Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе в рамках проектной деятельности.
статья по иностранному языку на тему

Фоминых Наталья Александровна

Цели и задачи ФГОС определяют способы обучения иностранному языку в начальной школе , для формирования социокультурной компетенции, как одной из приоритетных при изучении языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе в рамках проектной деятельности.

   Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Одним из требований является сформированность социальной компетенции, при этом обучение иностранным языкам неразрывно связано с изучением культурно-страноведческой информации о странах изучаемого языка, которая сопоставляется с культурой родной страны, способствуя развитию социокультурной компетенции, позволяющей строить поликультурное общение.

   В современной развивающейся школе формирование социокультурной компетенции  на уроках иностранного языка является одной из приоритетных задач. Сформированность у школьника данной компетенции обеспечивает ему успешность и конкурентоспособность в постоянно развивающемся социуме.

    Под понятием социокультурная компетенция принимают совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностей, социального и речевого поведения носителей языка, а так же способность использовать знания в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения людей для которых язык является родным. В структурных компонентах социокультурной компетенции выделяют три составляющих:

- Когнитивный– включает знания культурных различий и сходств, выраженных в нормах, ценностях и поведенческих образцах, знания о вербальной  и невербальной формах общения, знания о менталитете людей.

-Функциональный-в данный компонент входят умения применять перечисленные выше знания в общении.

 -Поведенческий – включает такие социально-личностные качества как культурный полицентризм, эмпатия, гибкость и некатегоричность суждений.

 Последняя составляющая предполагает у обучающих сформированность определенных качеств личности, к числу которых относятся: открытость  и готовность к общению, что и определяет будет ли процесс формирования социокультурной компетенции результативным и можно ли говорить о наличии или отсутствии у изучающего язык способностей к межкультурному общению.

  Новые, эффективные способы образования  направлены на индивидуальное развитие творческой инициативы личности школьников. Обучающиеся овладевают навыком самостоятельного движения в информационном пространстве, получают возможность  самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и направленности группах, быть открытыми для новых контактов.

 Одним из наиболее приоритетных способов обучения иностранному языку является проектная деятельность, которая позволяет формировать личностные качества учащихся – умение работать в коллективе, принимать ответственные решения, анализировать результаты деятельности и формировать открытость и готовность к презентации себя. Ценность метода проектов состоит в том, что он реализуется в деятельности, легко вписывается в рамки любого УМК, изучаемого как на уроках, так и на внеурочной деятельности. Учащиеся получают возможность  работать над проектом индивидуально, в группе и коллективно. Только личная заинтересованность их в получении результата и положительная мотивация могут поддержать самостоятельность ребенка. У учащегося расширяются способы работы с источниками информации:  поиск, сбор, анализ, представление, передача информации, моделирование (в том числе и компьютерное), проектирование, рефлексия, самообучение.

  Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная Е.С. Полат. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. Автор проводит классификацию по следующим типологическим признакам:

1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;

2) предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или региональный, и международный;

5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

  Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.

   Первые проекты на уроках английского языка создаются учащимися  в самом начале его изучения, с первых шагов. Обучающиеся узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке учитель рассказывает учащимся о предстоящей работе, обязательно показывает работы  предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и презентация своих работ. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать. Изучая, новые грамматические структуры, и расширяя лексический запас, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ, который  можем оформить в небольшую книгу собственного изготовления или представить в виде портфолио.

  С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов.  Данный метод позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Проектная деятельность позволяет направить обучение на развитие творческого потенциала личности учащегося.  Это способ организации работы с различными группами учащихся, который позволяет перейти от репродукции к творчеству  и предполагает  продвижение каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения . Данные качества необходимые для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.

Список литературы:

1.     Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2.     Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

3.     Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

4.     Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

5.      Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе.

Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе....

Формирование познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе (на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса общеобразовательных учреждений)

Данный материал содержит теоретическую часть, где дается определение универсальных учебных действий и их классификация, а также практическую,в которой на примере конкретных заданий  УМК М. З...

Формирование культурологической компетенции на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация: Рассматривается вопрос о реализации культуроведческого аспекта в начальном языковом образовании. Приведены доказательства его использования в учебниках УМК «Планета знаний»...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ через игровую деятельность...

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...