Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка
материал по русскому языку на тему

Гагаева Елена Николаевна

Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Известно, что практическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку, но диапазон работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся в практике гораздо шире. Необходимо искать пути и способы формирования навыков речевого общения в актуальных для учеников сферах -- учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной деятельности. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать «я» учащегося.

Приёмами стимулирования учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться или получить неправильный ответ являются следующие:

* проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся;

* проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

* стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;

* создание ситуации успеха.

Деятельность ребёнка при изучении родной речи должна выстраиваться как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленная на собственное языковое развитие. Материал учебного курса, средства и способы обучения должны быть соотнесены с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития ребёнка. Учитывая возрастные особенности, нужно ориентироваться на ведущую деятельность и опираться на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки зрения носителя языка. Из этого следует, что, например, при введении новой лексики необходимо рассматривать слово во всём многообразии его связей, пытаясь найти опору в индивидуальном речевом опыте ребёнка. Овладение языком возможно только в коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент нужно делать на диалоговой форме обучения.

В учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают её, овладевая речевой деятельностью.

Текст -- основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов -- насыщенность урока текстами - художественными, научно-популярными, учебными.

Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи как образцы.

Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития связной речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы, для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности.

При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и используется в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций; анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций; работают над лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных смысловых отношений, над литературной нормой языка и разного рода отклонениями от неё.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции обучающихся требует от педагога мастерства в построении уроков, на которых усвоенный теоретический материал будет являться основой для совершенствования практических умений и навыков развития речи.

Коммуникативная компетенция младшего школьника включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими, практическое овладение диалогической и монологической речью, умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, умение создавать небольшой текст, актуальный для успешной социализации человека.

В современной методике начального языкового образования предлагаются методы, способствующие осознанию ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирующие у него уважение к языку и к себе как к его носителю, а потому - и сознательное отношение к своей речи. Курс русского языка в начальной школе носит ярко выраженную коммуникативную направленность, которая проявляется в целенаправленном обучении детей осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.

Коммуникативная направленность обучения также предполагает привнесение коммуникативной мотивированности в процесс рассмотрения различных разделов и тем курса. В 1-м классе внимание обучающихся необходимо привлекать к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Соответствие двум главным требованиям к речи - быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику - стержень работы над культурой речи и формированием речевого поведения, над правильностью и эстетикой письма.

Так, в 1-м классе на первом уроке важно с учениками выяснить:

- Почему речь должна быть понятной?

- Потому что человек говорит для того, чтобы его услышали и поняли его сообщение, просьбу, вопрос. А если нас не поймут, тогда зачем говорить вообще? Поэтому надо следить за своей устной речью: четко выговаривать звуки, ясно произносить слова.

На последующих уроках необходимо вырабатывать требования к письменной речи.

- Как вы хотите писать: так, чтобы смешить того, кто читает, или так, чтобы вас хорошо понимали?

- Никто не хочет, чтобы над ним смеялись. Но что же значит писать правильно?

- Писать правильно - значит не допускать описок и ошибок. Чтобы писать без описок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.

Во 2-м классе школьников целесообразно учить избегать ошибок при помощи «окошек», когда на месте неизученной орфограммы ученик оставляет «дырку» или записывает выбор возможных букв. Главной должна быть мысль о том, что стыдно писать на родном языке с ошибками. Таким образом, становление грамотного письма направляется осознанной потребностью и осуществляется в единстве с воспитанием у детей желания безошибочно выражать мысли на родном языке.

Коммуникативная направленность обучения обеспечивается и засчет усиления объяснительного (для обучающихся) аспекта при описании системы языка. Поэтому материал в учебнике надо подавать по-особенному. Все задания должны быть адресованы непосредственно ученику. Авторам следует обращаться к каждому из них: советовать, подсказывать, напоминать, предлагать. Только тогда происходит заочное общение учеников с авторами. Тему урока лучше формулировать в виде вопроса. Дети могут выдвинуть множество мнений. А чем больше мнений, чем лучше у общающихся развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее идет работа.

Уроки надо строить, учитывая способности учащихся делать выводы самостоятельно и сопоставлять их с выводами авторов учебников. Учитель лишь высказывает свое мнение и направляет деятельность учеников. Обосновать актуальность обсуждения того или иного вопроса, поставить учебную задачу, обеспечить осознание выполняемых действий часто помогают ученикам различные персонажи. «Общение» с ними позволяет достаточно часто ставить учеников в «педагогическую позицию», что повышает их интерес к работе, делает для них учебный процесс более значимым.

На всех уроках важно заострять внимание обучающихся на значимости всех языковых единиц (и прежде всего - слова), на их функцию в речи. На уроках нужно вырабатывать у детей привычку в случае необходимости самостоятельно обращаться за справками к словарям. В приложениях к учебникам русского языка содержатся краткие толковые словари, небольшие орфографические словари, орфоэпические справочники и т.п., что способствует обучению школьников умению пользоваться словарями разных типов. Так, в 1-м классе перед тем, как расставить слова по алфавиту, дети читают их: банты, шарфы, торты, краны, брала, дала, клала, делая ударение на разных слогах. Возникает вопрос: «А как правильно?» - обращаются к справочной странице учебника «Правильно ставь ударение» и решают учебную задачу.

При обучении построению предложений и текстов надо обращаться к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников. Это записка, поздравление, телеграмма, письмо, воспоминание, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка, инструкция, объявление, дневниковая запись. Урок целесообразно начинать с проблемной ситуации: выделить структуру текста, после чего обучающиеся должны создать собственные произведения.

В некоторых классах существует традиция поздравлять детей с днями рождения. В качестве подарка ребята на отдельных листочках, по всем законам жанра, могут оформить поздравление имениннику и дополнить поздравление своими рисунками. Вручая поздравление, ребята проговаривают свои пожелания однокласснику, сопровождая это жестами, мимикой, соответствующими моменту. Листочки сшиваются в книжку и остаются имениннику на память.

В конце учебного года первоклассников можно учить писать письма. За лето большинство ребят могут написать письма учительнице, которые будут снабжены рисунками и фотоснимками. Письма детей будут содержать сообщения, вопросы, пожелания, просьбы.

Приведем отрывки из некоторых писем. «Здравствуйте, …!Как Вы отдыхаете летом? Расскажу о себе. В конце июля мы со знакомыми ездили в Красноусольск. Было очень интересно! Днем мы купались и загорали, а ночью спали в палатке. Надеюсь, что Вы тоже хорошо проводите время летом. Жду встречи с Вами 1 сентября. Диниев Рустам».

«Здравствуйте,… ! Я провожу лето у бабушки с дедушкой в Уфе. Мне подарили котенка. Он любит играть. Мне с ним весело. Мы ездили на Белую купаться и загорать. Я научилась кататься на велосипеде. Мне тут нравится. До свидания. Ахметова Альфия».

«...В июле я ездил отдыхать в лагерь «Мечта». Там я познакомился с новыми ребятами. В лагере было интересно. К нам приезжал цирк. По вечерам были дискотеки. В конце смены нам подарили шоколадные наборы. Жалко, что никто из ребят нашего класса не был в лагере. Сейчас я готовлюсь к школе. А Вы как провели лето? Я прошу Вас ответить на мое письмо. Желаю Вам хорошо отдохнуть и с новыми силами встретить нас в школе. До встречи. Сахипова Алсу».

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик должен привыкнуть сначала редактировать свою работу. Затем можно предложить нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих.

Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему.

Судить о сформированности коммуникативной компетенции выпускника начальной школы, конечно, рано, но уже после проведения таких видов работ можно отметить у учеников потребность в высказывании, достаточно уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать на письме собственные мысли и чувства, способность размышлять об особенностях своего языка. В пятом классе они будут сотрудничать друг с другом и с учителями.

Таким образом, в целом к концу обучения в 4-м классе у учеников создается база для дальнейшего успешного обучения устной и письменной речи в основной школе, для развития коммуникативных качеств.

1.3 Сравнительный анализ учебников русского языка для начальной школы (Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной) с точки зрения эффективности формирования у детей коммуникативной компетенции

На сегодняшний день все согласны с тем, что и учащимся, и педагогам нужен хороший учебник, отвечающий современным требованиям и позволяющий обеспечивать качественное преподавание языкового образования. Однако, несмотря на это всеобщее согласие, именно проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных. Потому, что сложившаяся сегодня в России вариативная система образования требует от учителя методической подготовки к работе по выбранному учебнику и знаний особенностей учащихся того или иного класса, уровня их подготовки. Изменение целей обучения, а именно смещение акцентов в преподавании на формирование ключевых компетенций учащихся, заострило проблему выбора учебника, соответствующего новым требованиям.

Современный учебник должен быть «навигатором» по всей системе учебно-методических комплектов (УМК). Его содержательную составляющую, разработанную с учетом государственного образовательного стандарта, необходимо дополнять другими информационными ресурсами. Только в этом случае ученик овладеет методами самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, научится отбирать и интерпретировать учебную информацию.

Современный учебник должен содержать базовый минимум информации, необходимый в соответствии со стандартом образования. Тот минимум, без которого никак невозможно ту или иную тему рассмотреть, в учебнике присутствовать обязан.

С другой стороны, учебник должен ориентировать и учителя, и ученика на поиск дополнительной информации, которую никакой учебник сегодня вместить в себя не может.

Это значит, что «учебник-навигатор» необходимо снабжать дополнительными материалами, которые развивают сам учебник. Нужны системы заданий для учителя и ученика, рабочие тетради, методические пособия, минимальные целевые хрестоматии, справочники школьника, электронные носители на дисках - для того, чтобы в человеке включалось абсолютно все для восприятия комплекса знаний. Современный учебник определенно должен быть и кладезем знаний, и навигатором, который открывает путь к дополнительным знаниям.

Формирование коммуникативной компетенции требует широкого образовательного пространства - развивающей речевой среды. Мы попытались сравнить 2 комплекта учебников по русскому языку для начальной школы - Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной - с точки зрения эффективности развития у детей коммуникативных способностей. Для этого, исходя из содержания понятия «коммуникативная компетенция», мы выбрали ряд коммуникативно ориентированных упражнений, выполнение которых способствует формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

Таблица 1 показывает, что самыми распространенными являются устный рассказ о чем-ком-либо; упражнения на постановку в словах ударения, объяснение значения слова, вставку или выбор слова по смыслу, составление предложений, определение темы и идеи текста, его озаглавливание, сочинение.

Из них доминируют составление предложений, устный рассказ о ком-чем-либо, озаглавливание текста, постановка в словах ударения, сочинение. Это вполне закономерно: предложение является основной коммуникативной единицей; тексты создаются в устной и письменной форме; каждый текст имеет тему, которая отражается в заголовке; в звучащей речи все фонетические слова имеют ударение.

Также многочисленны упражнения на определение темы и идеи текста, объяснение значения слова, раскрытие смысла пословицы или поговорки, определение типа речи, реализуемого в тексте; устный пересказ.

Таким образом, можно говорить о текстоцентрическом подходе в обучении детей русскому языку по учебникам Т.Г. Рамзаевой.

Из таблицы 2 видно, что в учебниках Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной преобладают упражнения на составление предложений, объяснение значения слова; озаглавливание текста; устный рассказ о ком-чем-либо. Их поддерживают упражнения на постановку в словах ударения, определение типа речи, реализуемого в тексте; сочинение.

Данные учебники, безусловно, имеют коммуникативную направленность, однако, на наш взгляд, основной упор делается на развитии устной речи, т.к. из собственно письменных упражнений представлены только составление предложений и сочинение.

Сравнительный же анализ упражнений в учебниках Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной подчеркивает явное превосходство первых, о чем свидетельствует таблица 3.

Сопоставленных упражнений в учебниках Т.Г. Рамзаевой в 2 раза больше, чем в учебниках Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной. И если доминирующие упражнения в обоих комплектах соотносимы, то виды упражнений заметно отличаются.

Так, например, в учебниках Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной вообще не представлены упражнения на объяснение значений собственно фразеологизмов, всего 2 упражнения на раскрытие смысла пословиц или поговорок и весьма немного изложений. Это свидетельствует о невнимании авторов к устойчивым сочетаниям слов и письменному репродуцированию текста, хотя фразеологизмы - это показатель богатства русского языка, пословицы и поговорки - минитексты с обобщенным смыслом и воспитательной функцией, а изложение - эффективный способ развития детской памяти и комплексного совершенствования таких видов речевой деятельности, как аудирование и письмо.

В результате сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что учебники Т.Г. Рамзаевой эффективнее формируют коммуникативную компетенцию младших школьников.

Выводы по первой главе

Компетентностный подход в настоящее время является одним из динамично развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.

Основные положения компетентностного подхода в российском образовании нашли отражение в Стратегии модернизации содержания общего образования и в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на период до 2010 г., выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, говорится, что основными критериями качества содержания образования должны стать не только система знаний, умений и навыков, но также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Школа должна формировать заявленные государством ключевые компетенции в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Главной целью компетентностного подхода в начальном языковом образовании является формирование развитой языковой личности младшего школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

Компетенция - это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. Компетентность - это состоявшееся качество или совокупность качеств личности ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые являются универсальными и применимыми в разных ситуациях. Под ключевыми компетенциями также понимаются умения надпредметного характера, формирование которых должно происходить на всех предметах школьного цикла.

Коммуникативная компетенция - это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умение переключаться в процессе общения с одного кода (стиля, диалекта) на другой в зависимости от условий общения; проявляется в использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция представляет собой способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты - продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

В учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают её, овладевая речевой деятельностью.

Текст -- основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов -- насыщенность урока текстами - художественными, научно-популярными, учебными.

Коммуникативная направленность обучения обеспечивается и засчет усиления объяснительного (для обучающихся) аспекта при описании системы языка в учебниках. Современный учебник определенно должен быть и кладезем знаний, и навигатором, который открывает путь к дополнительным знаниям.

Сравнительный анализ упражнений в учебниках по русскому языку для начальной школы Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной подчеркивает явное превосходство первых. Сопоставленных упражнений в учебниках Т.Г. Рамзаевой в 2 раза больше, чем в учебниках Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной. И если доминирующие упражнения в обоих комплектах соотносимы, то виды упражнений заметно отличаются. В результате можно сделать вывод о том, что учебники Т.Г. Рамзаевой эффективнее формируют коммуникативную компетенцию младших школьников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе

В данной статье содержатся рекомендации по обучению русскому языку учащихся начальной школы. Данная статья включает материал по нахождению способов взаимодействия с окружающими, практическое овла...

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

"Методика обучения математике для формирования у младших школьников коммуникативных УУД"

В презентации подробно рассказывается, что такое коммуникативные УУД, через какие формы работы они формируются....

Механизмы формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в процессе изучения курса русского языка.

Уроки  русского языка  в начальной школе  направлены  на овладение средствами языка и механизмами речи. А это не что иное как,  коммуникативная компетенция – одна из важ...

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....

Формирование языковых, коммуникативных, лингвистических компетенций на уроках русского языка младших школьников

      Методические рекомендации по формированию языковых, коммуникативных и лингвистических компетенций учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка разработаны ...