Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

В данном докладе, я постаралась раскрыть такую тему  как, формирование УУД на уроках русского языка в третьем классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД:

«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Подготовила: учитель начальных классов

Стренковская Валентина Францевна

МБОУ Вершининской НШ- Д/С

2017 год.

Формирование УУД на уроках русского языка в начальных классах

Основные требования ФГОС:

  1. системное развитие обучающихся и становление умения учиться.
  2.  Формирование наряду с предметными умениями личностных и метапредметных УУД (универсальных учебных действий)

Термин УУД в широком значении означает «умение учиться». Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «умения учиться» ведёт к повышению эффективности образования в общем, и более гибкому и прочному усвоению знаний обучающимися.

Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навык, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

Русский язык обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий

Слайд

Формирование у обучающихся личностных УУД

Личностные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование , т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

нравственная - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный и моральный выбор.

На уроках русского языка личностные УУД развиваю при помощи  текстов, данных в учебнике, презентаций, карточек, пишем сочинения, изложения и т.д.

Предмет «Русский язык» воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.

Слайд

 Приведу примерные виды заданий по формированию личностных УУД:

- участие в проектах, исследованиях

-мысленное воспроизведение картины, ситуации

-творческие задания

- подведение итогов урока

- самооценка событий, происшествий и др.

Формирование у обучающихся регулятивных УУД

Регулятивные действия  обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё не известно.

-планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование- предвосхищение результата и уровня  усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить  осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

На уроках русского языка, мои ученики, находятся в обстановке творческого поиска, умственного напряжения.

Слайд

Приведу примерные виды заданий по формированию регулятивных УУД:

- Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробела букв, исправьте возможные ошибки

ВУКПРСАБАКАКАЖЮТР (собака)

МИДВЕДЬЙФБЫУЪЭТ (медведь)

- подчерки буквы мягких согласных звонких (случай, отец, жизнь)

- спиши предложения исправив ошибки  и др.

(Подобные задания помогают формировать умение контроля и коррекции)

Формирование у обучающихся познавательных УУД

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Обшеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной целя;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структуирование знаний;

- осознанное и правильное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и усвоений действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

- постановка и формулирование проблемы творческого и поискового характера.

Знаково- символические действия:

- моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- преобразование модели с цель. Выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов  с целью выделений признаков (существенных , несущественных)

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно следственных связей;

-построение логической цели рассуждений;

-доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд

Приведу примерные виды заданий по формированию познавательных УУД:

- сравни и найди отличия (задаю иногда их количество)

- на что похоже?

- поиск лишнего

- лабиринты

- составление схем- опор

- работа с разного вида таблицами

- работа со словарями и др.

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

Умение слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми

К коммуникативным действиям  относятся:

- планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов

-управление поведением партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

На уроках систематизации и обобщении знаний, мы работаем в парах, что позволяет развиваться коммуникативным УУД.

Приведу примерные виды заданий по формированию коммуникативных УУД:

- составь задание партнёру

- представь себя в роли учителя и составь задание для класса

- составь рассказ от имени героя

- составь рассказ от имени неодушевлённого предмета (например, от имени школьной парты, тетради, учебника русского языка, разделительного мягкого знака и т.п.

- отзыв на работу товарища и др.

Приведу пример ещё одного задания:

Каждое словосочетание  замени одним словом с нужным суффиксом

Момент бросания мяча

Смелый человек

Любящий мечтатель

Детёныш орла

Берёзовая роща

Тот, кто любит шутить

Свойство доброго человека

(Формируем познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД)

В заключении своего доклада мне бы хотелось сказать: комплекс УУД должен формироваться одновременно с предметными умениями. Формирование комплекса УУД одновременно с предметными умениями обеспечивается деятельностным подходом к организации обучения.

Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом ( тем кого учат), а субъектом учебной деятельности ( тем кто учится)

Главная цель, которая стоит передо мной- научить обучающихся «умению учиться», обеспечить любому ребёнку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах? В материале описаны этапы работы в паре по методике "Взаимный тренаж" на...

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

материал содержит презентацию и доклад на тему "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе...

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Доклад по теме "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе"....

«Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе».

В этой  работе  вы можете познакомиться с формами работы на уроке русского  языка...