Духовно – нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Аношко Галина Алексеевна

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы. Ведущая роль в формировании нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку именно в этом возрасте происходит социализация ребёнка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_pokrovskie_chteniya.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание младших            

школьников  через проектную деятельность

Аношко Г.А.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы. Ведущая роль в формировании нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку именно в этом возрасте происходит социализация ребёнка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.

ФГОС НОО «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России даёт ещё более широкий образ ребёнка в виде современного национального воспитательного идеала. Успешное решение задач нравственного воспитания согласно ФГОС НОО зависит не только от содержания, но и формы их достижения. То есть кроме требований к результатам воспитания обучающихся новые образовательные стандарты указывают на необходимость интеграции нравственного развития и воспитания обучающихся в основные виды их деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

  • формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  • воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • воспитание нравственных качеств личности ребёнка,
  • освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  • приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного и воспитательного процесса. Одним из них является метод проекта.

Проектная деятельность бесконечно разнообразна.

Один из дидактических принципов метода проекта: «Помоги мне это делать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Организуя        с        помощью наводящих  вопросов        и        рассуждений                эвристическую        или исследовательскую деятельность учащихся, сопровождая их обучение и воспитание, учитель создаёт необходимые условия для свободного индивидуального выбора пути и способов  решения        образовательных                и  воспитательных  задач        и        тем        самым        способствует самостоятельным открытиям уже известных истин. «Изобретая велосипед», обучающиеся реализуют свой творческий потенциал и одновременно обогащают, и развивают его, при этом сохраняя свое индивидуальное своеобразие.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и воспитания учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

В своей работе я часто применяю метод проектной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и проектах.

Проекты, которые выполнили ребята «Рождественская игрушка», «Подарок на Рождество», «Детям о войне», «С днем Победы», «Спасибо за Победу», «Казаки»,  «Экологическая мастерская», «С заботой о птицах», «Семейные ценности».

Результаты проделанной работы.

В процессе работы у обучающихся   формируются следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- способность к саморазвитию.

Проектная деятельность в начальной школе является перспективной и многообещающей как в дидактическом, так и в воспитательном процессе младших школьников.

Анализ практики показывает, что возможности использования проектной деятельности безграничны.

Закончить своё выступление я хочу словами Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности.

Сообщение на тему "Становление духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности". Как результат представлена технологическая карта урока, где подводился итог работ...

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа ...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность.

quot;Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность."...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...