«Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе».
учебно-методический материал

Таможняя Светлана Михайловна

В этой  работе  вы можете познакомиться с формами работы на уроке русского  языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная школа №66 г.Пензы

ХХII   научно – практическая  конференция  педагогических  работников

образовательных  учреждений  города  Пензы

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Автор:  Таможняя С.М.

учитель  начальных  классов

МБОУ  СОШ №66 г.Пензы

                                                       Пенза, 2019

Содержание

I. Введение.

1.Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.

1.1.личностных УУД

1.2.регулятивных УУД

1.3. коммуникативных УУД

1.4. познавательных УУД

1.5. Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы.

III. Заключение.

IV. Список литературы.

Введение 

   Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных знаний, умений, навыков, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Стратегической задачей школы становится девиз: "Предпочтение человеку,   умеющему учиться". Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Современные методики преподавания различных предметов призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении  «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса.

Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

Ожидаемый результат.

Педагоги:

- освоен понятийный аппарат универсальных учебных действий;

- созданы учебно-методические ресурсы, обеспечивающие учебные предметы начальной, основной и средней школы;

- создан банк данных по проблеме проекта.

Учащиеся:

 - формирование компетенций;

- формирование компетентности как «компетенций в действии»;

- формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах их выполнения;

- развитие ориентации для построения деятельности, общения, поведения;

- адекватная оценка своих возможностей.

Цель работы – изучить формирование и развитие универсальных учебных действий на примере урока русского языка в системе обучения на основе технологии «полного усвоения»

Объект исследования: универсальные учебные действия на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в системе обучения на основе технологии «полного усвоения».

Задачи: изучить виды универсальных учебных действий, формируемые на каждом этапе урока;

апробировать полученные знания при проведении урока русского языка.

Методы:

проблемно-диалогический,

исследовательская деятельность,

работа в группах, парах,

анализ текста,

упражнения на развитие избирательной памяти, внимания.

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения учащегося по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском возрасте.

Целями и задачами являются:

умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

В программе развития УУД выделены четыре блока:

Формирование личностных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте.

Формирование регулятивных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по уходу или результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка.                                                                                                                           Формирование коммуникативных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Формирование познавательных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться:

-формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

-проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

 -строить логическую цепь рассуждений.

 

Рассмотрим виды универсальных учебных действий, формируемые на уроках русского языка.

Личностные результаты изучения русского языка:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Учебные задания, направленные на развитие личностных УУД:

  • определение и высказывание правил поведения при общении и сотрудничестве;
  • умение делать выбор, какой поступок совершить, оценивать жизненные ситуации, отделять поступки от самого человека;
  • объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Это задания:

«вырази отношение», «объясни эмоции», «настроение», «любите», «нравится», «не нравится», «хорошо-плохо», «красиво» и др.

Регулятивные УУД, формируемые на уроках русского языка:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Учебные задания, направленные на развитие регулятивных УУД:

  • организация своего рабочего места
  • формулирование цели (проблемы) урока (самостоятельной деятельности) после обсуждения;
  • составление плана решения учебной задачи;
  • умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;
  • определение степени успешности выполнения своей работы и работы других

Задания: «найди (исправь) ошибки», «составь план», «набросок», «составь алгоритм», «оцени работу» и др

Познавательные УУД, формируемые на уроках русского языка

  • искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
  • пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Учебные задания, направленные на развитие познавательных УУД:

  • предположение, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • отбор источников информации;
  • извлечение информации из текста, таблицы, схемы, иллюстрации и др.
  • сравнение и группировка фактов и явлений;
  • умение делать выводы;
  • составление простого учебно-научного текста;
  • представление информации в виде текста, таблицы, схемы и др.

Задания: «назови», «графически обозначь», «составь текст», «кластер», «денотатный граф», «кольца Венна», «фишбоун», «расскажи», «вспомни», «сделай вывод», «найди в словаре, справочнике».

Коммуникативные УУД, формируемые на уроках русского языка:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Учебные задания, направленные на развитие коммуникативных УУД:

  • оформление своих мыслей в устной и письменной речи;
  • высказывание своей точки зрения, приводя аргументы;
  • принятие другой точки зрения, готовность изменить свою;
  • продуктивное чтение вслух и про себя текстов, постановка вопросов к тексту и поиск ответов;
  • умение договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать;
  • уважительное отношение к позиции другого

Задания: «объясни», «сформулируй», «составь рассказ», «дай характеристику», «опиши», «выскажи», «работай в группе (паре)» и др.

   Для формирования УУД на уроках русского языка используются следующие технологии: информационные технологии (методика использования творческих заданий, методика организации компьютерного практикума, игры, тесты, тренажёры, наглядные пособия), технологии проектного обучения, игровые технологии (нестандартные уроки: викторины, урок-КВН, урок – путешествие, урок-конкурс, необычные задания), работа в парах и группах, работа с текстом (редактирование текста, поиск ошибок).

Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В. А. Сухомлинский

     Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. 
Регулятивные УУД 

1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На обобщающем уроке русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение Т. Рика «Имя существительное» (Приложение 1) дети ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 

2.Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, при объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. Использую   приемы создания   проблемных  ситуаций  с затруднением. На  уроке  математики во 2 классе при изучении темы «Метр» даю задание, не выполнимое вообще.

 Задание: Найти периметр класса, используя известные   единицы измерения (см и дм)

-Что вас удивило?

- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)

-Какой возникает вопрос? Есть другая   ед. измерения.

-Какие цели  поставим  ?

 При   закреплении задаю   вопрос:

 –Как могут пригодиться эти знания в жизни? (прибить  плинтус по периметру комнаты). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
3. Часто на уроках дети,
работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 
4. Использую  
систему формирующего  оценивания учебной деятельности ученика на уроке.(Приложение 2)

1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости.

2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).

3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.

4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы

5)Заполнение таблицы  показателей правильности выполнения заданий

6) Заполнение листа индивидуальных достижений

7)Заполнение диагностических карт

8) Заполнение оценочных листов

9) Составление недельных отчётов

 При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом. 
Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки

5.Со второго класса вводится такая форма работы, как  взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, словарный диктант одноклассника.

6.Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), составляют  синквейн, заполняют последнюю  графу в таблице  «ХЗУ».

Коммуникативные УУД.

1.Это работа в парах или группах временного и постоянного состава.                                              Для данных видов работы ребята выработали свои правила: 
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте. 
2. Вы уважаете мнение каждого участника. 
3. Шум может быть только рабочим. 
Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы.

Роли могут быть, например, следующие:                                                                                        Чтец - читает вслух;                                                                                                                         Секретарь - записывает что-то от лица группы;                                                                         Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;                                                             Хронометрист - следит за временем.                                                                                         Координатор - обеспечивает равное участие в работе членов группы, планирует этапы работы;                                                                                                                                          Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например: 

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить  всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени.

При   работе  в  группе использую метод «Miveas»

1 этап  работы  в  группе – «мi» - каждый  выполняет  работу  в  своём  блокноте;

2 этап   работы – «vi» - обмен  информацией в группе

3 этап работы – «as» - подготовка  краткого  ответа (схема на А3)

4 этап работы – презентация  своего ответа

Личностные УУД 

1.Работа над проектами. Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику. Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

1.      Запиши слово, поставь ударение.

2.      Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

3.      Отметь, где написание расходится с произношением.

4.      Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

5.      Составь предложение со словом.

6.      Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

7.      Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

8.      Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

9.      Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

10.  Найди пословицы, поговорки с этим словом.

Образец работы ученика

1.      Медвѐдь.

2.      Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.

3.      Медведь.

4.      Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.

5.      Медведь ест малину.

6.      Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.

7.      Бродит, охотится, спит,  ревет, добывает.

8.      Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.

9.      Идет медведь между елками,

         Бредет медведь между березками,

    В овражки спускается,

    На пригорки поднимается.

10.  Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

2.Творческие задания на уроках. 
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично.. 
1. Написать мини-сочинение. 
2. Придумать загадку, четверостишье 
3.Составить тест, кроссворд

4. Допиши начало (середину, конец, рассказа). 

Познавательные УУД
На уроках русского языка широко использую различные
символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 
1.Стратегия « Денотатный граф»

Цель приёма: Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.

Правила составления денотатного графа:

1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

  • глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
  • глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
  • глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
  • глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

 2.Стратегия «Диаграмма Венна»

  • выбираем два объекта для сравнения из одной категории (например, яблоко и грушу из категории «Фрукты»)
  • рисуем два кольца так, чтобы они пересеклись, вписываем в них выбранные объекты (по одному в каждое кольцо)
  • тщательно сравниваем выбранные объекты
  • все общие черты вписываем в том сегменте, где кольца пересекаются
  • потом – делаем выводы, делимся (по очереди, в парах, в группах, в презентации    своими выводами и принимаем решение

 3.Стратегия «Фишбоун».

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

4. Стратегия «Кластер»

     Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

    Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

    Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

5.Ещё одним эффективным средством  считаю работу со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Организация работы в рамках исследовательского проекта «Такие разные словари» поможет учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Для обучения учащихся работе со справочной литературой в процессе совместной деятельности на уроке необходимо создать памятку «Как работать со словарём». Хорошо, когда словарей в классе много и они представлены не только в учебниках, но и отдельными изданиями. Важно, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к изданиям для учащихся начальных классов, имели соответствующий шрифт, иллюстрации и т.д. При планировании работы на уроке также нужно вводить работу учащихся с энциклопедическими изданиями. В 3 (4) классе необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет. Например, при изучении  темы  по русскому  языку «Склонение  имён  существительных» в  рубрике  «Это  интересно» учащиеся узнают о количестве  падежей  при  изучении  иностранных  языков : «Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии- 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.  В Китае, напротив, существительные не склоняются и падежей нет. Название «Предложный падеж» было введено М. В. Ломоносовым».

Формирование  универсальных учебных действий сегодня немыслимо без  использования новых  технологий:

  • Проблемно – диалогического  обучения
  • Технология  учебного  проектирования
  • Модель  обучения «перевёрнутый  класс»
  • Смысловые  стратегии работы  с текстом

Представляю таблицу УУД

 В таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД  формируются при правильной организации деятельности учащихся

Заключение

 Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий  анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ожидаемые предметные результаты освоения курса русского языка : овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи , теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определенных жанров (в объеме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно (в освоенных пределах) оформлять мысли , а также замечать орфограммы , осознавать свои затруднения , решать орфографические задачи (в том числе по словарю), проверять написанное и аккуратно вносить коррективы. Формирование всего комплекса УУД происходит за счет реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами, большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление учащегося к познанию и развить его.

Список литературы

 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва. Просвещение 2010 г.

2.Планируемые результаты начального общего образования. Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.

З. Биболетова и др. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. , 2011г. 3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011г.

4.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Просвещение 1996г.

5.Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения». М., Дрофа 2004 г. 6.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Р.: Эксперимент 1999г. 7.Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. Под ред. А.А. Леонтьева -М., 2006г.

8.Г.К. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006г.

                                                                                                                               

                                                                                                                            Приложение 1

Этапы урока

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой.

 

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность,

задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы».

5. Реализация построенного проекта.

Личностные,

Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

Проектная, частично -поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные,

Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам,

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

                                                                                                                               

                                                                                                                                                               Приложение 2

ПЕСЕНКА ПРО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты - 
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они - СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты - 
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы 
(И они у нас - ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

                                                                                                                                   

                                                                                                                         Приложение 3

Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку

Навыки

1 этап

2 этап

Прирост за год

1

Списывание

2

Определение частей речи

3

Выделение грамматической основы

4

Нахождение корня слова

5

Нахождение проверочных слов

Таблица показателей правильного выполнения заданий по математике

Навыки

1 этап

2 этап

Прирост за год

1

Запись условия задачи

2

Решение задачи

3

Ответ задачи

4

Решение табличных случаев сложения

5

Решение табличных случаев

вычитания

6

Решение уравнений

7

Геометрические фигуры и тела

8

Сравнение чисел

9

Сравнение выражений

Недельный отчёт

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

                                                                                                                                 Приложение 3

Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)

да

нет

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания

2.По необходимости консультировался (ась) с учителем

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

4.Регулярно вел (а)записи в тетради

5.Знаю, как работать со справочной литературой

6.Умею конспектировать тему

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8.Делал (а) устное сообщение

9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

.

Лист самооценки выполнения домашнего задания

да

нет

1. Я сделал домашнее задание.

2. Я сразу понял, что требуется сделать.

3. У меня не возникало трудностей при выполнении

4. Я выполнил все грамматические задания.

5. Я выделил орфограммы.

6.Я проверил свою работу, исправил ошибки.

7.Я работу выполнил старательно, аккуратно

8.Я выполнил работу над ошибками

.

Лист самооценки работы в группе

да

нет

1. Я был активен в группе.

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы.

5. Я очень хотел успешно выполнить задание.

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.

7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Формирование УУД в начальной школе

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позвол...

Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.

Описание  работ  по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....

ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»

  В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО

Универсальные учебные действия. Функции. Виды. Условия обеспечивающие развитие УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Преемственность при формировании УУД....