Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»
статья по математике

Чистякова Любовь Алексеевна

Данная статья раскрывает возмжности УМК "Начальная школа 21 века" в формировании универсальных учебных действий на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Чистякова Любовь Алексеевна    г. Санкт-Петербург, Невский районГБОУ НОШ № 689

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают  основой образовательного и воспитательного процесса. УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно процесса.

Когда – то очень давно  Герберт Спенсер сказал:  «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

                      Формирование УУД на уроках математики 

       Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.

Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  Например, в комплекте учебников под редакцией В.Н.Рудницкой многие задания имеют личностно ориентированную формулировку: «Знаешь ли ты…?» «Посчитай стоимость покупки, если ты захочешь купить…», «Составь и расскажи план действий». Встречаются задания, где требуется не только сравнить способы их выполнения, но и оценить, выбрав наиболее понравившиеся. Часто при ознакомлении с новым материалом ученикам предлагается самостоятельно оценить представленный готовый способ решения, объяснить ход рассуждений, выбрать лучший вариант. Кроме того, имеются задания, в которых надо найти ошибки, допущенные при их выполнении. Многие задания геометрического содержания организуют практическую работу учащихся (вырежи и перегни…, вырежи и составь…, начерти и вырежи…, измерь).

Авторам  комплекта «Школа 21 века» удалось усилить деятельностный подход обучения младших школьников математике, что соответствует их возрастным особенностям. Уделяется внимание овладению моделированием, использованию различных видов моделей и приемов работы с ними.

Сегодня очень важным является ориентация образовательного процесса на формирование универсальных учебных действий. Сложность заключается в том, что учитель должен прочувствовать универсальность конкретного учебного действия, понять разницу между предметным действием и таким же по форме, ставшим универсальным, осознать как осуществляется переход к «всеобщности» учебного действия.

Пример. Важным познавательным универсальным действием является выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Младшему школьнику предлагается на уроке математики разделить на две группы геометрические фигуры, среди которых две красные фигуры (треугольник и прямоугольник) и три голубые фигуры (два четырёхугольника и один треугольник). Главным признаком классификации будет число углов, а не цвет фигуры.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат  способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Отслеживание динамики развития универсальных учебных действий обучающихся

Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчеркивается в стандарте, метапредметных и личностных результатов, т.е. умения учиться.

Всё это требует серьезных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: сегодня учитель должен понять, что, во-первых, нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков и, во-вторых, оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника.

         Следовательно, актуальной становится разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основы умения учиться.

В системе учебников «Начальная школа ХХI века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика.

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (причем это полностью согласуется с положениями стандарта):

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности; поиск средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика, которую учитель проводит трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности у младшего школьника полноценной учебной деятельности, ее формирование будет продолжаться в ходе дальнейшего обучения. Но своевременная оценка процесса формирования ведущей учебной деятельности позволяет выявить трудности этого процесса, установить их причины и, как следствие, своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определенного новым стандартом.[9]

В чем проявляется особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования? Ее результаты позволяют учителю:

– выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;

– выявить способы работы, которыми овладели ученики;

– пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.

Именно этим педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т.е. их предметную подготовку. Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Он имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения. Это невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся.

Сравнение полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. Важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. На этой основе учитель сможет более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Все это позволяет учащимся овладевать не только предметными, но и метапредметными знаниями и действиями, к числу которых относятся:

освоенные учащимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Заключение

Изучение проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников позволяют сделать следующие выводы:

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действий создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Обучающиеся начальных классов будут уметь свободно пользоваться этими умениями, самостоятельно их находить и применять в жизни при условии, если работа будет проводиться систематически.

Программа учебного курса «Математика» (авторы В.Н. Рудницкая, К.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе), разработанная для системы учебников «Начальная школа ХХI века», отвечает основным идеям, представленным в федеральном стандарте начального общего образования. Характер заданий, предложенные авторами, способствуют формированию не одной группы универсальных учебных действий, а одновременно всех (в большей или меньшей степени), что позволяет повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса, и соответствует современным образовательным требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Главная методическая цель урока – создание условий для проявления самостоятельной познавательной активности учеников. Данная цель будет достигнута только в том случае, если учитель грамотно спланирует свою деятельность и деятельность своих учеников. Поэтому, можно предложить использовать вариант тематического планирования по курсу «Математика» программы В.Н. Рудницкой, К.Э. Кочуровой, О.А. Рыдзе, который является практико-ориентированным, так как даёт представление о видах деятельности учащихся, о возможных формах контроля с точки зрения системы работы учителя по формированию универсальных учебных действий.

Задания, предлагаемые авторами данного учебно-методического комплекта, способствуют формированию и совершенствованию всех групп универсальных учебных действий. Задания будут решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка. Используя программу по математике (авторы В.Н. Рудницкая, К.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе), учитель формирует у детей понимать учебное задание и планировать последовательность действий по его выполнению, работать по образцу, плану, выбирать способ разрешения предложной учебной проблемы, устанавливать соответствие, сравнивать, упорядочивать, измерять, определять «на глаз», описывать, составлять модель, т.е. в полной мере способствует формированию у учащихся универсальные учебные действия.

Задания педагогической диагностики, построенные на содержании учебного предмета математики, дают возможность характеризовать продвижение каждого ученика в овладении предметных и метапредметных знаний и действий. Предметом педагогической диагностики являются целостная учебная деятельность школьников, включающая мотивационную часть (принятие учебной задачи), операциональную часть (учебные действия), регуляционную часть (контроль и оценка, самоконтроль и самооценка). Анализ выполненных диагностических работ позволяет определить, какие предметные и метапредметные знания и действия сформированы, а какие требуют дополнительной работы.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Виноградова Н. Ф. Концептуальные основы построения учебно- методического комплекта "Начальная школа XXI века"-М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010 г. 
  3. Виноградова Н. Ф. Научить учиться с «Начальной школой 21 века» // Новые подходы к обучению в начальной школе. Спецвыпуск.- М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2008
  4. В. Н. Рудницкая. Развиваем логическое мышление. // Новые подходы к обучению в начальной школе. Спецвыпуск.- М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2008.
  5. Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О. А. Математика: 1класс: методика обучения. - М.: Вента-Граф, 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников по ОС "Школа 2100"

Проблема исследования: каковы возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения по образовательной системе «Школа 2100».Объект исследования ...

Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы"

В статье раскрывается актуальность данной темы, даётся классификация УУД, не примере различных учебных дисциплин доказывается возможность формирования различных УУД....

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»

       Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...

Способы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников

В своей статье я привела примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...

Логические задачи как средство формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике

Цель исследования: определить условия, при которых использование логических задач повысит уровень сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучени...