Формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края
учебно-методический материал по теме

Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории родного края.  Школьники, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность носит чисто духовный характер и может иметь различные уровни по степени сложности – от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний в поисково-исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_nauchno_-_prakt._konferents._rodnoy_kray.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урбанчик Ирина Алексеевна,

ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани,

учитель начальных классов

Ф О Р М И Р О В А Н И Е   У   М Л А Д Ш И Х  Ш К О Л Ь Н И К ОВ

П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Г О  И Н Т Е Р Е С А   К   И З У Ч Е Н И Ю

 Р О Д Н О Г О  К Р А Я

   Изучение родного края актуально в современное время. Российский академик Д. С. Лихачев отмечал, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям.

 Школьники, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность носит чисто духовный характер и может иметь различные уровни по степени сложности – от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний в поисково-исследовательской деятельности. Школьники осознают значимость для себя, для общества тех или иных исторических фактов, событий, поступков людей. Участие их в краеведческой деятельности способствует более углублённому изучению своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Мера активности исторического познания зависит от вида познавательной деятельности. В любом случае изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияет на формирование научного исторического мышления учащихся, их активную жизненную позицию.

Воспитательный потенциал краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Они помогают донести до сознания школьников картины прошлого, сохранению памяти народа, осуществлению преемственности поколений. При этом главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции.

Участвуя в краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, ученики воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками этих событий, испытывают радость сопереживания, горесть утрат. Факты местной истории « оживляют» традиции своей предметностью, событийностью.

Младших школьников можно и нужно привлекать к доступным для них видам краеведческой деятельности.

Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя.

Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность. Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Объем краеведческого материала может быть разным и зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий края, его изученности.

 Формы работы могут быть различными: игры – путешествия, экскурсии, аукционы знаний, исследовательские проекты, Праздники, связанные с народными традициями.

  В своей работе я стремлюсь реализовать различные формы и методы краеведческой работы, в том числе активно использую метод проектов. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Участие детей в проекте даёт возможность проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Очень важно привлечь в союзники родителей. В этих целях провожу консультации,  где уделяю особое внимание этапам работы над проектом.  Привлечение родителей, как полноправных участников проекта, решает вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы. В 2016 году  в Самарской области широко отмечалось её 165 – летие.  Встал вопрос: как в доступной и увлекательной форме рассказать моим второклассникам о становлении Самарского края? Я решила разработать совместно с учениками моего класса и их родителями кроссворд - настольную игру с использованием краеведческого материала «Отечество моё – Самарский край». 

   Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. В.А. Сухомлинский предлагает такую метафору: игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Одним из главных видов деятельности для учащихся начальных классов остается игровая деятельность. Она становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации.

  Кроссворд -  игра с использованием краеведческого материала «Отечество моё – Самарский край» может использоваться учителями начальных классов при проведении уроков,  организации внеурочной деятельности соответствующей направленности, классных часов.  Материал будет полезен и  классным руководителям 5 классов.

   Актуальность данного пособия заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным… содержанием такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».

    Оказалось, что краеведческий и игровой метод отлично дополняют друг друга, вносят разнообразие  в урочную и во внеклассную деятельность, способствуют творческому развитию детей, повышают интерес к обучению в целом и к краеведению в частности. Настольные игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее, кто правильнее отвечает, кто больше знает). В игре у учащихся есть возможность развития самооценки своих знаний (выбор более сложного или сравнительно легкого задания). В процессе игры школьники закрепляют полученные знания, получая при этом удовольствие от игры. 

Цель пособия: воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой  родной  край,  город,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  государства.  

Задачи пособия:

  • ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  населения  Самарской  области,  участием  и   значением  родного  края  в  исторической,  политической,  экономической  и  культурной  жизни  России;
  • развитие  гражданских  качеств  личности  младшего  школьника,  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;
  • развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей  учащихся;
  • формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.

   Форма организации деятельности по разгадыванию кроссворда:

  • игровая деятельность  в виде путешествия по азбуке Самарского края.

   Деятельность по разгадыванию кроссворда организуется по принципу азбуки, когда, продвигаясь от буквы к букве, участник игры «путешествует по Азбуке Самарского края». Азбука – слово из детства. Учась читать "по складам", мы начинаем познавать и выстраивать вокруг себя новый мир. В данном пособии предлагается  в игровой форме  «открыть» для детей «азбуку» нашего края, мир малой Родины.

Организация игры учитывает методические  особенности игровой  деятельности  детей младшего школьного возраста:

1. Методы состязательности.  Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение.

2. Метод наглядности и иллюстрирования. Использование художественного оформления делают мероприятие для младших школьников эмоционально действенным, привлекательным и запоминающимся.

3. Методы распространения знаний. В данном случае конкурс или игра выступает в роли видоизмененного экзамена. Здесь допустимы вопросы на воспроизведение  изученных сведений.

4. Методы стимулирования. Занимательность, как правило, вызывает удивление, являющееся одним из первичных актов познания. Узнавание нового в таких условиях сопровождается сильной эмоциональной реакцией. Появляется состояние заинтересованности — мощный стимул развития пытливости, любознательности.

5. Методы создания проблемной ситуации, требующей выбора оптимального варианта при различных возможностях. Усложнение ситуаций ставит участника перед необходимостью больше, глубже знать предмет исследования. Вопросы и задания такого плана убеждают ребенка в недостаточности имеющихся у него знаний и подталкивают к самостоятельным поискам ответа. Вопросы викторин и конкурсов имеют наибольшую эффективность в создании проблемной ситуации.

6. Методы эмоционального насыщения, которые позволяют создать хорошее настроение, положительные эмоции .

Все перечисленные методы в совокупности помогают эффективно организовать игровую деятельность детей и получить видимые результаты.

Подводя итоги подчеркнем, что младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта.

Правила игры просты и понятны детям, что способствует снятию напряжения, эмоциональному комфорту, и, как следствие, способствует достижению цели игры:

  1. Играющих может быть три или более человека.
  2. Для игры необходим кубик и фишки по количеству игроков (кроме ведущего)
  3. Кубик бросается игроками по очереди.
  4. Старт игры от буквы «А», финиш – буква «Я».
  5. Из числа игроков выбирается ведущий, который выдаёт карточку с вопросом, следит за правильностью ответов, регулирует использование дополнительной информации из альбома  «Узнавай – ка!»  (Приложение № 2)
  6. Каждой букве на игровом поле соответствует вопрос в кроссворде на соответствующую букву  (Приложение № 1)
  7. При попадании фишки на поле определённой буквы,  играющий читает вопрос, отвечает на него, и, в случае правильного ответа, остаётся на поле данной буквы, заполняет ячейки кроссворда (Приложение № 3)
  8. При попадании на поля с буквами «Й», «Ы», «ъ» и «ь» фишка автоматически передвигается вперёд до ближайшей буквы, имеющей предметное значение.
  9. В случае неправильного ответа фишка передвигается на предыдущую позицию.
  10.  По желанию игроков может использоваться альбом «Узнавай – ка!», где предоставлена дополнительная информация по всем понятиям, представленным в кроссворде.
  11.  Выигравшим считается тот, кто первым добрался до финиша.

 Общение учащихся в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит юмор и шутки, снимает напряжение и однообразие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика. Игра для ученика - это увлекательное занятие, требующее напряжения умственных и эмоциональных сил. Активность участников игры во многом зависит от контактов учителя со школьниками. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет, но и на личность ученика. В процессе игры учитель может по-новому открыть ребенка для себя и в дальнейшем строить обучение его в соответствии с особенностями личности учащегося, что делает процесс обучения более эффективным. Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся воспитанию уважения к истории, традициям, к культуре и языку, приобретение знаний о собственной исторической судьбе своего народа, его национальных героях и обычаях прошлого. Очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения, на событиях из истории своего   города, своего края.

гуманистических ценностей, носящих общечеловеческий характер. В формировании гуманистической направленности личности важную роль играет приобщение учеников начальных классов к духовным ценностям, накопленным за многовековую историю.

Библиографический список

  1. Самарский край. Год издания: 1996. Издательство: Самара: Федоров 
  2. 207 портретов одного города, или Цветные сны о Самаре.

С. Лейбград. Год издания: 1996. Издательство: Экспо-Волга

  1. Куйбышев. С. Табачников. Год издания:1986. Издательство: «Планета»
  2.  «Флора и фауна Самарского края»» http://varlamovo.minobr.ru
  3. «Старая Самара» http://nsportal.ru
  4. «Горжусь тобой, моя губерния» http://soub.ru
  5. «Викторина об истории Самара» http://soub.ru
  6. «Вспомним историю Самарского края» http://novyurok.ru
  7. «Гордость земли Самарской» http://samsud.ru

Приложение № 1

Пример карточек с заданиями.

Композитор, автор музыки песни

«Солнечный  круг», уроженец города Сызрань

Приложение № 2

Пример карточки с ответами на вопросы (альбом Узнавай – ка!»)

ОТВЕТ: http://tapenik.ru/dizain/alf_16.pngСТРОВСКИЙ

Аркадий Ильич Островский родился в Сызрани 25 февраля 1914 года в семье мастера музыкальных инструментов.. Неожиданная болезнь матери ускорила переезд всей семьи в Ленинград.
Только спустя много лет, отметив свой 50-летний юбилей в 1965 году, Аркадий Ильич Островский вернулся на свою историческую родину, став к тому  времени популярным композитором (ему принадлежат такие известные песни, как "Солнечный круг", "Спят усталые игрушки", "Пусть всегда будет солнце", "А у нас во дворе")

В 2005 году, в год 90-летия со дня рождения А.И. Островского сызранской ДШИ №2 было присвоено его имя. Здесь создан мемориальный музей композитора, где представлены материалы о его жизни и творчестве. Украшает выставку бюст Аркадия Островского - работа скульптора Александра Хачатуряна. С 2006 года в этой школе искусств проводится межрегиональный фестиваль-конкурс детского творчества "Солнечный круг", также носящий имя композитора.

Приложение № 3

Кроссворд с ответами

Х

Ж

А

л

и

Л

а

Д

ь

я

Э

н

е

р

г

и

я

е

ы

б

у

к

М

е

р

к

у

ш

к

и

Н

Ю

П

л

с

о

о

д

Ч

р

ё

и

в

З

а

с

е

к

и

н

е

О

с

т

р

о

в

с

к

и

й

а

ц

н

м

г

с

о

Г

а

п

р

Б

У

н

к

е

Р

Ф

Ц

ы

п

л

е

н

К

о

в

а

и

е

с

о

 

о

а

г

о

с

о

Ш

о

с

т

а

к

о

в

И

ч

р

п

н

с

л

с

 

л

о

р

а

ь

и

Е

ь

л

и

Т

а

т

и

Щ

е

в

Я

к

о

р

ь

я

Ё

ж

н

е

ш

в

р

В

о

с

т

о

ч

н

ы

й

б

в

С

а

м

а

р

а

а

ч

ё

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование патриотических чувств младших школьников через воспитание любви к родному краю".

Не лыком шит, как говорится,И веку новому под стать.Есть чем Саратову гордитьсяИ есть что миру показать.             ...

Выступление на МО начальных классов «Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках в 1 классе»

Формирование у младших школьников познавательных УУД на урокахСпецифика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивает...

Развитие у младших школьников познавательного интереса к окружающему миру средствами ИКТ

Использование ИКТ позволяет сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что позволяет перейти на новый, более высокий уровень воспитания и обучения, направленный на тво...

Тема по самообразованию : «Формирование у младших школьников познавательных универсаль-ных учебных действий в процессе обучения литературному чтению»

Современное общество, в котором мы живём, характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь люд...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

          Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенн...

Логические задачи как средство формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике

Цель исследования: определить условия, при которых использование логических задач повысит уровень сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучени...