Статья на тему " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРОЦЕССУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ "
статья по математике на тему

Чурбанова Алеся Дмитриевна

Организация внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл churbanova_a._-_statya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРОЦЕССУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Формирование у младших школьников познавательного интереса к процессу решения задач, на наш взгляд, возможно во внеурочной деятельности по решению нестандартных математических задач с историческим сюжетом. При этом необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, предоставление ученику возможности выбора уровня сложности нестандартной задачи и эвристических приемов для её решения. Во-вторых, использование разнообразных форм взаимодействия школы, семьи и культурно-образовательной среды. С учётом данных условий нами была составлена и апробирована программа внеурочной деятельности  «Путешествие в старину с хитрыми задачами», разработанная на основе программы  Е.Е. Останиной [1].

Под «хитрыми» задачами мы понимаем нестандартные задачи. По Фридману Л. М. [2],  нестандартные задачи – это такие задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Нестандартные задачи можно разделить на группы в зависимости от математического материала. Это задачи, представляющие различные области математики: арифметику, логику, комбинаторику, теорию вероятностей и др. [3]. В данной программе рассматриваются только арифметические сюжетные задачи.

При разработке содержания данной программы учитывался национальный состав класса, где обучаются представители сразу 5 национальностей: русские, азербайджанцы, армяне, таджики и узбеки. Сюжеты задач мы подбирали так, чтобы они знакомили учащихся с бытом и занятиями в старину именно этих народов.

Осуществление программы внеурочной деятельности по решению нестандартных задач с историческим сюжетом осуществляется по этапам, выделенным в соответствии со структурой деятельности [4].  

Первый этап (мотивационный). Цель этого этапа:  мотивировать учеников и их родителей на выбор программы внеурочной деятельности «Путешествие в старину с хитрыми задачами». На данном этапе проводится родительское собрание, на котором сообщаются цели, содержание и особенности программы. Мотивация учеников к изучению данной программы создаются при постановке проблемных вопросов, которые отражают название тем программы: «Какая одежда в поле выросла?», «Кто мерил на свой аршин?», «Почем фунт лиха?». Ученикам сообщается, что получить ответы на эти и другие вопросы, научиться решать хитрые задачи можно на внеурочных занятиях.

Второй этап (планирование). Цель этапа: в совместной деятельности с учащимися составить план работы по освоению приёмов  решения нестандартных задач с историческим сюжетом. С учениками составляется карта продвижения, которая будет отражать их знакомство с бытом и занятиями разных народов в старину и освоение  приёмов  решения нестандартных задач.

Третий этап (организация деятельности). Цель:  в ходе реализации программы способствовать приобретению учащимися знаний о быте, традициях и занятиях в старину разных народов и  овладению приёмами решения нестандартных задач.  Во время формирующего эксперимента работа строится по 3 разделам программы по внеурочной деятельности.

Раздел 1. Сюжетные задачи о быте семьи  в старину, решаемые способом подбора. Например, задача: «В доме таджика Сардора  стены, пол  и сундуки покрыты коврами ручной работы. Больше всего ковров на стенах, чуть меньше на сундуках и несколько на полу. Сколько ковров в каждом месте, если всего ковров 12, а на стенах на 2 больше, чем общее количество на полу и сундуках?»

Раздел 2. Сюжетные задачи о старинных занятиях крестьянской семьи, решаемые графическим способом. Например, задача: «Рыбаки Фёдор и Любомир  установили невод длиной 90 аршин. Пока Фёдор делал две основные проруби для начала и конца невода, Любомир делал между ними небольшие лунки, отмеряя расстояние между ними жердью длиной 10 аршин. Сколько маленьких лунок сделали рыбаки?»

Раздел 3. Сюжетные задачи о старинных занятиях городских жителей, решаемые способом «рассуждения с конца». Например, задача: «Армянский мальчик Овик накопил несколько десятков драмов, но ему все равно немного не  хватало  на  чуху с бархатной каймой.  Тогда он решил работать в лавке соседа –  продавать алани. Хозяин платил ему в зависимости от количества проданных сладостей. В каждый следующий день  Овик зарабатывал на 2 драма больше, чем в предыдущий. Сколько денег заработал мальчик за 5 дней, если в пятый день ему дали 14 драмов?»

Задачи внутри каждого раздела усложняются. Так, например, в 1 разделе при решении задач характер подбора, в зависимости от этапа обучения, изменяется: от хаотичного подбора к систематическому, исчерпывающему все возможные случаи. Увеличивается количество объектов в задаче, возрастает число необходимых проб для нахождения ответа. Включаются задачи, имеющие не только один ответ, а несколько или не имеющие ответа. Постепенно усложняется и работа с задачей: нахождение разных способов её решения, изменение задачи так, чтобы она имела ответ (или имела однозначный ответ); дополнение задач нужными сведениями для её решения и др. Таким образом, создаются условия для предоставления ученику возможности выбора уровня сложности нестандартной задачи и эвристических приемов для её решения.

Так школа в лице учителя реализует программу внеурочной деятельности, координирует взаимодействие школы и семьи. Родители учеников помогают детям в поиске информации для занятий, подготовке сообщений, в оформлении мини-словаря терминов: найти объяснение слова,  распечатать изображение; родители вместе с детьми изготавливают некоторые предметы, которые нужны для инсценировки задач, а также участвуют в занятиях факультатива, рассказывая о традициях своего народа, кухне и одежде. Взаимодействие с культурно-образовательной средой происходит за счет посещения экскурсий в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга, обращения за книгами в школьную и районную библиотеки, поиска информации и изображений на сайтах различных музеев.

Четвёртый этап (контроль). Цель:  проверка умения использовать некоторые эвристические приёмы решения нестандартных арифметических задач в самостоятельной деятельности. После каждого раздела планируется проведение конкурса-соревнования «Кто лучше решает хитрые задачи о старине?» для выявления учеников, которые лучше всего умеют решать нестандартные задачи. После первого раздела в соревновании будут принимать участие родители, которые будут включены в команды учеников. После 2 раздела проводится командный конкурс в классе. И третий конкурс – индивидуальный.

Пятый этап (коррекция). Цель:  дальнейшее совершенствование умений учащихся. На данном этапе происходит выявление причин низких результатов отдельных учеников и их устранение в индивидуальной коррекционной работе. Для учеников, достигших запланированных результатов предлагаются  усложненные задачи и задания к ним.  

Апробация программы внеурочной деятельности «Путешествие в старину с хитрыми задачами» показала, что  сначала у учащихся создается интерес к решению задач за счет яркости, занимательности, новизны фактов и сюжетов задач. Затем  осуществляется постепенный переход от интереса к результату деятельности, к интересу более высоко уровня – интересу к процессу решения задач.

Список литературы

  1. Останина Е.Е. Рабочая программа внеурочной деятельности  "Путешествие в старину с хитрыми задачами"Окно в мир: программы внеурочной деятельности. Вып.1: Учебно-методическое пособие/ Сост. М.П. Воюшина, Е.П. Суворова; Под ред. Г.А. Бордовского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.– 225 с.
  2. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: книга для уч. ст. классов сред.  школы – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989 – 192 с.
  3. Останина Е.Е. Обучение младших школьников решению нестандартных задач / Начальная школа. - 2004.- № 7. – С. 36 – 44.
  4. Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов начального образования.– СПБ.:ВВМ, 2014. – 218 с.