Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность
статья на тему
обобщение опыта работы по экологии через внеурочную деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность
Шульская Елена Владимировна
учитель начальных классов
Еще вчера самым страшным словом считалось слово “война”, сегодня – “экологическая катастрофа”. Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожные, и даже угрожающие симптомы. Хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экология – одна из важнейших. Ежедневно мы слышим призывы и предостережения: “Образумьтесь, люди!”, “Будущее Земли в опасности!”, но все они так и останутся призывами, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания.
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. “А что я такого сделал?” – отвечают они на мой вопрос: “Зачем?”. “Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой. В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления работы:
Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).
Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц).
Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы. На занятиях я использую следующие формы работы:
наблюдение объектов живой и неживой природы;
экскурсии в природу;
беседы, доклады, сообщения;
выпуски стенгазет;
экологические игры;
праздники;
исследовательские проекты.
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.
Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет.
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе руководствуюсь тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы опираюсь на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.
Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.
Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой, проводим экологические игры на местности. Изучаем природу родного края.
С помощью родителей изготовили и повесили 7 кормушек и 2 скворечника. Провели праздники по экологической тематике “Бал цветов”, “Барыня-капуста”, экологический час “Под зеленым парусом – в будущее”, «Парад костюмов из бросового материала» и много других.
Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе игровые технологии. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Такие игры можно проводить как на природе, так и в помещении. Так, например, была проведена познавательно - экологическая игра «В царстве Берендея». На этапах игры «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды», «Охрана природы» ребята показали прекрасные знания о лекарственных растениях, растениях нашей местности, рассказали о своих наблюдениях за погодой и т.д.
Викторины - одна из форм экологического воспитания. Они носят интегрированный характер. Вопросы составляются на основе сведений о природных объектах и явлениях в различных областях науки и искусства. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области естествознания и, конечно, общая эрудиция. Викторины готовлю в виде игр «Счастливый случай», «Поле чудес», «Географическая», «Птицы нашего края», «Зоологическая», «Грибы» и др.
К. Д. Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения». На мероприятиях очень часто использую занимательный материал на экологическую тему, который помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. Также использую кроссворды, сценки, загадки, ребусы. Провожу конкурсы пословиц, загадок, рисунков на различные темы (например, «Загадки о зиме», конкурсы кроссвордов, конкурс на лучший экологический вопрос. Вопросы включаю в различные мероприятия для создания проблемных ситуаций, которые разрешаем с детьми:
- Во время прогулки с друзьями ты видишь, как какие- то люди сбрасывают с грузовика в озеро бочки. Что ты предпримешь?
- Ты с друзьями отмечаешь окончание четверти на природе. Когда вы собрались уходить, кто-то предлагает оставить весь образовавшийся мусор в лесу. Твои действия?
Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют Экологические Недели. В этот период провожу с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля - наш общий дом»; классные часы, конкурсы «Знатоков природы», «Устами Лесовичка»; КВНы, игры - путешествия по станциям.
Использую фенологические и экологические рассказы - загадки. Они посвящены поведению ребят на природе, отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей и т.д.
С целью актуализации знаний о природе и отношении к ней использую систему вопросов и заданий, обращенных к личности младшего школьника, и требующих их выражения и проявления в практической деятельности. Потому что не все дети знают и применяют на практике правила поведения в природе, мало знают о растениях и животных края, о заповедниках. Например, телеграмма из леса (по В. Бианки): «Мы - первая зелень и за это нас все ломают, мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья Ива, Черемуха, Лесная Сирень». Задаю вопрос: «Ребята, какой ответ вы пошлете на эту телеграмму? Сможете вы оказать помощь деревьям, какую?» Такие задания стимулируют деятельность учащихся на оказание практической помощи цветущим деревьям и кустарникам, которую могут оказать младшие школьники.
Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработку и реализацию экологических проектов).
Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:
повышение уровня информированности;
повышение интереса к природе родного края;
потребность выразить свой интерес в творческих работах;
соблюдение правил поведения в окружающей среде;
ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого класса. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности при реализации инновационно развивающего курса ОМ 1-4 в рамках школы инженерной культуры
Статья о реализации инновационно развивающего курса по окружающему миру...
Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....
Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности
Работа по формированию экологической культуры и экологическому просвещению населения страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органам...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
quot;Человек, овладевший экологической культурой, подчиняетвсе виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения...
Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности
страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органами государственной власти Российской, общественными объединениями и средствами массово...
«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».
В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....