Духовно – нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы. Ведущая роль в формировании нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку именно в этом возрасте происходит социализация ребёнка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание младших
школьников через проектную деятельность
Аношко Г.А.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы. Ведущая роль в формировании нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку именно в этом возрасте происходит социализация ребёнка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.
ФГОС НОО «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России даёт ещё более широкий образ ребёнка в виде современного национального воспитательного идеала. Успешное решение задач нравственного воспитания согласно ФГОС НОО зависит не только от содержания, но и формы их достижения. То есть кроме требований к результатам воспитания обучающихся новые образовательные стандарты указывают на необходимость интеграции нравственного развития и воспитания обучающихся в основные виды их деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
- формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание нравственных качеств личности ребёнка,
- освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного и воспитательного процесса. Одним из них является метод проекта.
Проектная деятельность бесконечно разнообразна.
Один из дидактических принципов метода проекта: «Помоги мне это делать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Организуя с помощью наводящих вопросов и рассуждений эвристическую или исследовательскую деятельность учащихся, сопровождая их обучение и воспитание, учитель создаёт необходимые условия для свободного индивидуального выбора пути и способов решения образовательных и воспитательных задач и тем самым способствует самостоятельным открытиям уже известных истин. «Изобретая велосипед», обучающиеся реализуют свой творческий потенциал и одновременно обогащают, и развивают его, при этом сохраняя свое индивидуальное своеобразие.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и воспитания учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
В своей работе я часто применяю метод проектной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и проектах.
Проекты, которые выполнили ребята «Рождественская игрушка», «Подарок на Рождество», «Детям о войне», «С днем Победы», «Спасибо за Победу», «Казаки», «Экологическая мастерская», «С заботой о птицах», «Семейные ценности».
Результаты проделанной работы.
В процессе работы у обучающихся формируются следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Проектная деятельность в начальной школе является перспективной и многообещающей как в дидактическом, так и в воспитательном процессе младших школьников.
Анализ практики показывает, что возможности использования проектной деятельности безграничны.
Закончить своё выступление я хочу словами Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности.
Сообщение на тему "Становление духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности". Как результат представлена технологическая карта урока, где подводился итог работ...
Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа ...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»
Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность.
quot;Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность."...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...
