Представление собственного педагогического опыта. Кузнецова И.А. Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Ирина Александровна

                                                                  

1.     Актуальность и перспективность опыта

   Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди общих целей начального образования выделено “воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”. Конкретные цели нравственного становления личности сформулированы и в содержании окружающего мира: “Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе”.

Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам творческой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя начальных классов

МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Кузнецовой Ирины Александровны

Тема педагогического опыта:

Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность»

 «Человек рождается не для того, чтобы

бесследно исчезнуть никому неизвестной

пылинкой… Человек оставляет себя, прежде

всего, в человеке. В этом высшее счастье и

смысл жизни»

В.А. Сухомлинский

                                                                 

  1. Актуальность и перспективность опыта

   Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди общих целей начального образования выделено “воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”. Конкретные цели нравственного становления личности сформулированы и в содержании окружающего мира: “Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе”.

Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам творческой деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру. У каждого учителя своя цель при обучении и воспитании школьников.

Цель моей работы с учениками заключается в воспитании всесторонне развитой личности, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. На каждом уроке, при выполнении любой работы ученики усваивают новые задания и включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Так происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Стараюсь не только учить детей, но и к ним обращаюсь за помощью и советом. В результате такого сотрудничества формируется взаимное доверие друг к другу.

Это очень актуально для развития современного общества, которое требует от человека способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Свою задачу как учителя вижу в том, чтобы при обучении, помочь максимально раскрыться духовным силам ребёнка. Ведь дети поступают в школу с разным уровнем подготовки. И важно помочь развить потенциал каждого ребенка в процессе его собственной деятельности. Стараюсь выработать и сформировать устойчивую потребность каждого ученика в саморазвитии, самообразовании. Учу анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему и давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать.

Опыт работы по формированию экологической грамотности, показал, что наиболее приемлемой и действенной формой в начальной школе, является включение младших школьников в проектную деятельность.

Во-первых, темы, касающиеся вопросов экологии, имеют широкий спектр.

Во-вторых, экологические знания интегрируют предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла. Экологическая тема объединяет уроки в единое целое, а внеурочная деятельность позволяет полнее раскрыть ее содержание, выделив практическую составляющую.

 В-третьих, несмотря на то, что тема едина для всех, появляется возможность выбора аспекта темы, который интересует ребёнка, создаёт для него ситуацию свободы выбора в личностном продвижении. Различные типы проектов (индивидуальные, групповые, коллективные) позволяют не только учитывать индивидуальные особенности детей, но способствуют формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

  1. Условия возникновения и становления опыта.

   Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника.

В течение нескольких лет работала над темой самообразования «Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность» считаю, в данное время эта тема актуальна и волнует каждого учителя.

В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться. Именно в этот период, формирование экологических знаний, умений, способов действий становится для него наиболее актуальным. Возрастает степень самостоятельности взаимодействия ребенка с окружающей средой. Наступает период формирования теоретических знаний об окружающем мире. Появляется возможность рассмотреть на теоретическом и практическом уровне существующие в природе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность и желание помочь. Перед учителем стоит задача не просто  научить беречь природу, а уметь делать это экологически грамотно.

     Работа по экологическому воспитанию проводится на уроках окружающего мира, русскому языку, литературному чтению, технологии, изобразительного искусства и во внеурочное время. На начальном этапе обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика. Это очень важно, так как эти основополагающие знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности.

  1. Теоретическая база опыта.

      Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем, зная запросы обучающихся в современном мире, я стала использовать в своей работе проектный метод.  Свою деятельность по внедрению проектного метода начала в 2012 году, с изучения теоретической литературы.

В России идеи проектного обучения возникли у русских педагогов еще в начале XX века (С.Т.Шацкого, А.И.Зеленского). Они считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности, а полученные знания должны реально применяться на практике. Станислав Теофилович Шацкий называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения».

     В пособии Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта» представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.

В книге И.С. Сергеева «Как организовать проектную деятельность учащихся» изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

      По определению доктора педагогических наук Е.С. Полат метод проектов – это метод обучения, который предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате действий учащихся с обязательной презентацией проекта. 

Целью использования проектного метода является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. 

Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю  учебным экологическим  проектам,  как средству развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

Учебный экологический проект — стимулирует интерес ребят к экологическим проблемам и путям их решения.

Организация проектной деятельности находит все большее распространение в современной школе, т. к. позволяет решить несколько задач:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

  1. Технология опыта.

      Экологическое воспитание и обучение младших школьников через включение в проектную деятельность способствует формированию экологической грамотности, выработке поведения, направленного на восстановление и бережного отношения к окружающей нас природе.

      Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

     Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: "Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить".

       Я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках с первого класса. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но это будет "проект". Родители могут помочь детям подобрать фотографии к проектам по окружающему миру: «Моя малая Родина» - собрать сведения о родном крае; «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы» - помочь выполнить несложные исследования по наблюдению. Это дает ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.

     Проектно-исследовательская деятельность присутствует как в процессе обучения, так и во внеурочной работе. При организации проектной деятельности обязательно учитываю возрастные и психолого-физиологические особенности учащихся, на первом этапе использую наглядность, образец, шаблоны.

       Реализация исследовательской деятельности позволяет мне не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и выявить наиболее одаренных детей, склонных к исследовательской деятельности, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск.

  1. Результативность опыта

     Хочу поделиться своим опытом работы с использованием метода проекта на уроках окружающего мира  и работе по внеурочной деятельности учащихся.

    Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир” - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

      В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради к учебнику.  Работая по ней,  ребята себя чувствовали настоящими исследователями, т.к задания предлагались исследовательского плана. Ребята наблюдали за явлениями природы, проводили эксперименты, опыты и самостоятельно делали выводы.

     Начиная с первых уроков в первом классе, проводила подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевали элементарными знаниями и выполняли разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша коллективная творческая работа (КТР) “Дерево нашего класса”.

      Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения одноклассников.

Этапы проведения КТР:

   - изготовление на уроках изобразительного искусства и художественного труда коллективной аппликации “Дерево”, дубовых листочков и цветочков;

-на первом уроке окружающего мира по теме “Мой дом, моя школа” рисование ребятами своих портретов и изображение на рисунках своих любимых занятий, увлечений; пояснение рисунков; игра “Кто я”;

- на втором уроке по этой же теме крепление на дерево дубовых листочков, с написанными именами учащихся и цветочков (сколько лепестков на цветке, столько и любимых занятий, рассказывание о себе);

- поиск и обсуждение названия и девиза классного коллектива с привлечением помощи родителей; название коллектива “Дружная семейка”, девиз: “Когда мы едины, мы не победимы”.

     В результате КТР дети поняли, что надо учиться дружить с одноклассниками и уважать друг друга, потому что мы – одна школьная семья.

   В 2012 году,   после изучения темы по окружающему миру: «Твёрдые тела, жидкости, газы».   Моя  ученица 1 класса Эрекаева Вера, решила больше узнать о чудесных свойствах воздуха.  Мы  с ней вместе определили задачи и цели исследовательской работы и выдвинули несколько гипотез, которые она должна будет проверить с помощью проведенных самостоятельно опытов. Опыты ей помогала проводить мама. Девочка с большим интересом собирала информацию в энциклопедиях, в сетях интернета, проводила опыты. В результате она приняла участие в открытой республиканской конференции проектно-исследовательских работ учащихся начальной школы «Новое поколение»  и стала победителем в двух номинациях: «За исследовательское мастерство» и «За ораторское искусство».

     В 2013 году, изучая тему по окружающему миру: «Зимующие птицы», ученик моего класса Спицин Михаил участвовал в республиканской орнитологической  орнитологической  акции  «Наши зимующие птицы». Где защищал свою исследовательскую работу: «Птицы на кормушке»  и был награжден ценным призом.

    В феврале 2013 года ученица моего класса приняла участие в районном конкурсе «Проектных, исследовательских и поисковых работ»  по теме: «Плесень это польза или вред?» и стала призёром.

     В марте этого же года, Спицин Михаил стал победителем республиканского конкурса «Защитим лес» и был награжден грамотой Министерства образования РМ.

     В апреле 2013 года Струкалин Иван участвовал в районном конкурсе творческих работ «Моя малая родина» и занял 2 место.

     В мае  этого же года ученики моего класса Эрекаева Вера и Спицин Михаил участвовали  в межрегиональном конкурсе проектно- исследовательских работ учащихся начальных классов «Юный исследователь» и были награждены дипломами 1 и 2 степени.

     В  январе 2014 года учащиеся 3 класса приняли участие в всероссийской олимпиаде «Планета Земля» и были награждены 5 участников «Дипломами Победителя 1, 2, 3 степени»

     В феврале этого же года 2 учащихся приняли участие в районном конкурсе «Проектных, исследовательских и поисковых работ» и были награждены сертификатами участников.

      В апреле 2014 года   двое учеников моего класса, приняли  участвовали  в межрегиональном конкурсе проектно- исследовательских работ учащихся начальных классов «Юный исследователь» и были награждены дипломом 1 степени и призером.

      В марте 2015 года, ученик моего класса принял участие  в районном конкурсе «Проектных, исследовательских и поисковых работ»  по теме: «Слово о хлебе» и стал призёром.

     В апреле 2015 года, двое учащихся приняли участие в региональном конкурсе проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов «Юный исследователь», в рамках празднования 70-летие Победы в ВОВ и были награждены «Диплом победителя» и «Диплом призёра».

     В мае 2015 года  Спицин Михаил принял участие в районном  экологическом конкурсе  «Зеленая Весна-2015» и занял 2 место.

     В мае этого же года, ученик моего класса Шмыров Сергей принял участие в конкурсе детских рисунков «Как я берегу природу» проводимого  в рамках первого Всероссийского экологического детского фестиваля и стал призёром.

    В сентябре 2015 года я стала снова классным руководителем нового 1 класса. На первом родительском собрании я постаралась заинтересовать родителей в участие  проектно-исследовательских работах с экологическим направлением.

   И уже в марте 2016 года,  ученица 1 класса заняла 3 место в республиканском  конкурсе детского творчества «Экология. Дети творчество». 

   В апреле этого же года  две мои первоклашки приняли участие в  всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ учащихся и студентов «Юный исследователь» и завоевали «Диплом победителя» с исследовательской работо1 : «Многоярусный лук-зеленый друг» и «Диплом призёра».

Адресные рекомендации по использованию опыта

В целях обмена опытом с коллегами были проведены уроки по защите проектов, выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов, участвовала в республиканском научно-практическом  семинаре «Проблемы м перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника» с докладом на тему: «Работа над проектом младшим школьником - как инструмент повышения его мотивации к обучению ». Представила в банк методических материалов кафедры дошкольного и начального образования МРИО исследовательскую работу  ученицы 3 класса Эрекаевой Веры: «Плесень –вред или польза? » для  использования в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов.

Материалы с описанием и результатами данного педагогического опыта представлены на школьном  сайте  http://alexschool.edurm.ru . И личном сайте  http://nsportal.ru/kuznetsova-gorbunova-irina-aleksandrovna

Приложение 1.

Внеклассное мероприятие по внеурочной работе

«Юный эколог»

«ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»

Цели и задачи:

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
  • Учиться защищать природные ресурсы.
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

  • аудиозапись голов птиц;
  • индивидуальные творческие задания;
  • клей;
  • мультимедийная презентация по теме “Прогулка по экологической тропе”;

Ход мероприятия

Учитель

 Сегодня на нашем Занятие мы совершим  заочное путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

Слайд 1.  Лес.

– Жил был лес.

Слайд 2-3. Птицы.

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.

 (звучит аудиозапись голосов птиц)

–  Каких птиц вы узнали? ( снегирь, дятел, дрозд, филин (одна из самых крупных сов мира), глухарь, соловей)

Слайд 4-5 . Звери

 Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.

-  Назовите зверей? ( Белка, волки,  олень,  ежик, лиса,  медведь)

Слайд 6.  Человек.

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Слайд  7. Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Слайд  8. Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Слайд 9. Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в водоёмах.

Слайд  10. Воздух

 Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Слайд  11. Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Слайд 12.  Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Учитель

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Слайд 13

Ученик:

– Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Слайд 14.

Учитель:

- Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель:

– Чтобы помочь лесу, я предлагаю вам прогуляться  по лесной экологической тропе и исправить ошибки, который допустил человек.

Задание 1

Учитель (Работаем в парах)

– Я вам буду загадывать  загадки, о деревьях.  Послушайте внимательно  загадку и узнаете название дерева. Вспомните, что вы знаете об этом дереве или кустарнике.  Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

  1. Весной зеленела, летом загорела, 
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
     
    Ответ (Рябина)

Слайд  15. Рябина.

  1. Не заботясь о погоде, 
    В сарафане белом ходит,
     
    А в один из тёплых дней
     
    Май серёжки дарит ей.
     
    Ответ (Берёза
    ). Слайд 16. Берёза.

3. Зимой и летом – одним цветом. 
Ответ (Ёль)
Слайд 17. Ель.

4. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
Слайд 18. Осина

5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)  
Слайд 19.  Липа

Слад 20. Деревья

Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.

Задание 2

Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

– Не хватает птиц и зверей

Учитель: (работаем в группах)

  На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу. Расскажите, что вы знаете об этом жителе леса. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, дятла, совы.)

Слад 21-24

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят вас за помощь.

Задание 3.

Мудрая сова  принесла  в этом конверте  экологический кроссворд.

Слайд 25.  Кроссворд

Давайте вместе разгадаем  кроссворд .

Вопросы к кроссворду

  1. Как называется верхний плодородный слой земли?
  2.  Бежит, журчит, волнуется. Все на нее любуются! Никак не остановится, Назад не поворотится.
  3. Синоним слова звери.
  4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.
  5. Житель планеты, наделенный разумом.
  6.  Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. Чем мы дышим??? 
  7. В чёрном небе до зари тускло светят Фонари. Фонари - Фонарики Меньше, чем комарики. В единственном числе?

Учитель

-Прочитаем главное слово в нашем кроссворде: ПРИРОДА. Охрана природы - главная цель экологии.

Слайд 26. Охрана природы

Учитель:

– А  как нужно охранять природу?

Ответы учеников  

Слайд 27. Тыква

Учитель:

- ребята, в природе много овощей, фруктов, ягод, которые имеют большую пользу для здоровья человека и животных. Назовите их (ответы детей)

-  А сейчас мы посмотрим сценку «Тыква» и узнаем,  какую пользу приносит этот овощ с огорода.

- Что вы нового узнали о тыкве?

- Попробуйте, дорогие гости, какая вкусная тушеная тыква!

Слайд 28.

Учитель:

- Вот и подходит к завершению наша прогулка по экологической тропинке. Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять.

(Музыкальный клип).

 Слайд  29-31. Итог урока

Стих «Берегите природу»

Приложение 2.

Муниципальное казённое учреждение

 «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района РМ

Районный  конкурс  исследовательских, проектных и поисковых работ  учащихся

«Юный исследователь»

«СЛОВО О ХЛЕБЕ»

C:\Users\Vitek\Desktop\исследовательские работы 2014-2015 г\фото Миша проект\DSCN0260.JPG

Спицин Михаил Анатольевич,

ученик 4 класса.

МОУ «Александровская СОШ»

с. Александровка - 2015 г

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………………3-4
  2. Основная часть:

2.1. Вступление ………………………………………………………….5

2.2. Происхождение хлеба………………………………………           5- 6

2.3. История названия хлеба……………………………………………7

2.4. Каким был хлеб на Руси?................................................................ 7

2.5. Мифологическое значение слова «хлеб»………………………… 8

2.6. Как хлеб приходит к нам на стол?..................................................  9

                  2.7. Чем полезен хлеб?............................................................................ 10

                  2.8. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный……………………………….  11 - 13

2.9. Проводим опрос среди учащихся класса…………………………14                                                                

       3. Заключение…………………………………………………………………. 15

       4. Список литературы и источники информации…………………………..  16

       5. Приложение……………………………………………………………….   17 -

Аннотация

      Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.                                                                                                                                  

   О хлебе, об отношении к нему можно говорить, писать очень много. Чтобы мы не росли невеждами, чтобы для нас, как и для отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Следует всегда помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

     Люди в годы Великой Отечественной войны берегли каждую крошку хлеба, потому что она была не просто счастьем, она продолжала их жизни, была хранительницей судьбы целого народа, целой страны. Хлеб – мерило жизни

     Мой   папа – Анатолий Федорович, работает  главным агрономом в селе Александровка Лямбирского   района. Он утверждает, что   очень любит свою профессию и  что от его труда зависит получение хлеба.

    Я решил узнать, от кого же всё-таки  зависит получение хлеба и какая же истинная ценность его?

  1. Введение                                                                                 

Выбор темы исследования.

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.                                                                                                                                                Ежедневно посещая школьную столовую,  я наблюдаю одинаковую картину. Столы  усыпаны крошками и недоеденными ватрушками. Огрызки булок были оставлены в стаканах, на тарелках с макаронами, на столе для грязной посуды лежала целая куча остатков хлеба. Дежурные по столовой собирают после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, который идет в отходы .Остается  он и после нашего класса. Я решил посчитать количество хлеба, который шёл на выброс. Ведь я  знаю, что хлеб достаётся  человеку  дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но я  не задумывался, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот я решил узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам моего класса.

 Именно поэтому объектом моего исследования,  я  выбрал - хлеб.

Предмет исследования:  отношение людей к хлебу.                                                                                                

Цель исследования:

  • провести  исследование « Откуда хлеб на стол пришел»;
  •  определить истинную ценность хлеба и формировать уважительное отношение к хлебу и людям, его производящим.

 Задачи:

  • узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;
  • уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба;
  • узнать состав военного хлеба;
  • прочитать литературу с целью определения значимости хлеба для людей в годы Великой  Отечественной войны

Методы исследования:

  • изучение и анализ статей и публикаций в периодической печати
  • собственные наблюдения
  • беседа со специалистами

Результат исследования:

  • узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;
  • уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба;
  • узнать состав военного хлеба

Гипотеза. Я предполагаю, что получение хлеба- это результат труда людей  разных профессий. Если определить роль хлеба в жизни людей, то можно узнать, как «дорого» он стоит.

Актуальность исследования

       70 лет как  отгремели залпы Великой Отечественной войны.  Мы, школьники, знаем о ней только из рассказов наших бабушек и дедушек, из книг и фильмов.  Мы привыкли к мирной жизни, полной достатка и благополучия.  В нашей школьной столовой всегда в достатке булочки, хлеб, пирожки. К сожалению, нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками нашей школы. Большинство школьников не осознают истинную цену хлеба, не знают, какой ценой доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде.

    Некоторые  могут возразить: «Война давно закончилась, голода нет, зачем беречь хлеб, ведь его в достатке можно найти в каждом продуктовом магазине». Я  могу   с ними поспорить, т. к. изучая  материал я  узнал ( по данным ООН), что  от голода каждый год умирают 9 млн. человек — больше, чем от болезней, войн или природных бедствий. Недоедание ежегодно уносит жизни около 5 миллионов детей в возрасте до пяти лет. Голодают 400 миллионов детей, а еще 200 миллионов не доедают. Самая тяжелая ситуация в странах Центральной Африки, а также в ряде азиатских государств, включая Камбоджу, Северную Корею ,Афганистан

  1. Основная часть
  1. Вступление.

                 Ежедневно посещая школьную столовую,  я наблюдаю одинаковую картину. Столы  усыпаны крошками и недоеденными кусочками хлеба. Остатки хлеба были оставлены в стаканах, на тарелках с макаронами, на столе для грязной посуды лежала целая куча остатков хлеба. Дежурные по столовой собирают после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, которые идут в отходы. Остается  он и после нашего класса.

             Я  знаю, что хлеб достаётся  человеку,  дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но я  не задумывался, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот я решил узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам моего класса.

  1. Происхождение хлеба.

       Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

       Первый хлеб имел вид жидкой каши.                                                                                       Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.                                                                                                                     Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.                                                                                                           Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

     Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны.

      Искусство приготовления разрыхленного хлеба из сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх.  

     В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами.

    На Востоке к хлебу было тоже особое отношение. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний.

    Так же, как к хлебу, народ с давних времен с уважением относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

  1. История названия хлеба. 

         Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».

  1. Каким был хлеб на Руси?      

       С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.

       Качество хлебных изделий строго контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейеные печи. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

  1. Мифологическое значение слова «хлеб»

       Хлеб наиболее сакральный (божественный) вид пищи,  символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с соль.

     У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приёму гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. По общеславянскому выражению, хлеб –«дар Божий», а по русскому, «стол – ладонь Божья»

     Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь –  «он тебя есть будет».

    Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – женскими занятиями.              

   Хлеб широко использовали в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях.

    Из глубины веков, из старинных легенд дошли до нас слова «КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ».                                                                                                                                      Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.  Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.      

      Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

  1. Как хлеб приходит к нам на стол?

      А как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.

     Мой папа работает агрономом и является непосредственным участником процесса производства хлеба. Я  часто с ним ездил по полям и наблюдал за его работой. Весной специальным трактором пашут землю, вносят удобрения, чтобы был лучше урожай. Потом в нее бросают зерна – сеют хлеб. Из зерен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зерен. Летом поля обрабатывают от сорняков.  Осенью пшеница созревает и колоски  убирают машинами – комбайнами.

     Колоски скашивают и обмолачивают – вытряхивают из них зернышки. Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки. Зерно отвозят на элеватор. (Это большое зернохранилище). Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку. Мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни. Здесь из нее изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия.

      Я убедился, что многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка:

  • слесарь,  проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны;
  • агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить;
  • тракторист пашет землю, сеет зёрна;
  • комбайнеры косят урожай;
  • шоферы отвозят;
  •  мельники молят;
  • пекари пекут;
  • продавцы продают.

    Вот какой долгий и трудный путь проделывает хлебушек до нашего стола. В каждую булку хлеба вложен труд людей многих профессий. Каждый из нас должен об этом помнить!

 У меня дома мама часто печёт пироги, пиццу, плюшки, хлеб, которые мы с удовольствием кушаем!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - 5

  1. Чем полезен хлеб?    

                                                                                                                   

      Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб содержит витамины В1, В2, В3, В6, В9 и витамин РР. Из минеральных веществ – фосфор, магний, железо, цинк и др. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. Хлеб – практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления.
      Сегодня хлебом мы почти наполовину удовлетворяем потребность нашего организма в углеводах, на треть – в белках, более чем на половину – в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Хлеб на 30% покрывает нашу потребность в калориях.
      100 лет назад человек в среднем потреблял 1 кг хлеба в сутки, сегодня мы потребляем только 200–400 г, и в будущем эта цифра будет снижаться, т. к. расширится ассортимент потребляемых продуктов.

      Каким же хлебом питаться и какое количество его считается нормой? Нормы для взрослого человека, не занятого физическим трудом, – примерно 300–350 г хлеба в день, однако это количество может меняться в зависимости от возраста, вида деятельности человека, массы тела, индивидуальных особенностей организма, количества и состава других продуктов, входящих в рацион питания. Для людей, занимающихся спортом, физическим трудом и другими нагрузками, норма потребления хлеба выше.
    Специалисты в области науки о питании рекомендуют составлять свой хлебный рацион с учетом необходимости потребления как ржаного, так и пшеничного хлеба. Что касается того, какой именно хлеб потреблять, то это главным образом дело вкуса, для здорового человека нет ограничения в выборе хлебных изделий.    
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

2.8. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…

         Изучая историю человечества, можно привести примеры, когда вопрос с хлебом был вопросом жизни и смерти.

     Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Я нашёл много интересной информации о хлебе военного времени, воспоминания людей, переживших блокаду в  Ленинграде, и попытался ответить на вопрос: «Чем же был этот хлеб для людей, которые пытались не только выжить в тяжёлые, голодные военные годы, но и защищали свою Родину от гитлеровской Германии, работали по 14-16 часов в сутки, чтобы помочь фронту и приблизить долгожданную победу? Как они относились к хлебу?»

Блокадный хлеб.

     Выяснил, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни.   В блокадные дни между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

       Ленинградка Медведева Александра Михайловна (в годы войны Аля Леонова) вспоминала:
«На второй день войны мне исполнилось одиннадцать лет, я закончила третий класс. Сестре моей было четыре года. Когда в 1941 году, в ноябре, снизили норму хлеба до 125 граммов детям и 250 граммов — рабочим, мама стала его выкупать сама. В магазин ходила вечером, после работы. В квартире у нас стояла старинная этажерочка со шкафчиком. Дверцы шкафчика — резные, с ключиком. В этом шкафчике и хранился под замочком наш хлеб...
Утром мама перед уходом на работу доставала хлеб, делила его на три части, потом каждую часть еще на три. Оставляла нам на завтрак и на обед, остальную часть — на ужин — закрывала в шкафчик, а ключик брала с собой.                                                                                                         …С тех пор прошло много лет, но до сих пор помню жгучее чувство голода. Страх остаться голодной жил во мне долго. И я не понимаю, как порою у нас забывают о том, что такое голод, что такое кусочек хлеба.  
ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Фронтовой хлеб.

    В 1941 г. неподалеку от верховья Волги находился исходный рубеж. Под крутым берегом реки дымили земляные кухни, располагалась санрота. Здесь же в первые месяцы войны создавались земляные (в основном они устанавливались в грунте) хлебопекарные печи. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.

    Ветераны московских сражений рассказывали, как в овраге старшина раздавал солдатам горячий хлеб, который привез на лодке (вроде саней, только без полозьев), запряженной собаками. Неподалеку рвались мины. Солдаты, на «скорую руку» покушав хлеба и запив его чаем, приготовились к повторному наступлению.

  Сталинградский» хлеб.

       Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному

Хлеб оккупированных районов

      О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат. Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений.

    Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам вместо хлеба давали по две ложки пшенной каши в день.

Хлеб концлагерей

      Из воспоминаний бывшего участника антифашистского Сопротивления, инвалида I группы Д.И. Иванищева: « Уж мы-то, заключенные концлагерей, знаем цену хлеба и преклоняемся перед ним. Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных хлеб по особому рецепту. Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе (Германия) 21 декабря 1941 г. «только для русских».

Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».  ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Тыловой.

    Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт «рабочего хлеба», который специальными приказами доводился до руководителей предприятий общепита.

    В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.    

Выбрав один рецептов военного хлеба, мы с мамой испекли хлеб. В его состав входит:

  • Жмых сахарной свёклы:
  • Овсяные отруби;
  • Картофель;
  • Мука ржаная, вода, дрожжи.

Хлеб получился хороший, но на вкус он мне не понравился.  ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Вывод:

 Чем же был хлеб для людей, переживших страшные голодные годы войны? Как они к нему относились?

    Люди в годы Великой Отечественной войны берегли каждую крошку хлеба, потому что она была не просто счастьем, она продолжала их жизни, была хранительницей судьбы целого народа, целой страны. Хлеб – мерило жизни. В блокадном Ленинграде, умирая от голода, люди не посмели тронуть ни одного зёрнышка из многих тонн хранящегося селекционного зерна. Этот факт  ещё раз показал силу русского характера. Никакие трудности не смогли сломить дух русских людей, лишить их человечности и милосердия.

    И если сейчас наш народ обеспечен самым разнообразным хлебом, то в этом великая заслуга тех, кто сражался за хлеб и отдавал свою жизнь в борьбе с фашизмом, кто, теряя сознание от голода, выпекал буханки святого блокадного хлеба в осаждённом Ленинграде.

     Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, мы всегда должны помнить, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов.

    Мы, школьники, не имеем права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

                               2.9. Проводим опрос среди учащихся класса.                                                                               Перед тем как ознакомить одноклассников с итогами  моего исследования, я решил провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. С помощью учителя мы подготовили анкету:

1. Как часто вы едите хлеб?

-Каждый день

-Редко

-Вообще не едите.

2. Какой хлеб вы больше любите?

-Пшеничный

-Ржаной

-Пшенично-ржаной

-Никакой не любите

-Всякий любите

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

-Да

-Нет

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

-Всегда

-Часто

-Редко

-Никогда

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

- Выбрасывают

-Скармливают домашним животным

-Сушат сухари

-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба

         Результаты анкетирования показали, что в нашем классе все ребята любят хлеб, особенно белый. Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным. ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

  1. Заключение

      Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.                                                                                                                    

    Проведенное исследование открыло для меня много нового.

Я узнал:

  •  как долог и труден путь хлеба к нашему столу;
  •  что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку;
  •  благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны;
  •  я понял, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб;
  • проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека;        
  • я твердо усвоил правила, которые мы  должны выполнять по отношению к хлебу:
  • Берегите хлеб, он дорого достается;
  • Не оставляйте недоеденных кусков;
  • Никогда не бросай хлеб;
  • Подними брошенный кусок, отдай птичкам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

     Таким образом, я сумел достичь цели моего исследования и смог узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась.

    Данная работа помогла  мне понять всю ценность хлеба. Теперь я буду еще больше дорожить хлебом и буду рассказывать и учить этому своих друзей.

  1. Библиографический список.
  1. Пицков Ю.А «Как хлеб на стол приходит». М. Просвещение, 2003 г.
  2. Амусина Л.К. «Хлеб всему голова», Воспитание школьников, № 9, 2004 г.
  3. Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга», М., Советский писатель, 1982, 432 с.
  4.  Алмазов Б.А. Наш хлеб [Текст]: Научно-художественная книга / Рис. и оформл. Д. Плаксина. – Л.: Дет. лит., 1985. – 207 с., ил.
  5. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников [Текст].-Москва: Вако, 2007.-64с.
  6. Подшибякина С.Ю..Хоровод круглый год [Текст].- Волгоград: Учитель, 2004.-48с.
  7. Смирнова Н.С., Тихонова М.В. Красна изба … [Текст].- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000.-48с.
  8.  http://goodrecept.ru/?m=nots&id=DA5B433600  Хорошие рецепты- хлеб всему голова.
  9. http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
  10. http://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь
  11. http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства
  12. http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...
  13. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символов
  14. http://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб
  15. http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны
  16. http://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5032/11628/715501/792032/792038

Приложение 3.

Психологический тест « Вода мира».

Попытайтесь представить себе то, что услышите в моём рассказе. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Расслабьтесь и представляйте себе то, что я описываю,… Ты сидишь на берегу ручья и болтаешь ногами в чистой, прозрачной воде. Вода приятная, но прохладная… Ты чувствуешь, как вода омывает твои ноги, слегка подталкивая их. Представь, что вода, журчащая у твоих ног, вольётся в ручей побольше. Эта вода соединяет тебя с другим потоком, более крупным. Похоже, это река. Почувствуй её более мощное течение. Представь себе зелёную ленточку деревьев  и другой растительности по её берегам. Река несёт свои воды мимо возделанных полей, мимо больших городов, лесов пока, наконец, не доходит до моря…

Наслаждаясь ощущением прикосновения к твоим ногам постоянно текущей воды, ты можешь представить себе, что заходишь в море.… А теперь мысленно окинь взором всё вокруг и попытайся вообразить себе, что ты связан со всеми океанами мира… Ты прикасаешься  к громадному организму воды, который простирается по всему земному шару. Твоё собственное тело содержит воду, которая является частью этого организма… Твоё прикосновение простирается до берегов Тихого океана, оно плывёт сейчас под мостом Золотые Ворота в гавани Сан-Франциско, оно качается на волнах вместе с лодками рыбаков в Индийском океане… Оно прорывается с неба во время грозы - тёмное, свинцовое… Оно покалывает мелким вьюжным снегом жительницу Аляски, которая поёживается на далёком арктическом побережье… Оно блестит на спине греческого мальчика, который усердно тянет свои рыболовные снасти из тёплого Средиземного моря…

Вода соединяет твои ступни со всеми потоками, бегущими в океан. А, поднимаясь по рекам вверх, ты можешь добраться  до сердца любого материка. Ты можешь почувствовать дрожь бегемота, который только что погрузился в африканскую речку, ты можешь почувствовать, как тихо скользит, подбираясь к цапле, аллигатор…

Ты способен наблюдать за усердными бобрами, строящими плотину на тихой европейской речке… Ты можешь увидеть воду, тысячи тонн воды в громадных, несомых ветром флотилиях тяжёлых белых облаков… Ты оказываешься в объятиях  всех китов, всех дельфинов, всех акул. Ты прикасаешься и ко всем мифическим созданиям, которые жили в сознании людей: русалкам, жителям Атлантиды, чудовищам, плавающим в озере Лох-Несс. Твои ступни ощущают течение широченного потока Амазонки в Южной Америке, древнего Нила, неторопливо несущего свои воды на север Африки, широкой и спокойной  российской Волги.

Твои водные объятия простираются через всю Землю… И, конечно, вода, обтекающая твои ноги, соединяет тебя с каждым, кто сейчас также сидит, болтая ногами в воде, думая, куда же бежит эта вода? Но пора возвращаться… Вернись из мира рек и океанов и вновь ощути прохладное прикосновение воды к твоим ногам. Вернись туда, откуда ты начал своё путешествие. Ты вернулся? Открывай глаза!

Приложение 4.

Экологический спектакль «Кому для чего нужны зубы».

Действующие лица: Заяц Коська, Мышка Маша, Лиса Алиса.

Заяц Коська: Как же здорово убегать далеко в поле в солнечный денёк! (принюхивается) Что за странный запах? Трава так не пахнет! (снова принюхивается)

Мышка Маша: не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста, не ешь меня! Я вовсе не хотела забираться в твои зелёные владения! Я тебя больше не побеспокою, если только ты не съешь меня прямо сейчас!

Коська: Так, так… Это значит, я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.

Маша: О, да! Да и на вкус мышки совсем другие. Они не совсем такие вкусные, как травка.

Коська: Ну, об этом мне никогда не узнать, я не ем мышей.

Маша: Пожалуйста, пожалей меня, не ешь… Ты ведь сказал, что не ешь мышей?

Коська: Конечно, я не ем мышей. Да я и не смог бы съесть мышку, даже если бы очень захотел.

Маша: Не смог бы? Почему?

Коська: Ты когда-нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не годятся для того, чтобы кусать мышей или других животных.

Маша: Тогда для чего же они?

Коська: Они приспособлены для того, чтобы есть траву, листья и другие растения.

Маша: Я не знала этого. Теперь я не буду тебя бояться. Можно, я ещё вернусь на это поле побегать?

Коська: Пожалуйста, сколько хочешь, может, в другой раз, мы и побегаем вместе. Пока!

Маша: Пока! ( Маша убегает)

Коська: Может, я должен был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю. Я знаю, что эта лиса была бы не прочь слопать меня на обед. А потом закусить той маленькой мышкой. Пожалуй, будет лучше, если я найду её и предупрежу об опасности. (Коська уходит. На противоположной стороне сцены появляются Мышка и Лиса.)

Маша: Сейчас, когда мне не надо заботиться о своей безопасности, я могу ещё поиграть на этом поле. А кто это там? Это Лиса! Больше я не боюсь её! Она, наверное, тоже не может съесть меня, побегу и поздороваюсь. (Бежит к Лисе)

Лиса Алиса: Ничего себе! Что это ты здесь прогуливаешься? Неужели ты не боишься меня? Знаешь ли ты, что я могу в один момент съесть тебя?

Маша: Ты не сможешь меня съесть! Даже если захочешь. Заяц Коська только что сказал мне, что зубы предназначены для пережёвывания зелёных растений, а не мышек.

Алиса: Это ЕГО зубы - для пережёвывания зелёных растений, а мои – для того, чтобы есть животных, таких как зайцы и мыши.

Маша: Так ты с-с-с-с-сможешь с-с-с-с-с-съесть м-м-м-м-меня? Ай-ай-ай… (Бежит прочь)

Алиса: Ха-ха-ха! Этой маленькой мышке повезло. Сейчас я не голодна. Подумать только, она вообразила, что мои зубы не годятся для того, чтобы есть животных. (Уходит. Появляются  Маша и Коська)

Коська: О, как я рад, что нашёл тебя. Я торопился, чтобы кое о чём предупредить тебя.

Маша: Да, да! А я должна кое о чём спросить тебя. Почему ты мне не сказал, что твои зубы отличаются от зубов лисы?

Коська: Я как раз и собирался сделать это. Но все животные знают об этом.

Маша: Как? Почему ты думаешь, что я должна была знать это?

Коська: Потому что  лисы – плотоядные животные, а зайцы – травоядные.

Маша: Плотоядные, травоядные… О чём ты говоришь?

Коська: Плотоядные, такие как лисы, едят других животных. Поэтому зубы у них острые, чтобы легко было прокусывать шкурку. Травоядные, как мы, едят только растения. Нам не нужны острые зубы, наши зубы широкие и плоские, великолепно приспособленные для пережёвывания листьев, травы и зёрен. Кто что любит!

Маша: Теперь я поняла! Прежде всего, надо взглянуть на зубы животного, и тогда я пойму, сможет оно меня съесть или нет.

Коська: Для тебя будет гораздо лучше, если ты заранее будешь об этом знать. Я отлично знаю плотоядных и травоядных зверей, даже не глядя на их зубы, и с удовольствием расскажу  тебе о них.

Маша:  Вот и замечательно! Я обязательно буду у тебя всё спрашивать, но сейчас мне кажется, что нам с тобой пора поскорее убраться отсюда. А то вернётся плотоядная лиса и вонзит свои приспособленные зубы в нас, травоядных!

Коська: Бежим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"

Проблема  формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...

«Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности»

Формирование экологической культуры населения рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не толь...

Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность.

Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природ...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших  школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

обобщение опыта работы по экологии через внеурочную деятельность...

Формирование экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности

В статье раскрываются вопросы формирования экэкультуры через проектную деятельность...