«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
методическая разработка по русскому языку на тему

Кажан Наталья Николаевна

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать усвоение пройденных орфограмм. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.  Немаловажную роль играет и успешность адаптации школьника к обучению в 5 классе. Учителю в основной школе необходимо учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковый период развития и уровень познавательной активности, с которым ребёнок перешёл в 5 класс.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazhan_n.n.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Кажан Наталья Николаевна,

учитель начальных классов,

1 квалификационная категория,

Муниципальное образовательное

учреждение «Средняя

общеобразовательная

школа№4  г. Коряжмы»

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Н.С. Рождественский

Уровень грамотности учащихся – одна из острых проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменной речи.

Главным в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила  – орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок.

Анализируя диктанты, мы видим, сколько ошибок и на какие правила допускают дети. Какие основные причины неуспеваемости?

  1. Незнание правил;
  2.  Знание правил, но не умение их применять;
  3.  Дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
  4.  Отсутствует положительная мотивация;
  5. Плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
  6. Дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

При формировании орфографической зоркости необходимо учитывать следующие факторы: 

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3.Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4.Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Практические приёмы,

развивающие орфографическую зоркость:

1.Списывание

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того, чтобы данная работа дала желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

· Внимательно прочитай предложение.

· Повтори его, не заглядывая в текст.

· Подчеркни в предложении все орфограммы.

· Прочитай предложение орфографически.

· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

· Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчёркивая орфограммы.

· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того, рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания  отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1) Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

2) Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

3) Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

4) Спиши слова определённой части речи.

5) Выпиши словосочетания.

 2. Комментированное письмо

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Комментированное письмо развивает мышление, внимание, память, речь учащихся. Они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно. У детей постепенно вырабатывается орфографическая зоркость.

3.Письмо с проговариванием

Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. А если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

4.Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь какую написать.

5.Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Оно проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, но преимущественно с теми, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст  в несколько строк, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на ещё не изученные правила. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

1) Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2) Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3) Упражнение в запоминании.

4) Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5) Запись.

6) Проверка.

 

6. Диктанты:

  • Предупредительный диктант
  • Объяснительный диктант
  • Выборочный диктант
  • Свободный диктант
  • Самодиктант
  • Словарный диктат
  • Зрительно-слуховой диктант

Например, цель зрительно-слухового диктанта – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память.

  • Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

  • «Проверяю себя»

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

7. Какографические упражнения

Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

8.  Скоростное письмо 

 Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1) Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2) Самостоятельное чтение хором.

3) Объяснение орфограмм (коллективно).

4) Считают количество предложений в тексте.

5) Чтение по предложениям.

6) Орфографическое чтение.

7) По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8) Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9) Проверка написанного.

9. Графическое выделение орфограмм

Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, а некоторые подчёркивают буквы без разбора. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.

10.Работа над ошибками

Начиная с 1  класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников - номер орфограммы), а в конце работы - вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

11. «Волшебные карточки».

Это комплекты карточек по 10 слов с разными видами орфограмм. Слова взяты из сборников диктантов для начальных классов, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Комплекты регулярно меняются.

Например, на каком-то этапе урока я раздаю карточки из одного комплекта. Каждое слово проговаривается чётко хором сначала орфографически, а затем орфоэпически правильно. После этого ученики отвечают на вопросы. Затем ученики читают слова на карточке про себя ещё раз, переворачивают её лицевой стороной вниз и пишут слова по памяти, подчёркивая в них изученные орфограммы. Проводится самопроверка или взаимопроверка (по карточке) с выставлением оценки на полях тетради, сколько слов запомнил каждый ученик. Эти комплекты карточек помогают мне решать не только орфографические задачи. С их помощью дети упражняются в правильном произношении слов, постановке ударения, фонетическом и морфологическом разборе, составлении словосочетаний и предложений,  в подборе однокоренных слов, антонимов и синонимов.

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Поэтому игра является ведущим видом деятельности младшего школьника. Для поддержания интереса и повышения активности детей во время игровых моментов на уроках стараюсь использовать разнообразный дидактический материал (сигнальные карточки, разноцветный веер, кодограммы, перфокарты и др.) и формы обучения (индивидуальная, парная, групповая). Это развивает орфографическую зоркость учащихся. Ученику надо записать не всё слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды. Во время парной работы осуществляется взаимопроверка. Такие эффективные средства  позволяют включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ему.

Динамику уровня развития орфографической зоркости можно проследить в  диаграммах. Уменьшилось количество ошибок. Некоторые виды орфограмм учащимися полностью усвоены. Они без затруднения их пишут в диктантах, изложениях, сочинениях.

Улучшилось качество обучения. Повысилась познавательная активность  учащихся. Дети достойно показывают свои знания в различных конкурсах. За последний год мои ученики стали призёрами всех интеллектуальных игр, проводимых в городе.

Большую помощь мне в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать усвоение пройденных орфограмм. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.  Немаловажную роль играет и успешность адаптации школьника к обучению в 5 классе. Учителю в основной школе необходимо учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковый период развития и уровень познавательной активности, с которым ребёнок перешёл в 5 класс.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха.

Список литературы:

1. Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования/ Прохорова Л.Н.// Начальная школа плюс до и после.-2007.-№3.- С.43-45

2. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе / Савельева Л.В.// Начальная школа.-2008.-№1.- С.66-71

3. Скопина Е.В.,Жеренко О.Е.,Обухова Л.А. Дидактический материал на уроках русского языка в 1-2 классе, Москва: Вако, 2004г.

4. Ульянова М.А., Королёва М.В. Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ – Школа 1 ступени  – Школа 2 ступени» / Ульянова М.А., Королёва М.В//Завуч начальной школы.-2008.-№8.- С.100-114

5. Фролова Л.А., Мороз Т.В. Обучение орфографии с использованием дидактических игр /Л.А.Фролова, Т.В.Мороз// Начальная школа плюс до и после.-2009.-№1.- С.49-52

6. Фролова Л.А. Обучение орфографии с использованием информационных технологий/ Фролова Л.А// Начальная школа плюс до и после.-2007.-№7.- С.41-44

7. Яценко Н.А. Как сформировать умение работать над ошибками/ Яценко Н.А//

Начальная школа плюс до и после.-2008.-№5.- С.60-62.

\

Список  литературы:

1. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников,/ Фролова Л.А//Начальная школа, 2001г. №5.

2. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников, «Начальная школа», 2005г. №3.

3. А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов», Набережные Челны, 1997г.

4. Богоявленский Д.Н. «Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии», «Начальная школа», 2003г. №4.

5. Булохов В.Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся», «Начальная школа», 2002г. №1.

6. Жедек П.С. «Методика обучения орфографии»/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик, М.: «Просвещение», 1992г. -306с.

7. Жедек П.С., Тимченко М.И. «Списывание в обучении правописанию». «Начальная школа», 1999г. №8.

8. Савинова З.А. «Виды работ по формированию орфографической зоркости», «Начальная школа», 1996г. №1.

9. Селезнёва М.С. «Работа по развитию орфографической зоркости», «Начальная школа», 1997г. №1.

10. Ясова А. «Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками», «Начальная школа», 2001г. №4.

·