Тема по самообразованию : «Формирование у младших школьников познавательных универсаль-ных учебных действий в процессе обучения литературному чтению»
учебно-методический материал на тему

Короткова Виктория Ивановна

Современное общество, в котором мы живём, характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_korotkova.docx50.75 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Герб

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа

Тема по самообразованию на 2017-2018 учебный год:

«Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения литературному чтению»

Выполнила:  учитель начальных классов

Короткова Виктория Ивановна

2017 -2018 учебный год

         Современное общество, в котором мы живём, характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.  

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.  В данной статье нам  бы хотелось подробнее остановиться на некоторых познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.  Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определённой ступени образовательного процесса. Речь идёт про умения:

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

        Одно из важнейших умений, которые формируются при освоении

УУД, - это правильно и осмысленно читать тексты. Оно подразумевает понимание текста. С точки зрения лингвистики речь идёт о вычитывании всех видов информации: фактуальной (явной), подтекстовой и концептуальной.

Фактуальная информация представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики, а также места действия и указанием на время действия. Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступков, особенностям изложения фактуальной информции можно догадаться, в чём состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной – трудная задача, которой необходимо учить уже в начальной школе. Концептуальная информация – это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится как раз в этой информации.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Характер текстов по литературному чтению в учебниках для учащихся начальных классов, в основном художественный с познавательным компонентом. И наша задача научить детей вычленять этот познавательный компонент. Для детей 7-8 летнего возраста (1-2 класс) важно увидеть в тексте, узнать эту окружающую действительность, которую изображает писатель (автор).

В 1 классе нами проводился  небольшой эксперимент. Для восприятия группам  первоклассников в феврале 2017-18 учебного года (когда уже почти был пройден весь материал) был предложен известный рассказ М.Пришвина «Лисичкин хлеб». Первая группа слушала чтение учителем этого рассказа, вторая группа первоклассников читала его самостоятельно. Первоклассники, входившие в группы (по 5 человек),  были приблизительно одинаковы по силам. После восприятия текста ребята отвечали на одни и те же вопросы: 1.Где гулял рассказчик? 2. Какую лесную добычу принёс рассказчик? 3. Чем лечат деревья?  На первый и третий вопрос все испытуемые ответили правильно: рассказчик гулял в лесу, деревья лечат смолой. Что касается второго вопроса, то ни один первоклассник  (ни из первой, ни из второй группы) не смог дать полного ответа, т.е. назвать лесную добычу рассказчика в полном объёме, хотя многие старались это сделать. Основная ошибка первоклассников обеих групп при восприятии текста рассказа заключается в том, что дети назвали хлеб среди остальных лесных даров: по три человека из обеих групп допустили такую оплошность. Однако в группе первоклассников, освоивших текст рассказа посредством самостоятельного чтения, таких на одного человека больше (мальчик назвал лесной добычей голубя, о котором автор не пишет). В целом получается, что в группе первоклассников, воспринимавших текст посредством чтения, ошибок в освоении воспринятой информации несколько больше. Дети 1 группы (слушавшие текст) назвали 6 единиц обобщённой информации и 8 единиц конкретной информации , тогда как дети, читавшие текст, указали 5 единиц обобщённой информации и 3 единицы конкретной информации. У детей  на начальных этапах обучения еще  почти сакральное (священное) отношение к напечатанному тексту: то, что написано, то и представляется им настоящим, что есть  на самом деле. И даже хлеб может произрастать в лесу, как травка или гриб. Даже если автор и говори о том, что он его брал с собой в лес, а потом принес назад.  Наш локальный эксперимент показал, что сложная деятельность восприятия как при слушании, так и при чтении текста нуждается в коррекции и уточнении.

Работу по формированию у учащихся  познавательных УУД мы продолжаем и сейчас, уже во 2 классе. Так, мы специально спланировали работу по отысканию, переработке, трансформации информации в тексте Э.Шима «Белка и ворон». Это  сказка, если можно так выразиться, имеющая в своем содержании познавательный компонент: персонажами являются звери и птицы, ведется разговор о том, кто чем питается, какой конфликт интересов может у зверей случиться.  На уроке мы специально актуализировали наблюдения детей за белкой, оказалось, что многие учащиеся видели этого зверька (на даче, в парке), кормили и даже фотографировали его. Сказка диалогична, дана в виде разговора белки и старого ворона. С детьми специально проводилась беседа о различии диалога и монолога.

В конце проведённого урока уч-ся было предложено домашнее задание на выбор: 1.  приготовить рассказ о  белке на основе имеющихся у ребят сведений о ней, не возбранялось, а даже и поощрялось найди о белке дополнительную информацию в справочниках, энциклопедии, интернете; 2. рассказать текст от имени любого героя этой сказки (Белки, Ворона, Медведя, Охотника); 3.  нарисовать рисунок, по желанию.

Для нас в данной работе было важно отметить, как ребята трансформируют информацию.

7 человек из 25 представили информацию в виде познавательного текста. Видимо, это было им ближе, интереснее. Эти ребята видели белку и фотографировали, собирая о ней материал. У детей был достаточный стартовый капитал, ресурсы об этой стороне действительности, чтобы выполнить такую сложную задачу. Можно предположить, что в их учебной деятельности (мышлении, восприятии, памяти)  превалируют эмоции содержания. Они узнали белку, что-то новое почерпнули из сказки, поэтому им было интереснее рассказать о ней в познавательном ключе.

Приведём примеры таких текстов:

Белочка

«Жила-была белочка. Она была рыжая и пушистая и очень любознательная. Она любила прыгать с ветки на ветку, и у неё был друг ворон. Когда наступила осень,  белочка делала запасы на зиму: грибы, орехи, шишки. А ещё она была очень трудолюбивой и подвижной». (Маша Ш.)

Белка и медведь

«Шёл медведь по лесу. Искал ягоды. И вдруг увидел дупло, а в дупле – грибы. Лень было медведю самому собирать и сушить грибы на зиму. И решил он украсть их. А белка всё увидела,  и стало мишке стыдно». (Ильдар П.)

Кто такие белки?

«Белка это маленький и ловкий зверёк с очень пушистым хвостом и длинными ушками кисточками. На лапках у них очень острые когти, которые позволяют белкам лазить по деревьям. Шубку они меняют два раза в год. Зимой шубка серая, а летом рыжая. Белки живут в лесу. Они с лёгкостью перепрыгивают с одного дерева на другое и могут  преодолеть расстояние в 5-10 метров. Едят белки орехи, грибы, жёлуди, ягоды. У белок рождается от 3 до 10 детёнышей. Бельчата появляются на свет совершенно голые и только через 14 дней у них начинает расти шубка». (Дима Ж.)

6 человек представили рассказ от имени белки.

«Я Белка. Я люблю прыгать с ветки на ветку. Но ещё я люблю собирать грибы и собирать орехи. Но это ещё не всё, что со мною приключилось, медведь съел все мои запасы для зимы и теперь я осталась без запасов».(Аня К.)

«Меня зовут Белка. Я готовлю запасы грибов к зиме. Но я не умею считать и в этом мне помогает дедушка Ворон. И вот однажды, пока я задавала вопросы дедушке Ворону, мои запасы съел Медведь». (Рома Г.)

«Здравствуйте, я белка! Живу в лесу, в нём много зверей и птиц. Они все мои друзья». (Полина Х.)

9 человек представили рассказ от имени медведя.

«Шёл я по лесу и наткнулся на огромное дерево. На одной из его веток я увидел верёвку с грибами. Я потряс дерево и грибы упали, я их съел. Вдруг выскочила белка из дупла и захотела съесть один гриб, но она увидела верёвку без грибов и заплакала. Мне стало жалко белку и я ей принёс корзину с ягодами». (Оксана Б.)

«Я бурый медведь. Сейчас осень, но скоро наступит зима. Я лягу спать на всю зиму. Для этого надо накопить много жира. Съем-ка грибы у пенька, пока белка занята шишкой и не утащила их к себе в дупло».(Саша К.)

«Я косолапый мишка. Меня зовут Потапыч. Я живу в лесу. Питаюсь грибами, ягодами, корешками. Однажды я шёл по лесу и увидел на дереву белку. На её пеньке лежало девять грибов. Они были такие аппетитные. Я не удержался и съел их. Потом мне стало очень стыдно. Белка старалась, собирала их, а я съел. Не хорошо. Я набрал в лесу ягод и отнёс их белке. Я обещаю, что больше не буду никого обижать». (Егор М.)

5 человек представили рассказ от имени ворона.

«Я самый умный, умею считать и писать. Я помог белочке сосчитать все грибы». (Максим Б.)

«Сижу я как-то на ветке и вдруг ко мне на ветку прыгнула белка и спрашивает меня, сколько будет дважды два? А я отвечаю, четыре. Опять прибегает и спрашивает, сколько будет трижды три? А я говорю, опять ты тут почемучка, девять. И тут она прибегает и опять спрашивает, сколько будет одиножды один? Я говорю, один. Она мне говорит, нет будет ноль. Я спрашиваю, как ноль? А она мне отвечает, потому что медведь пришёл и съел все мои запасы за один раз». (Сабина А.)

3 человека представили рассказ от имени охотника.

«Шёл я по лесу. Вижу на дереве сидят белка и ворон, а под деревом медведь. Слышу, они разговаривают и спорят. Остановился я и слушаю их разговор, даже смешно стало, как они спорят о чём-то. Постоял я и пошёл домой». (Никита Б.)

 «Меня зовут охотник. Я шёл по лесу и вдруг я увидел, как белка и ворон что-то обсуждали. Что-то вроде белка спрашивала ворона, сколько будет дважды два. А ворон отвечал, будет четыре. И мне так понравилось подслушивать, что я решил спрятаться за дерево и стал слушать, что они будут говорить и белка спросила у ворона, сколько будет трижды три. А ворону она уже надоела и ворон сказал: «Отстань ты, рыжий хвост, будет девять. А тебе зачем?» Мне стало скучно слушать, я ушёл в лес». (Варя А.)

Многим ребятам понравилась эта работа и они представляли по несколько монологов. Практически все учащиеся проиллюстрировали свои рассказы.

В процессе проанализированной работы, можно сделать вывод, о том, что у многих ребят есть всё-таки диалоги. Большинство учащихся приняли, усвоили и смогли передать полученную информацию Это говорит о том, что форма передачи тоже завораживает детей, а некоторые просто пока не умеют перестраиваться. В дальнейшем мы конечно же продолжим нашу работу в начатом русле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников по ОС "Школа 2100"

Проблема исследования: каковы возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения по образовательной системе «Школа 2100».Объект исследования ...

Опыт работы: "Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников"

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которая включает: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные...

Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»

Данная статья раскрывает возмжности УМК "Начальная школа 21 века" в формировании универсальных учебных действий на уроках математики....

Способы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников

В своей статье я привела примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе....

Логические задачи как средство формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике

Цель исследования: определить условия, при которых использование логических задач повысит уровень сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучени...