«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Гоппе Наталья Сергеевна

В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны всё чаще.

И если гражданин вы настоящий,

                                                                  Большой отдачи ждёт от вас страна.

                                                                                                           

Так что такое – патриотом быть?

       О добрых чувствах к Родине твердить?

Да нет же! Просто Родину любить,

       О чести, правде, долге не забыть!

В последнее время в стране активизировалась работа по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление никогда не уходило из школы, но в 90-е годы XX века, оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» школа получила хорошее подкрепление своей деятельности и активизировала работу по патриотическому и духовно-нравственному     воспитанию детей.

Народная мудрость гласит: «Воспитание – бесценное богатство», «Дитя – драгоценность, но еще большая драгоценность – его воспитание», «Ум не имеет цены, воспитание - предела». Среди родителей провели опрос, посвятив его единственной проблеме: какие качества вы хотели бы воспитать в ребенке? Никто не сомневался, что патриотизм, гражданская доблесть, гражданская активность заняли среди них свое место. Наивысший балл именно этому свойству личности, не сговариваясь, выставили большинство  родителей.

Торжественно звучат слова «Патриот России». Они отражают не только принадлежность человека к тому или иному государству, но и его отношение к своему Отечеству, преданность народу.

Воспитание патриотизма и гражданственности – неразрывное целое.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы.         Духовно-нравственное воспитание ведется дифференцированно, с учетом возрастных особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций, силовых структур, органов самоуправления.

          Обоснование необходимости разработки и внедрения программы

курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина».

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания, и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.   Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, патриотического, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.  Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать  процесс приобщения к  Родине надо с приобщения к малой Родине, с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.  Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.  Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». 

В настоящее время острой проблемой не только школы, семьи, но и всего общества и государства, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян. Возникла острая необходимость создания программы, адекватной новому времени.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на формирование патриотического сознания учащихся, разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании». 

Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников. 

2 Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования. 

3 Содержание Введение 1. Национальный воспитательный идеал 2. Цель и задачи воспитания школьников 3. Духовно-нравственное развитие гражданина России 4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования 5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы 6. Управление воспитательным процессом 7. Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников 8. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся Заключение

4 Важнейшие ценности: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. 

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю, как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Целью  курса  внеурочной деятельности по программе « Моя малая Родина» является формирование духовно-нравственных качеств,  патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Хакасии, России в целом,  воспитание любви к природе, истории и культуре родного края.

Задачи   программы:

 Обучающие задачи: способствовать  развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края. 

Воспитательные задачи: создавать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

Особенности программы :

Программа рассчитана на 4 года.  Занятия проводятся 1 раз в неделю  – 35 ч. в год (35 уч. нед.) по 35- 40 минут.   Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся начальных классов. Программа курса помогает расширить знания учащихся в таких предметных областях, как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Основные темы курса: 1 класс «Я и моя семья», 2 класс «Я и природа», 3 класс «Я и культура», 4 класс «Я и история».

Формы проведения занятий:

Формы и методы работы: на занятиях используются проекты, викторины, КВН, экскурсии, поисковые исследования, презентации, самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая), праздничные мероприятия. 

В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая, практическая, игровая.

 Основные методы и технологии, используемые  на занятиях:

Основные методы и технологии: игровая технология, проектная технология, технология  обучения в сотрудничестве, проблемно- диалогическая, коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьников.

Краткое содержание программы 1-2 класс. 

Программа первого и второго года обучения предполагает формирование понятий о малой Родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа).  Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром.  

   Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий,   дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом, республикой.  При подготовке к занятиям  детям предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.     Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.     

В процессе занятий дети проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из обучающихся проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.

На занятиях широко используются  ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания,       опыты и практические работы, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки по селу,        моделирование, разработка и создание экознаков,        театрализованные представления, экологические акции, гербаризация, составление памяток, создание экологических проектов.

Программа третьего и  четвёртого года обучения предполагает формирование знаний о культуре и истории родного края, основных культурно-исторических достопримечательностях Хакасии.       

На основе теоретического и эмпирического материала, в ходе исследований установлено, что более успешно процесс формирования духовно-нравственных основ личности идет там, где учащиеся ощущают себя полноправными участниками жизни сообщества, т.е. полноправными гражданами, и не теряют при этом чувство собственной индивидуальности.

Хочется верить, что, учитывая всё вышесказанное, общими усилиями  школы, семьи нам удастся воспитывать человека, в котором мы можем не сомневаться: если понадобиться выбрать между личными интересами  и общественными, он предпочтет общественный интерес; человека, который ни при каких обстоятельствах не совершит подлости и предательства – ни в малом, ни в большом, будет настоящим Гражданином и Патриотом Отечества.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

обобщение опыта работы по экологии через внеурочную деятельность...

«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»

Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...

Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность

Понятие «игра» можно определить следующим   образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...