Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность.
статья по окружающему миру на тему

Клопкова Ирина Ивановна

Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья69 КБ

Предварительный просмотр:

И.И. Клопкова

Воспитание экологической  культуры младшего школьника через проектную деятельность.

Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди общих целей начального образования выделено “воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”. Конкретные цели нравственного становления личности сформулированы и в содержании окружающего мира: “Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе”.

В течение нескольких лет работала над темой самообразования «Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность» считаю, в данное время эта тема актуальна и волнует каждого учителя.

В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться. Именно в этот период, формирование экологических знаний, умений, способов действий становится для него наиболее актуальным. Возрастает степень самостоятельности взаимодействия ребенка с окружающей средой. Наступает период формирования теоретических знаний об окружающем мире. Появляется возможность рассмотреть на теоретическом и практическом уровне существующие в природе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность и желание помочь. Перед учителем стоит задача не просто  научить беречь природу, а уметь делать это экологически грамотно.

Работа по экологическому воспитанию проводится на уроках окружающего мира, русскому языку, литературному чтению, технологии, изобразительного искусства и во внеурочное время. На начальном этапе обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика. Это очень важно, так как эти основополагающие знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности.

Основная цель экологического воспитания научить ребёнка использовать свои знания в соответствии с законами живой природы, формировать экологические действия, направленные на рациональное использование природных  богатств. Для этого необходимо:

  • углубить и расширить экологические знания;
  • привить начальные экологические навыки и умения, носящие поведенческий, познавательный и преобразовательный характер;
  • развивать познавательную, творческую и общественную активность в ходе экологической деятельности.
  • формировать чувство бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание невозможно без системно - деятельностного подхода, который позволяет:

  • установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни общества;
  • обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы;
  • создать условия для целесообразного формирования нравственно-этических установок;
  • расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;
  • углубить теоретические знания в области экологии;
  • формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;
  • обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Опыт работы по формированию экологической грамотности, показал, что наиболее приемлемой и действенной формой в начальной школе, является включение младших школьников в проектную деятельность. Во-первых, темы, касающиеся вопросов экологии, имеют широкий спектр. Во-вторых, экологические знания интегрируют предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла. Экологическая тема объединяет уроки в единое целое, а внеурочная деятельность позволяет полнее раскрыть ее содержание, выделив практическую составляющую. В-третьих, несмотря на то, что тема едина для всех, появляется возможность выбора аспекта темы, который интересует ребёнка, создаёт для него ситуацию свободы выбора в личностном продвижении. Различные типы проектов (индивидуальные, групповые, коллективные) позволяют не только учитывать индивидуальные особенности детей, но способствуют формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Учебный экологический проект — стимулирует интерес ребят к экологическим проблемам и путям их решения.

В своей практической деятельности совместно с детьми мы проводили различные по тематике экологические проекты.

2 класс:

«Лекарственные растения нашего края».

3 класс:

«Вода  в нашей жизни».

4 класс:

«Берёза в нашей жизни».

При разработке любого из предложенных проектов удобно пользоваться матрицей, которая содержит тему, цель, задачи, содержание, виды деятельности, результат. Предложенная матрица достаточно технологична. Она поможет педагогам не только реализовать этот проект с детьми, но и,  учитывая индивидуальные особенности учащихся и класса в целом, творчески подойти к определению содержания.

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Клопкова Ирина Ивановна

Регион

Ульяновская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

г. Ульяновск

Номер и название школы

МАОУ СОШ № 72

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

«Вода в нашей жизни»

Краткое содержание проекта:

Проект «Вода в нашей жизни» направлен на расширение знаний обучающихся о воде, привлечение внимания к проблемам загрязнения и сохранения воды для человека,  развитие  ответственного подхода к бережному отношению к воде, водоёмам, источникам. Участие обучающегося в проекте будет способствовать развитию творчества, любознательности, наблюдательности, формированию ответственности и  расширению коммуникативных умений.

Предметы:

Окружающий мир: Вода и её свойства. Вода и экология. Круговорот воды в природе.

Русский язык: Сочинение «Путешествие капли воды».

Литературное чтение: Участие в коллективном обсуждении: умении отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Изо: Изучение картин художника Васнецова, вода в разных состояниях

Классный час: «Значение воды в жизни человека»

Класс:

3  класс

Приблизительная продолжительность проекта:

в течение учебного года

Основа проекта:

Образовательные стандарты:

В ходе  проекта учащиеся продолжат освоение методов проектной деятельности, исследовательской работы, «обучение в сотрудничестве». В процессе обучения у учащихся формируется целостное представление о воде, её свойствах  и необходимости сохранения и бережного отношения к воде.

Дидактическая цель проекта:

Расширить знания учащихся о воде, привлечь внимание к проблемам загрязнения источников воды и сохранения воды для человека,  развитие бережного отношения к воде, водоёмам, источникам.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • воспитание ценностного отношения школьников к природным ресурсам города;
  • развитие субъектного, ответственного отношения школьников к воде–источнику жизни;
  • развитие познавательных, творческих и исследовательских  способностей.

Метапредметные:

  • развитие умений выделять главное, сравнивать, находить нужную информацию.
  • формирование навыков использования компьютера  в исследовательской работе.
  • формирование коммуникативных навыков и навыков работы в группе.

Предметные:

  • актуализация знаний о круговороте воды в природе и её трёх состояниях.
  • расширение знаний учащихся о воде и её свойствах.
  • выявление основных причин загрязнения воды.
  • формирование экологических знаний о защите водоёмов и источников.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

В чём ценность замечательного вещества - воды?

Проблемные вопросы учебной темы

В каких состояниях встречается вода в природе?

Как происходит круговорот воды в природе?

Почему о воде говорили во все времена?

Какая река главная в нашем городе?  

Почему надо беречь воду?

Учебные вопросы

Чем важна вода?

Какими свойствами обладает вода?

Чем загрязняется вода и как её очищают?

Сведения о проекте:

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знать свойства воды, способы очистки. Умение проводить исследование по заданному плану. Навыки чтения и письма. Элементарные умения работы в группе.

Учебные мероприятия:

Уроки по предметам, классный час

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование

Презентации в программе PowerPoint

Организация проектной деятельности находит все большее распространение в современной школе, т. к. позволяет решить несколько задач:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Экологическое воспитание и обучение младших школьников через включение в проектную деятельность способствует формированию экологической грамотности, выработке поведения, направленного на восстановление и бережного отношения к окружающей нас природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа ...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших  школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность.

quot;Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность."...