Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД в начальной школе.
статья на тему

Явич Татьяна Владимировна

Статья посвящена описанию технологии на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения Тема: Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка») Работа с текстом рассказа М. Пришвина.

  1. До чтения. Сегодня мы прочитаем еще один «летний рассказ». Его автор – Михаил Пришвин. «Берестяная трубочка»
    – Прочитайте заглавие. Понятно ли вам оно?

– Можно ли на иллюстрации найти эту трубочку? березыв березовой рощеПтица ореховка воткнула орех

– Что вы еще видите на иллюстрации?

II.Во время чтения.

  1. Первичное чтение (самостоятельно про себя). Читая этот рассказ, дети пытаются самостоятельно провести «диалог с автором». В этом им помогут условные обозначения, введенные в текст учебника: В – вопрос к автору, О – ответь сам, П – проверь себя.

 Выявление первичного восприятия.
– Что вас удивило?

– Что было самым интересным?

  1. Перечитывание текста. Повторное чтение вслух. Учитель вместе с детьми ведет диалог с автором.

Михаил Пришвин   БЕРЕСТЯНАЯ ТРУБОЧКА

Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (Интересно, почему же она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. В О (Интересно, а что там может быть? Дети высказывают предположения.) И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте себя: вот, оказывается, что было в трубочке – орех!)  Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Автор сам задает вопрос. Попробуем найти ответ. Что вы можете предположить? (Ответы детей.) 
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. - Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал». Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. .
П (Проверим себя: орех воткнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там взялся!) 
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие:
В (Интересно, какое?) под прикрытием ореха поселился - кто бы мог подумать! - паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П (Проверим наши предположения: оказывается, кроме ореха, в трубочке был еще паучишка!)

  1. Обобщающая беседа. – Почему же М. Пришвин назвал эту трубочку удивительной? – Сколько открытий сделал писатель? А вы? – Точно ли художник проиллюстрировал рассказ? (Он там увидел: птица-ореховка, белка и паучишка вместе с героем (мальчиком) рассматривают берестяную трубочку.) – А вы представляете героя ребенком или взрослым? (Мнения детей могут быть разными.)

III. После чтения. 1. Выполним задание в тетради: соединим загадочные заголовки с частями рассказа (задание II.4 на с. 53).

1) Удивительная трубочка.

2) Как же орех туда попал?

3) Еще одно открытие.

– Какая из этих частей кажется вам наиболее загадочной? Почему?

2. Устные рассказы детей. – А вам приходилось делать в лесу маленькие открытия? Расскажите о них. Дома нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в этом рассказе (творческое задание).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД в начальной школе Явич Татьяна Владимировна Учитель начальных классов ГБОУ Лицей №378

Слайд 2

Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной читательской деятельности.

Слайд 3

Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.

Слайд 4

Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом Работа с текстом до чтения Работа с тестом во время чтения Работа с текстом после чтения

Слайд 5

Работа с текстом до чтения Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу.

Слайд 6

В. Астафьев «Капалуха» 1 группа 2 группа 3 группа Иллюстрации Ключевые слова Гнездо Ребята Невылупившиеся птенцы Учитель Название

Слайд 7

В результате этой работы формируются : коммуникативные УУД : умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Слайд 8

Работа с текстом во время чтения Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка). Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Слайд 9

На этом этапе проходит Первичное чтение Перечитывание текста Беседа по содержанию в целом

Слайд 10

Л.Н.Толстой «Косточка» Вопросы До чтения После чтения В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах? - + Главный герой рассказа обманул своих родителей? - + Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы? + +

Слайд 11

В.Драгунский «Тайное становится явным» Вопросы и утверждения Выдержки из текста Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо? Это еще было терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. По какой фразе вы поняли, что для Дениски Кремль – это ценность? Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине.

Слайд 12

В результате этой работы формируются : познавательные УУД : умения ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить ответы на заданные вопросы; коммуникативныеУУД: умения выражать свои эмоции, высказывать мнение по отношению к героям и их поступкам; умения работать в паре, в группе, понимать собеседника; регулятивныеУУД: умения выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; личностныеУУД : высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; предметныеУУД: умения определять тему рассказа, выделять смысловые части, понимать содержание прочитанного, формулировать несложные выводы.

Слайд 13

Работа с текстом после чтения Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

Слайд 14

В результате этой работы формируются : предметные УУД : умения производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему; метапредметные УУД: умения обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умения проявлять инициативу и самостоятельность; умения ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

Слайд 15

М. Пришвин «Берестяная трубочка» Тема : «Маленькие открытия писателя М. Пришвина»

Слайд 16

Этап I. Работа с текстом до чтения Антиципация (прогнозирование предстоящего чтения). - Сегодня мы прочитаем еще один Михаила Пришвина. – Прочитайте заглавие. Понятно ли вам оно? – Можно ли на иллюстрации найти эту трубочку? – Что вы еще видите на иллюстрации? Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся.

Слайд 18

Этап II . Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Читая этот рассказ, дети пытаются самостоятельно провести «диалог с автором». В этом им помогут условные обозначения, введенные в текст учебника : В – вопрос к автору, О – ответь сам, П – проверь себя. Выявление первичного восприятия. – Что вас удивило? – Что было самым интересным?

Слайд 19

Этап II . Работа с текстом во время чтения. Перечитывание текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (Интересно, почему же она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. В О (Интересно, а что там может быть? Дети высказывают предположения.) И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте себя: вот, оказывается, что было в трубочке – орех!)

Слайд 20

Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Автор сам задает вопрос. Попробуем найти ответ. Что вы можете предположить? (Ответы детей.) «Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. - Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал». Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. . П (Проверим себя: орех воткнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там взялся!) Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: В (Интересно, какое?) под прикрытием ореха поселился - кто бы мог подумать! - паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П (Проверим наши предположения: оказывается, кроме ореха, в трубочке был еще паучишка!)

Слайд 21

Этап II . Работа с текстом во время чтения. Беседа по содержанию в целом. – Почему же М. Пришвин назвал эту трубочку удивительной? – Сколько открытий сделал писатель? А вы? – Точно ли художник проиллюстрировал рассказ? (Он там увидел: птица-ореховка, белка и паучишка вместе с героем (мальчиком) рассматривают берестяную трубочку.) – А вы представляете героя ребенком или взрослым? (Мнения детей могут быть разными.)

Слайд 22

Этап III. Работа с текстом после чтения. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Знакомство с писателем. Работа с дополнительными источниками. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую либо сферу читательской деятельности. – А вам приходилось делать в лесу маленькие открытия? Расскажите о них. Дома нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в этом рассказе и др.творческие задания.

Слайд 23

Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения. Но важно помнить о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.

Слайд 24

Таким образом, технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий : умений осознанно читать вслух и про себя истолковывать прочитанное умения извлекать все виды текстовой информации: фактуальную (о чем сообщается) концептуальную (основную идею) подтекстовую (чтение «между строк»).



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Явич Татьяна Владимировна  Лицей №387

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения, о которых рассказывают книги. Проблема чтения становится государственной. Растет число россиян, не читающих совсем, а 18% - не имеют книг дома вообще. Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, поэтому формирование навыка извлечения нужной информации из текста и ее преобразования становятся важнейшими задачами образования.

    Сегодня, перед школой стоит задача: подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося  такими чертами,  как  гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность. В этом плане велика роль уроков чтения. Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

   Каждый современный учитель понимает, что сформировать традиционные  знания, умения, навыки для этого недостаточно, нужно осваивать новые технологии, изменять содержание уроков.

Использование перспективных педагогических технологий, одной из которых  является технология продуктивного чтения, способствует обеспечению нового качества образования за счет  сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных     ФГОС:

  • коммуникативных (умение формулировать свои мысли, понимать собеседника);
  • познавательных (приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее);
  • личностных (умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст);
  • регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.

Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной  читательской деятельности.

Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения.
  2. Работа с текстом во время чтения.
  3. Работа с текстом после чтения.

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения.

Поэтому поговорим о каждом этапе более подробно.

I. Работа с текстом до чтения.

 Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинают с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

Приведу пример  работы с рассказом В.Астафьева «Капалуха». Рассказ читают первый раз в классе.  Ребята делятся на группы, им  даются задания.

Первая группа по иллюстрации   пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? 

Вторая группа, используя ключевые слова  (ГНЕЗДО, РЕБЯТА, НЕВЫЛУПИВШИЕСЯ ПТЕНЦЫ, УЧИТЕЛЬ), высказывает  свое предположение о происходящих событиях.

А третья группа учащихся постарается  предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию. Если есть необходимость в использовании Интернет-ресурсов, то можно   найти  значение слова «капалуха» в Интернете.

Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить,  прав ли я? Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название, может рассказ читают первый раз в классе, сообщить о событиях, героях, определить тему и основную мысль рассказа.  Ребенок забегает мыслью вперед и превращается в своеобразного соавтора.

Этот прием дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию.

В результате этой работы формируются

коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

 II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

На этом этапе проходит

Первичное чтение (самостоятельное чтение или комбинированное, выявление первичного восприятия с помощью беседы, выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержаниемэмоциональной окраски прочитанного текста)

Перечитывание текста (повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов, анализ: комментированное чтение, диалог с автором через текст, беседа по прочитанному и т.д., постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части).

Беседа по содержанию в целом (обобщение прочитанного, обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение, пересказ, словесное рисование.)

 На данном этапе используются приемы работы с разными видами таблиц.

В первом классе знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка» начинается с заполнения первой части таблицы. Ребятам предлагаются следующие вопросы:

- В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах?

- Главный герой рассказа обманул своих родителей?

- Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы?

Первая часть таблицы заполняется на первом этапе, когда  даются несколько утверждений по еще не изученной теме, и дети выбирают утверждения, полагаясь на собственный опыт, а вторую часть таблицы,  после первичного чтения на втором этапе. 

Учащиеся проставляют знаки «+» - если они согласны, «-»   - не согласны, устно обосновывая свой ответ. После прочтения, идет обсуждение, совпало ли первоначальное представление с последующим.  

Вопросы

До чтения

После чтения

В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах?

-

+

Главный герой рассказа обманул своих родителей?

-

+

Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы?

+

+

Данный прием позволяет учащимся определить главную мысль рассказа.

Для формирования  навыков осмысленного и вдумчивого чтения заполняется другая таблица, заполнение которой  требует от учащихся перечитать весь текст или его фрагмент.  

 После анализа произведения учащиеся перечитывают рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным», отвечают на вопросы, а ответы -выдержки из текста, ни одним словом не отступая от оригинала, заносят в таблицу. Цель этой работы заключается в том, что ребенок должен несколько раз перечитать текст, выбрать правильные, точные предложения и записать их в таблицу.

Вопросы и утверждения

Выдержки из текста

Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?

Это еще было терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно.

По какой фразе вы поняли, что для Дениски Кремль – это ценность?

Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине.

После проверки ответов делается вывод о том, какая проблема волнует автора. Как поступать в ситуации сложных взаимоотношений детей и родителей.

В процессе работы формируются познавательные универсальные учебные действия: умения ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить  ответы на заданные вопросы;

коммуникативные: умения выражать свои эмоции, высказывать  мнение по отношению к героям и  их поступкам; умения работать в паре, в группе, понимать собеседника; 

регулятивные: умения выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;  

личностные: высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 

предметные: умения определять тему рассказа, выделять смысловые части, понимать содержание прочитанного, формулировать несложные выводы.

Подводя итог работы над текстом на данном этапе, целесообразно проводить  беседу по содержанию в целом, цель которой -  обобщить прочитанное. Беседа строится на основе вопросов, которые помогают понять характер главного героя, посочувствовать ему, погрузиться  во внутренний мир человека.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. После изучения сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» учащимся предлагается на выбор несколько  высказываний, связанных с содержанием текста и отражающих различные подходы к интерпретации пословицы.

Например: «Красив тот, кто красиво поступает», «Не одежда красит человека, а его добрые дела»,  «Живи добрее – будешь милее».                                                   

Детям нужно выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к сказке,  и  обосновать свой  выбор.

На этом же этапе эффективным считается использование приема «Творческая работа», создание продукта нашей деятельности.

Письменную  работу  по впечатлениям  можно проводить  после прочтения любого произведения. Например, после прочтения и анализа рассказа Александра Куприна «Барбос и Жулька» ребята получают задание:  побыть в роли брошенного  четвероногого друга и написать о нем. Что он чувствует? О чем думает? Злится ли на людей?      Определяется осознание нравственного содержания отношений между героями, смысл собственных поступков.

Вот некоторые из работ:

Меня зовут Джек. Живется мне хорошо. Когда все уходят из дома, меня запирают на ключ. Я то шторы рву, то обувь грызу. Меня за это садят  в кладовку до самого утра.

Самый обыкновенный пес – это я, дворовый Шарик. Живу во дворе. Мне очень  плохо и одиноко. Каждый день болтаюсь по городу. Бывает, за день во рту ни крошки. Никто меня не любит. Все только гонят, палками кидаются, то на ногу наступят, а то и вовсе машина подтолкнет. Чего вам всем надо? Дайте хлеба.

Этот вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя.

Использование данных приемов  направлено на  обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу,  именно на этом этапе урока появляется  возможность формировать навык аргументации своей точки зрения.

При этом формируются 

предметные универсальные учебные действия:  умения производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему; 

метапредметные: умения обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умения проявлять инициативу и  самостоятельность; умения ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

 Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения

Таким образом, технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации:

  • фактуальную (о чем сообщается)  
  • концептуальную (основную идею)  
  • подтекстовую (чтение «между строк»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников.

Технология продуктивного чтения-технология деятельностного типа, способствующая формированию познавательных и коммуникативных УУД  у младших школьников....

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД

Текст и презентация выступления по теме "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД" на внутришкольном собрании учителей....