкурс «На пороге Рождества»,

призёр

Тестова

София

2019 г

Муниципальный

18.

Конкурс рисунков  «Сохраним мир

дикой природы нашего края», призёр.

Кулагин

Евгений

2020 г.

Республиканский

19.

I Всероссийская олимпиада

 «День знаний» по окружающему

миру. Дипломы –III степени.

Сабашвили Софья,

Петров  Илья,

Федосеев Саша.

2016г.

 Международная

20.

I Всероссийская олимпиада

 «День знаний» по математике

 Диплом –III степени

Дипломы –II степени

Дипломы –I степени

Земцова  София,

СычоваСофия,

Жегалин Артём

Серов Демьян,

Нефёдкина Вика,

Романцова Шура,

Кондрашин Женя.

2016г.

Международная

21.

III Открытая

 Московская  олимниада «Плюс»

по математике,   победители

Чернявская Маша

Суняйкин Даниил

2015г.

Российская

22.

Y Олимниада «Плюс»

по математике, победитель

Серов Демьян

2016 г.

Российская

23.

Онлайн-олимпиада по

 русскому языку  «Русский

 с Пушкиным», победитель.

Чернявская Маша

2017 г

Международная

24.

XX  Межрегиональная

 олимпиада по мордовскому

 языку,  призер.

Земскова  Софья

2017 г

Межрегиональная

25.

Онлайн-олимпиада по русскому

языку

«Русский с Пушкиным»,

 Серов Демьян

2017 г

Российская

26.

Олимпиада по математике для

обучающихся начальных

 классов, призёр.

Кондрашин Евгений

2018 г

Муниципальный

27.

 Школьный тур олимпиада по

 русскому языку, призёр.

Земцова София

2018 г

Школьный

28.

Школьный тур олимпиада по

математике, победитель.

Кондрашин Евгений

2018 г

Школьный

29..

Многопредметная олимпиада   младших школьников

  по   математике  «Умка»,

диплом II-степени.

Кондрашин Евгений

2018 г

Муниципальный

30.

Многопредметная олимпиада   младших школьников

  по   окружающему миру

  «Умка», диплом III-степени.

 Кондрашин Евгений

2018 г

Муниципальный

31.

Международна я                олимпиада «Весна 2017»

проекта «Инфокрок» по литературному чтению

диплом II-степени.

Адмаев Илья

2017 г

Международная

32.

Международна я                олимпиада «Весна 2017»

проекта «Инфокрок» по литературному чтению

диплом I-степени.

Стенина Ольга

2017 г.

Международная

33..

Учи.ру.,осенняя олимпиада

«Заврики» по английскому языку ,

победители.

Адмаев Илья,

Тропина Полина.

2019 г

Международная

34.

Осенняя  Дино-олимпиада

Учи.ру., дипломы победителей

Арапов Артём,

Вачаев Артем,

Кондрашин Евгений,

Салихова Азиза,

Серов Демьян,

Тропина Полина.

2019 г

Международная

35.

Олимпиада «Наше наследие», для

 для учащихся 1 классов,

 диплом III-степени.

Олимпиада «Наше наследие», для

 для учащихся 2 классов,

 диплом II-степени.

диплом III-степени.

Олимпиада «Белый  Мишка», для

 для учащихся 2 классов,

 диплом I-степени. по математике и

  окружающему  миру.

Костерин Лёва

Шичкина Арина

Вакулин  Тимофей

Железняк Варя

Костерин Лёва

Абрашин Дима

2019 г.

2020г.

Муниципальный

Международная

Возможность тиражирования:

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального и республиканского уровней, в работе республиканских конференций,  провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания  методической помощи.   Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения, в социальной сети работников образования.