Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Токоякова Надежда Николаевна

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД младших школьников

         

 Токоякова Надежда Николаевна,

 учитель начальных классов МБОУ Есинская СОШ

           Уроки  литературного  чтения способствуют  личностному  развитию ученика, дают возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности» и с учетом формирования УУД требуют от учителя большой подготовительной работы  к урокам.

          Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология   продуктивного чтения), разработанная профессором Н.Н. Светловской позволяет организовать деятельность обучающихся таким образом, что одновременно с формированием универсальных учебных действий формируется правильная читательская деятельность.

          Организация продуктивного чтения состоит из трех этапов:

          Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения»,  является развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации.

Задача учителя: мотивировать на прочтение произведения.

          Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения» – освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

 Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

           Первичное чтение (самостоятельное чтение или комбинированное, выявление первичного восприятия с помощью беседы, выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраски прочитанного текста)

           Перечитывание текста (повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов, анализ: комментированное чтение, диалог с автором через текст, беседа по прочитанному  произведению и т.д., постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части).

           Беседа по содержанию в целом  (обобщение прочитанного, обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение, пересказ, словесное рисование).

           На заключительном этапе урока  «Работа с текстом после чтения» идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование  основной идеи текста. Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста. На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания. 

            Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. Детям дается задание выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к произведению,  и  обосновать свой  выбор.

            На этом же этапе эффективным считается использование приема «Творческая работа», создание продукта нашей деятельности.

            Письменную  работу  по впечатлениям  можно проводить  после прочтения любого произведения.     Определяется осознание нравственного содержания отношений между героями, смысл собственных поступков. Этот вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя. Использование данных приемов  направлено на  обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу,  именно на этом этапе урока появляется  возможность формировать навык аргументации своей точки зрения.

             При этом формируются предметные универсальные учебные действия:  умение производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умение читать свободно, бегло и выразительно вслух и «про себя», со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.  Формируются метапредметные:  умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умение проявлять инициативу и  самостоятельность; умение ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

        Таким образом, технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, умения осознанно читать вслух и про себя, анализировать прочитанное, извлекать все виды текстовой информации: не только фактуальную (о чем сообщается), а концептуальную (основную идею),  подтекстовую (чтение «между строк»).

         Предлагаю вниманию фрагменты работы с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица» с использованием  технологии продуктивного чтения (презентация).

На 1 этапе «Работа с текстом до чтения» ребята делятся на группы, им  даются задания.

Первая группа по иллюстрации   пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? 

Вторая группа, используя ключевые слова  (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает  свое предположение о происходящих событиях.

 Третья группа пытается предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору. 

На втором этапе «Работа с текстом во время чтения»:

1.Первичное (самостоятельное) чтение текста

-  Подтвердились ли наши предположения?

2.Перечитывание текста. «Диалог с автором»

        - Вопросы к автору.

Примерные задания:

-Что заставило Лисицу льстить Вороне?

- Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны.

-Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает?

(вертит хвостом; на цыпочках подходит; говорит так сладко, чуть дыша; глаз не сводит; была такова)

 -Кому из главных героев подходят для описания  слова?  (неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая, хитрая, расчётливая, коварная, плутовка, растяпа, простофиля) Обоснуйте свой ответ.

- Деление текста на части: завязка, кульминация, развязка, мораль.

Выборочное чтение частей произведения:

 «…бог послал кусочек сыру»

«…сырный дух Лису остановил»

«Сыр выпал…»      «Уж сколько раз твердили миру…»   

На заключительном этапе урока  «Работа с текстом после чтения»:

- Проблемный вопрос ко всему тексту.

 «Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

- Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам»

                                                                   «На языке медок, а на сердце - ледок»

                                                                   «У лести нет чести»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения  с использованием технологии продуктивного чтения

УМК «Начальная школа 21 века

Класс: 3

Тема: Басни. Иван Андреевич Крылов «Ворона и Лисица»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1этап 

Работа с текстом до чтения.

Организует прогнозирование содержания произведения.

Первая группа по иллюстрации   высказывает  свои предположения о том, что может произойти в тексте? 

Вторая группа, используя ключевые слова  (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает  свое предположение о происходящих событиях.

Третья группа высказывает  предположения, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору. 

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, ключевых слов, использовать

читательский опыт.

Коммуникативные:

умение работать в группе, слушать и понимать речь других; умение строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом произведения.

Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 

2 этап

Работа с текстом во время чтения

1.Самостоятельное чтение текста.

2.Перечитывание текста. «Диалог с автором»

 - Вопросы к автору.

Организует самостоятельное чтение произведения.

Организует  анализ произведения.

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Что заставило Лисицу льстить Вороне?

- Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны.

-Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает?

- Кому из главных героев подходят для описания  слова?  

-Почему автор называет Лису плутовкой?

Предлагает разделить

текст на части: завязка, кульминация, развязка, мораль;

 составить план текста словами из басни.

 

 Самостоятельно читают текст.

Перечитывают текст, находят ответы на поставленные вопросы, выборочно перечитывают текст, отвечают на вопросы.

Делят текст на части, подбирают заголовки к частям. Описывают персонажей произведения.

Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: умение понимать точку зрения автора,  самостоятельно использовать различные виды чтения. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, высказывать свою точку зрения. Умение выразительно читать, пересказывать текст.

Регулятивные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план),

находить ответы на вопросы в тексте.

3 этап

 Работа с текстом после чтения

- Проблемный вопрос ко всему тексту.

Помогает выявить концептуальную идею, мораль басни.

-Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

- Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам»

                                                            «На языке медок, а на сердце - ледок»

                                                               «У лести нет чести»

 

-Что высмеивают, обличают басни Крылова? (кого называют «вороной», «лисичкой»)

Выказывают отношение к героям произведения, к их поступкам. Работают с пословицами, обобщают, делают выводы.

Регулятивные:

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные: умение выявлять сущность, особенности произведения.

Метапредметные: умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умение ориентироваться в нравственном содержании произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников.

Технология продуктивного чтения-технология деятельностного типа, способствующая формированию познавательных и коммуникативных УУД  у младших школьников....

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД в начальной школе.

Статья посвящена описанию технологии на уроках литературного чтения в начальной школе....

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД

Текст и презентация выступления по теме "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД" на внутришкольном собрании учителей....