Главные вкладки

    Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе
    статья

    Гизатулина Начия Аминовна

     Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий. (В.А. Болотов)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon koz_gizatulina_nachiya_aminovna.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гизатулина Начия Аминовна,

    учитель- методист

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»  

    г. Салехард,  ЯНАО

    Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

           Современная школа нуждается в переходе со знаниевого на компетентностный подход к образованию. В связи с введением ФГОС у  учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».

    Одним из средств формирования универсальных учебных действия являются компетентностно-ориентированные задания.

             Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий. (В.А. Болотов)

    Показатели компетентностно-ориентированного задания:

    -контекст, жизненность тематики заданий (моделирует практическую, жизненную ситуацию);

    - деятельностный компонент, определены виды деятельности на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенции);

    - актуальность для учащихся материал задания.

    Отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач:

    • значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
    • условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;
    • информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;
    • указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
    • по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
    • наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;
    • наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

    Примерные  КОЗ

    Технология направляющего текста

    1.  Компетентностно - ориентированное  задание  для учащихся на уроке окружающего мира   в 3 классе по теме «Правила поведения в общественных местах»

    1.Подготовьте сценки правильного поведения в общественных местах (в театре, в кинотеатре, на концерте). Работу производите в соответствии с направляющим текстом в группах.

           2.  Информирование.

    2.1.Познакомьтесь с заданием.

    2.2.Проанализируйте текст и решите, что необходимо знать при посещении театра, кинотеатра, концерта.

    2.3. Найдите необходимую информацию:

    - в учебнике «Окружающий мир»  3 класс Н. Ф. Виноградовой

    -в дополнительном материале, лежащем на ваших столах.

    1. Планирование.

              Составьте план выполнения задания, руководствуясь вопросами:

    1. Что необходимо сделать, чтобы пойти в театр?

             3.2.   Как подготовиться к походу в театр?

             3.3. Ваши действия:

     - перед началом спектакля;

     - во время спектакля;

     - во время антракта;

     - после окончания спектакля?

    3.4. Что делать, если возникли непредвиденные ситуации? (опоздали, мешает сосед, очередь в гардероб).

         4. Принятие решения.

    4.1. Обсудите  план выполнения задания в группе.

    4.2. Откорректируйте в случае необходимости план.

        5. Выполнение.

    5.1. Выполните работу в соответствии с планом.

    52. Составьте сценарий правильного поведения в театре.

    5.3. Отрепетируйте сценку.

       6. Контроль.

    6.1. Проконтролируйте полноту и правильность выполнения задания в соответствии с планом.

       7. Оценка.

    7.1. Оцените по следующим критериям:

    -правильность выбора одежды;

    -правильность поведения: в гардеробе, в зале, в буфете;

    -правильность действий при непредвиденных ситуациях;

    -яркое выступление, артистизм.

    Используйте показатели:

    2 балла - полностью соответствует;

    1 балл – частично соответствует;

    0 баллов -  не соответствует

    7.2. Прокомментируйте возникшие затруднения в ходе выполнения задания.

     

    2.Компетентностно - ориентированное  задание  для учащихся на уроке литературного чтения в 3 классе.

    1. Составьте текст рекламы понравившегося произведения А. П. Гайдара. Выступите с презентацией рекламы перед классом. Работу выполните в соответствии с направляющим текстом.

     2.  Информирование.

    2.1.Познакомьтесь с заданием.

    2.2.Проанализируйте и решите, что необходимо знать для выполнения задания.

    2.3. Найдите необходимую информацию:

    - в учебнике и хрестоматии «Литературное чтение». 3 класс. Авторы   Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 

    - в Интернете;

    - в справочнике по составлению рекламы.

    1. Планирование.

    Продумайте план выполнения задания, руководствуясь вопросами:

    3.1. Что такое реклама?

    3.2. Какие основные правила составления рекламы вы знаете?

    3.3. Какова стилистика рекламных текстов?

    3.4. Какую роль играют произведения А. П. Гайдара в жизни каждого человека?

    4. Принятие решения.

    4.1. Обсудите  план выполнения задания в группе.

    4.2. Откорректируйте план.

    5. Выполнение.

    5.1. Выполните работу в соответствии с планом

    52.Напишите рекламу при максимуме информации и неповторимости в деталях.

    5.3. Потренируйтесь произнести рекламу  вслух несколько раз с разной интонацией, с позиции категории разных  слушателей и участников в каждой группе.

    6. Контроль.

    6.1. Проконтролируйте полноту и правильность выполнения задания в соответствии с планом.

    7. Оценка.

    7.1. Оцените по следующим критериям:

    -соответствие теме;

    -яркость  и образность рекламы;

    -оформление;

    -публичная защита.

    Показатели:

    2 балла - полностью соответствует;

    1 балл - частично;

    0 баллов - не соответствует

    7.2. Прокомментируйте возникшие затруднения

    Технология дидактических задач

    1. класс. Окружающий мир и технология.

    Тема: История России с древнейших времен и до XVI века.

    1. Задание.

    Вам предстоит изучить дополнительный материал по культуре и быту 14-16 веков и изготовить  или нарисовать одежду, характерную для данного периода,  для участия в фестивале «История одежды». Задание выполнить в тканевом (сшить одежду), бумажном (нарисовать или вырезать из цветной бумаги) или электронном виде (презентация).

    Технология исследования частного случая( Case Study Method)

    3 класс. Окружающий мир

    Тема: Знаменитые города России. Санкт-Петербург

    Планируя семейный отдых в Санкт – Петербурге,   родители предложили Вам выступить в роли гида   для экономии семейного бюджета, а также накопления опыта общения, расширения кругозора.

    Какие места вы посетите?

    Какую информацию вы расскажите о достопримечательностях Санкт - Петербурга?

    Анализ проведённых компетентностно-ориентированных заданий показал, что на начало  использования КОЗ 42  % учащихся обладают  первым уровнем информационной компетенции,  тогда как    контрольное компетентностно-ориентированное задание  по окончанию работы  показало, что  повысился  процент учеников (75 %), владеющих данной компетенцией.  

      Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе  способствует осознанию обучающимися роли данных предметов  в современном мире, применению предметных  знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий. За три года работы повысилась успеваемость по предметам  на 17%.  Мои ученики победители и призёры  олимпиад различного уровня.  Также повысился интерес учащихся к участию в различных  конкурсах,   к исследовательской  и проектной деятельности.

    Библиографический список

    1. В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.– М.: Аркти, 2007. -132 с.
    2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Статья.- М: Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14
    3. Концепция модернизации Российского образования http://www.edu.ru 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

    Компетентностно-ориентированные тестовые задания для учащихся начальной школы

    Компетентностно-ориентированные тесты – это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенци...

    Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД в начальной школе.

    Статья посвящена описанию технологии на уроках литературного чтения в начальной школе....

    «Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе»

    Работа соержит: введение, организацию проектной деятельности в образовательном процессе,урочная деятельность, внеурочная деятельность, роль родителей в проектной деятельности в начальной школе, монито...

    «Использование технологии решения заданий проблемного, творческого и поискового характера как средство формирования УУД в начальной школе»

    Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...

    Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе

    Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе...