Формирование культурологической компетенции на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку на тему

Мамонтова (Буданова) Светлана Николаевна

Аннотация: Рассматривается вопрос о реализации культуроведческого аспекта в начальном языковом образовании. Приведены доказательства его использования в учебниках УМК «Планета знаний»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_budanova.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Буданова Светлана Николаевна

учитель начальных классов МАОУ СОШ №22

г.Тамбов

Формирование культурологической компетенции на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация: Рассматривается вопрос о реализации культуроведческого аспекта в начальном языковом образовании. Приведены доказательства его использования в учебниках УМК «Планета знаний»

Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Поэтому в новом образовательном стандарте указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной культуре своего народа в процессе изучения родного языка, основанном на культурологическом подходе, на формирование культуроведческой компетенции. «Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения» [4,22]

Реализация культурологического подхода в учебниках «Русский язык» (авт. Л.Л. Желтовская) осуществляется через познание детьми:

1) славянской основы русского языка, наличия в языке синонимов разной стилевой окраски (град – город, очи – глаза, брег – берег, глас – голос и т. п.);

2) сведений об истории создания славянской письменности, о роли просвещенцев Кирилла и Мефодия в создании алфавита и переводе греческих книг на славянский язык;

3) сведений о распространении печати на Руси, о роли первопечатника Ивана Федорова, о роли книг в передаче духовного опыта поколений;

4) сути пословиц, устойчивых выражений – кладези народной мудрости, образцов народной речи;

5) истинного значения многих слов и выражений;

6) особенностей речевого этикета русского народа;

7) путей пополнения слов в родном языке;

8) норм русского литературного языка,

9) причин появления тех или иных правил графики, орфографии, особенно связанных с употреблением большой буквы в именах собственных;

10) иноязычных корней, которые становятся частотными в международных словах (аква-, гидро-, теле-, авто-, би-, ди-, ду- и др.),

11) интонационного и словарного богатства языка родного народа, разнообразия выразительных средств [3].

Реализация культуроведческого подхода предполагает использование базовых компонентов культурологической направленности.

Важным компонентом системы приобщения учащихся к культуре народа является культуроведческий текст. Под культуроведческим текстом понимается текст художественного, научно-популярного, публицистического стиля, отражающий историко-культурные ценности народа, эстетичный по содержанию, структуре и лексической наполненности.

На основе таких текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на их базе формируются навыки порождения текста. Анализ текстов строится как «разговор» с авторами, расшифровка их замысла и возможностей реализации. Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования языковой и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания богатства языковых ресурсов, структуры языка и развития речи.

Так, текст упражнения №175 [1] обращает внимание детей на загадку как факт речевого творчества народа. А заключительный урок в 4 класс на материале разворота с 122-123 [2] можно организовать на материале текса Т.С. Голубевой о происхождении русского языка.

В тексте упражнения № 261 [2] заложен потенциал к приобщению народной художественной культуры. Решение пунктуационных задач идет параллельно с возникновением образов поделок народных умельцев (Жостово, Хохлома, Гжель). Важным дополнением будет культуроведческий фон урока, предполагающий использование наглядного материала, отражающего важные стороны духовной культуры русского народа.

Проверочные, диагностические и творческие работы подобраны автором так же с позиций культурологического подхода. Они не только выполняют собственно дидактическую функцию, но и служат мощным средством приобщения учащихся к русской культуре.

Особую роль в формировании культурологической компетенции авторы учебников отводят проектной деятельности. Проекты носят частично исследовательский характер по языковому материалу. Проект по составлению мини-энциклопелии «Тайны русских слов» предусматривает обращение к этимологии русских слов.

Таким образом, заложенный в учебниках культурологический подход рассчитан на глубокое проникновение в особенности значения русского слова.

  1. Желтовская, Л.Я. Русский язык 4 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Л.Я. Желтовская. - М.: АСТ Астрель, 2013. – 143с: ил
  2. Желтовская, Л.Я. Русский язык 4 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Л.Я. Желтовская. - М.: АСТ Астрель, 2013. – 143с: ил.
  3. Обучение в 4-м классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской, Калининой О.Б.: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская, Калинина О.Б. — М. : АСТ : Астрель, 2008. —  158, [2] с.
  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.// Вестник образования России. – 2004.-№12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...

Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе

В данной статье содержатся рекомендации по обучению русскому языку учащихся начальной школы. Данная статья включает материал по нахождению способов взаимодействия с окружающими, практическое овла...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе в рамках проектной деятельности.

Цели и задачи ФГОС определяют способы обучения иностранному языку в начальной школе , для формирования социокультурной компетенции, как одной из приоритетных при изучении языка....