ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС НОО
статья по русскому языку на тему

Султанова Минуза Масхутовна

    

 

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ГОРОДА АЛЬМЕТЬЕВСКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Выступление  учителя 1-ой квалификационной категории Султановой Минузы Масхутовны

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ  ВНЕДРЕНИИ ФГОС НОО

Г. ЛЕНИНОГОРСК  2012 г.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ  ВНЕДРЕНИИ ФГОС НОО

Изменения, происходящие  в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

 Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни  старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

  -Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

- Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

- Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

- Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

-  Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

Ко мне в 1 класс поступили довольно «разноплановые» дети. Из 27 учащихся только 6 детей более или менее были подготовлены к школе. Остальные не умели элементарно слушать и слышать не только учителя, но и себя самих.  Некоторые из ребят имели явное отставание в развитии.

Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.  На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.


С грустью приходится признать, что в последние годы наблюдается общее снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, а во многом и нравственных ориентиров, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения. Этому весьма умело способствует разнузданная пропаганда насилия, жестокости, криминала, жаргонов преступного мира, вытеснение классической литературы и падение интереса к ней, падение престижа тех профессий, которые призваны оберегать чистоту языка и культуру родной страны.

А начинать работу над культурой речи, приближение к речевому идеалу нужно именно сейчас, чтобы впоследствии не было поздно. Надо чтобы наши дети усвоили то, что очень важно в жизни каждого человека – умение правильно передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (если это необходимо) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и многое другое.

Русский язык «неисчерпаемо богат», говорил А.М.Горький. Овладевая родным языком, ребёнок усваивает многое из этой сокровищницы речи, но, разумеется, далеко не всё. Особенно интенсивно начинает обогащаться речь школьников. И это связано с их учебно-познавательной деятельностью, с целенаправленной работой, которая проводится учителем на уроках русского языка.

Уже в начальной школе необходимо познакомить детей с понятием «богатая – бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно проводить практическую работу по обогащению речи учащихся. При этом нужно исходить из того, что, чем больше слов знает, понимает, употребляет человек, тем  богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает он свои мысли и чувства, настроения и желания.

Коммуникативная направленность обучения предполагает привнесение коммуникативной мотивированности в процессе рассмотрения различных разделов и тем курса. В 1-ом классе внимание обучающихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого  человек обычно и строит свою речь. Соответствие двум  главным требованиям к речи - быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику - стержень работы над культурой речи и формированием речевого поведения, над правильностью и эстетикой письма. Так, в 1-ом классе на первом уроке мы с учениками выясняем:

- Почему речь должна быть понятной?

- Потому что человек говорит для того, чтобы его услышали и поняли его сообщение, просьбу, вопрос. А если нас не поймут, тогда зачем говорить вообще? Поэтому надо следить за своей устной речью: четко выговаривать звуки, ясно произносить слова.

На последующих уроках вырабатываются требования к письменной речи.

- Как вы хотите писать - так, чтобы смешить того, кто читает, или так, чтобы вас хорошо понимали?

- Никто не хочет, чтобы над ним смеялись. Но что же значит писать правильно?

- Писать правильно - значит не допускать описок и ошибок. Чтобы писать без описок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.

Во 2-м классе школьники учатся избегать ошибок при помощи "окошек", когда на месте неизученной орфограммы ученик оставляет "дырку" или записывает выбор возможных букв. Красной нитью на протяжении всего курса русского языка проходит мысль о том, что стыдно писать на русском языке с ошибками. Таким образом, становление грамотного письма направляется осознанной потребностью и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников  желания безошибочно выражать мысли на родном языке.

Коммуникативная направленность обучения обеспечивается и за счет усиления объяснительного (для обучающихся) аспекта при описании системы языка. Поэтому материал в учебнике подается по-особенному. Все задания адресованы непосредственно  ученику. Авторы обращаются к каждому из них: советуют, подсказывают, напоминают, предлагают. Происходит заочное общение учеников с авторами. Тему урока я формулирую в виде вопроса. Дети выдвигают множество мнений. А чем  больше мнений, чем лучше у общающихся развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее идет работа. Я строю уроки, учитывая способности учащихся делать выводы самостоятельно и сопоставлять их с выводами авторов учебников. Учитель лишь  высказывает свое мнение и направляет деятельность учеников. Обосновать актуальность обсуждения того или иного вопроса, поставить учебную задачу, обеспечить осознание выполняемых действий помогают разные формы представления  учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку «Пишу грамотно». Кроме этого, пользуемся карточками- орфограммами. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

На уроках русского языка я стараюсь заострять внимание обучающихся на значимости всех языковых единиц (и прежде всего - слова),  на их функцию в речи. На уроках я вырабатываю у учеников привычку в случае необходимости самостоятельно обращаться за справками к словарям. В приложениях к учебнику русского языка содержатся краткий толковый словарь, небольшой орфографический словарь и орфоэпический справочник, что и способствует обучению школьников умению пользоваться словарями разных типов. На уроке создается учебная ситуация, в которой учащиеся не смогут к ним не обратиться. Так, в 1-ом классе перед тем, как расставить слова по алфавиту, учитель просит их прочитать слова банты, шарфы, торты, краны, брала, дала, клала. Ребята произносят эти слова, делая ударения на разных слогах. Возникает вопрос: "А как правильно?". Обращаемся к справочной странице учебника "Правильно ставь ударение" и решаем учебную задачу.

Во 2-м классе работаем с орфографическим словарем, когда необходимо выбрать букву на месте безударного гласного или парного согласного. В 4-ом классе справочные страницы помогают определить род и число грамматических имен, изменять их по падежам во множественном числе. В последние десятилетия в детской среде все более очевидным становится снижение уровня  коммуникативной и речевой культуры. Учителя пытаются решить эту проблему. Я обучаю школьников культуре речи и речевому поведению одновременно с изучением языка. Вернемся на первый урок в первый класс. Школьники, рассматривая схему речи, замечают, что говорящий на схеме один.

- Почему он один? - задаю вопрос классу.

- Потому что если будут говорить несколько человек, и каждый будет говорить разное, то никто не поймет, о чем идет речь. Поэтому вежливый человек не будет перебивать собеседника, а дождется, когда тот выскажется. Так и у нас в классе должен говорить только один человек, неважно кто это - ученик или учитель.

- А вот слушателей может быть несколько. Но что у всех у них общего на схеме?

- У всех закрыты рты.

- Так о чем нам хотели этим сказать художники?

- Вежливый человек будет слушать внимательно и молча, чтобы не обидеть собеседника и понять то, о чем он будет говорить.

Обучающиеся практически наблюдают над стилевым  расслоением речи, учатся разграничивать "сухую" научно-деловую и эмоциональную, образную художественную речь.

При обучении построению предложений и текстов я обращаюсь к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников. Это записка, поздравление, телеграмма, письмо, воспоминания, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка, инструкция, объявление, дневниковая запись. Урок начинается с проблемной ситуации: выделяется структура текста, затем обучающиеся создают свои собственные произведения.

У нас в классе существует традиция поздравлять детей с днями рождения. В качестве подарка ребята на отдельных листочках, по всем законам жанра, оформляют поздравление имениннику и дополняют поздравление своими рисунками. Вручая поздравление, ребята проговаривают свои пожелания однокласснику, сопровождая это жестами, мимикой, соответствующими моменту. Листочки сшиваются в книжку и остаются имениннику на память.

В конце учебного года мои первоклассники учились писать письма, написали на конверте адрес учительницы. За лето от большинства ребят я получила письма, которые были снабжены рисунками и фотоснимками. Письма детей содержали сообщения, вопросы, пожелания, просьбы.

Приведу отрывки из некоторых писем. "Здравствуйте,Минуза Масхутовна!
Как Вы отдыхаете летом? Расскажу о себе. В конце июля мы со знакомыми отдыхали на  берегу  Камы.. Было очень интересно! Днем мы купались и загорали, а ночью спали в палатке. Надеюсь, что Вы тоже хорошо проводите время летом. Жду встречи с Вами 1 сентября. Кирамов Шамиль".

"Здравствуйте, Минуза Масхутовна! Я провожу лето у бабушки с дедушкой в деревне Михайловка. Мне подарили котенка. Он любит играть. Мне с ним весело. Мы ездили на Ик купаться и загорать. Мы с мамой нашли большие ракушки величиной с ладонь. Я научилась кататься на велосипеде. Мне тут нравится. До свидания. Алексеева Настя".

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем я предлагаю нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети  вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему. Судить о сформированности коммуникативной компетенции выпускника начальной школы, конечно, рано, но учителя 5-го класса отмечают у моих бывших учеников потребность в высказывании, достаточно уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать на письме собственные мысли и чувства, способность размышлять об особенностях своего языка. Пятиклассники умеют сотрудничать друг с другом и с учителями.

Таким образом, в целом к концу обучения в 4-ом классе у моих учеников создается база для  дальнейшего успешного обучения устной и письменной речи в основной школе,  для развития коммуникативных качеств.

. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.

Главное!

По каким бы стандартам ни учился ребенок,

ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе

В данной статье содержатся рекомендации по обучению русскому языку учащихся начальной школы. Данная статья включает материал по нахождению способов взаимодействия с окружающими, практическое овла...

Формирование культурологической компетенции на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация: Рассматривается вопрос о реализации культуроведческого аспекта в начальном языковом образовании. Приведены доказательства его использования в учебниках УМК «Планета знаний»...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕН-ЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС НОО

Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве....

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...

Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"

В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....

реферат "Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"

quot;Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"- материал к выступлению на МО в нач. школе...