Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
статья

Раздобреева Елена Владимировна

Одно из требований ФГОС  к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.  Задача современной школы: научить детей учиться.  К обучению орфографии эти слова имеют самое прямое  отношение. Зачастую в классах бывает так, что дети выучили правило, отработали его применение на ряде упражнений, а при написании  диктанта, сочинения или изложения они допускают ошибки именно на это правило. Что же это такое? Почему дети допускают  ошибки? Именно отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из причин допускаемых ошибок. Научить детей научиться не допускать ошибки, обнаруживать их, объяснять правильное написание – это и есть орфографическая зоркость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_orfograficheskaya_zorkost.docx377.92 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости

на уроках русского языка в начальной школе

из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №240 г. Борзи»

Раздобреевой Елены Владимировны

Одно из требований ФГОС  к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.  Задача современной школы: научить детей учиться.  К обучению орфографии эти слова имеют самое прямое  отношение. Зачастую в классах бывает так, что дети выучили правило, отработали его применение на ряде упражнений, а при написании  диктанта, сочинения или изложения они допускают ошибки именно на это правило. Что же это такое? Почему дети допускают  ошибки? Именно отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из причин допускаемых ошибок. Научить детей научиться не допускать ошибки, обнаруживать их, объяснять правильное написание – это и есть орфографическая зоркость.

Для того, чтобы понять какие методы и приемы для формирования орфографической зоркости использовать, нужно понять какие психологические процессы у ребенка будут задействованы во время правильного написания.

На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние:

1. Активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ.

2. Логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации.

3. Непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Таким образом, можно выделить следующие возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: 

- низкий уровень мотивации;
- низкий уровень развития произвольности внимания;

-несформированность приёмов учебной деятельности (анализ, сравнение, синтез, самоконтроль); 
-низкий уровень объёма и распределения внимания;
- низкий уровень развития кратковременной памяти.

В своей практической деятельности я использую разнообразные методы  работы над формированием орфографической зоркости. Однако любая работа должна начинаться с анализа, поэтому при проверке тетрадей, классных, домашних, контрольных работ отмечаю для себя группы возникающих ошибок, над устранением которых будем работать. Затем использую методы из приведенной ниже таблицы.

Методы и приемы работы над развитием орфографической зоркости

Название метода, приема

Описание

Пример

Памятки, схемы, таблицы

Используемые картинки можно вклеивать в тетрадь-справочник и вывешивать на доску.

Игра «Ответ в вопросе»

В каждом вопросе найди и подчеркни слово, которое подсказывает ответ на этот вопрос.

Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки- береговушки? Что умеет делать белка-летяга? Что едят личинки бабочки-крапивницы и бабочки- капустницы?

Игра «Почемучка?»

Прочитай образец. Попытайся понять, почему в корнях выделенных слов разные буквы гласного звука.

Аня  новое платье. (Примерка, обмеривать, мера.)

Судья спорщиков. (Мировой, мир, мирный.)

Работа по плану

Раздели данные слова на две группы. Расскажи по плану, как ты будешь это делать.

План действий.

Рассмотри: Времянка, резной, вовремя, вырезать, время, повременить, резник, резак.

2)по смыслу: Времянка, вовремя, время, повременить;

Резной, вырезать, резник, резак.

Набег, повар, отвар, варенье, бегун, забег, наваристый, убегать

Игра «Лишнее слово», «Найди лишнее»

 Исключить лишнее слово из ряда слов по орфограмме

Море, моряк, морозит, морской;

Смех, смешной, смешить, насмешил, смешал.

Словарные диктанты в загадках.

Дети любят отгадывать загадки, поэтому с интересом будут слушать и писать отгадку.

Лиственное дерево с белой корой (береза);Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый (герой);Место за городом, где останавливаются или временно живут (дача);Еда утром, до обеда (завтрак);

Слуховой диктант

Прослушайте диктант и запишите под диктовку предложения.

За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку.

Орфографическое чтение

 Перед записью письма по памяти или записью пословицы, поговорки в начале урока орфографически правильно прочитываем предложение.

Утро. Кругом тишина. Только камыши шумят у берега. Мы с 
братишкой сидим у самой воды.

Зрительный диктант. Игра «Кто больше найдет!»

Ученикам предлагается текст, они работают цветными карандашами или фломастерами, работа может быть как групповой, так и индивидуальной. Сопровождается обязательным объяснением обучающимися найденных орфограмм.

 Давно не было дождя. Стали вянуть цветы и травы. Плохо росли хлеба. Но вот надвинулись тучи, началась гроза.

Самодиктант или списывание

Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, с орфограммами, подберите к ним правило и проверочное слово. Спишите внимательно текст. Проверьте.

Рыбалка.

Павлик и Юра - братья. Они живут в селе Нива. Днем мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку.

Комментированное письмо с выделением орфограмм и объяснением правил правописания

Дети могут комментировать по предложениям или по словам, чем больше детей будет задействовано, тем выше мотивация.Могут записывать ответы на вопросы, комментировать.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Где живут ежи?
Где живут щуки?
Где живет сова?
Где растут яблоки?
Где растет рожь?
Что растет на лугу?

Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

Под стволом сосны щель. Туда ведут следы. Я стукнул ногой по дереву. Белый пушистый зайка выбежал на полянку.

Письмо по памяти

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается,  объясняется смысл текста, незнакомые слова, затем выделяются ошибкоопасные места, орфограммы. Дети отвечают на вопрос: Где мы можем допустить ошибку? Как ее не допустить? Почему?

Опять на дворе зима. Мороз. Свистят холодные ветры.

Письмо с окошками

Обучающимся разрешается оставить «окошко» на месте сомнения. Затем к нему возвращаются и коллективно находят решение.

Летом была сильная гр . за. В нашей р.ке чистая в . да. На п . ляне много цв . тов.

Диктанты «Найди и выпиши»

Из предложенного текста, предложения на слух дети должны выписать слова только на  заданную орфограмму.

На лесной опушке стоит молодая березка. На верхушке деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Вороны сторожат их и учат летать. Не ходи близко!

Исправь ошибки

Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?

Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.

Составь слово

Дается определенный набор букв, одна буква лишняя. Дети должны составить правильно слово и назвать орфограмму, можно использовать как при закреплении материала, так и при ознакомлении.

 С О Б А К А (лишняя А)

ПРУЖИНА (лишняя Ы)

Работа над ошибками

Работа над ошибками является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Нужно чтобы дети самостоятельно могли подбирать похожие слова на  допущенные ошибки.

Ножы – машина, камыши и т.д.

Поскольку умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым орфографическим умением  в начальной школе нужна система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.
          Я считаю, что систематическая работа каждого учителя, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, даст положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах? В материале описаны этапы работы в паре по методике "Взаимный тренаж" на...

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

материал содержит презентацию и доклад на тему "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе...

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

В данном докладе, я постаралась раскрыть такую тему  как, формирование УУД на уроках русского языка в третьем классе....

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Доклад по теме "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе"....