Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД
методическая разработка по математике на тему

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

  Технология продуктивного чтения    как средство формирования УУД

I. Актуальность.

На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Поэтому, чаще всего на уроках литературного чтения, я стараюсь в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности  (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

 

II.  Теоретическая часть.

1.    Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

 

Достижение этой цели предполагает решение следующих   задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  1. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
  2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  3.  Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.  

 

 

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

 

 

 

III.  Практическая часть

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

    Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)

Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе

« Е. Чарушин. Страшный рассказ» («Школа России»):

- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?  - Кто он может быть по профессии? (Писатель).

Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя.

 Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они?(О животных) – В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)

Записываю на доске предположения

 - О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

 (О животном) Записываю предположения на доске

I этап: Работа с текстом до чтения(антиципация):

- Давайте прочитаем, как Е. Чарушин назвал свой рассказ.

- Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?

Высказывания детей записываются на доске.

«Стратегия ключевых слов» Фразы на доске.

•         Шура и Петя остались одни;

•         у самого леса;

•         ни папы, ни мамы;

•         темно;

•         не страшно, не боялся;

•         кто-то топает;

•         закрылись с головой;

•         прижались друг к другу;

•         пришли (родители);

•         зажгли;

•         ёжик

 

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? 

Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.

Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

II этап: Работа с текстом во время чтения:

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя.

Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

 «Чтение вслух с остановками».

После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. Например,

- Почему мальчики остались одни?

- Для чего автор описывает место, где происходило событие?  (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)

Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

-Кто по стене может ползать?

 - Как вы думаете, дети сразу уснули?

- Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать?(Разговаривать)

Прочитайте разговор мальчиков.

 - О чём говорили дети?

- На самом деле им было страшно?

- Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)

Словарная работа (по ходу чтения):

 - Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)

-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

- Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Почему мальчики спрятались?

-Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)

 - И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)

Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.

 - Кто испугал ребят? (Ёжик)

- Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа)

- Что вы знаете о ежах?

 - Чем полезны ежи?

- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

Прочитаем вслух цепочкойЧтение двух абзацев цепочкой с остановками.

Да это ёжик!

Как мы будем читать это предложение?

Выберите варианты:

Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен  лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

- Почему ёж навестил ребят ночью?  (Ночной житель)

- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

 - Как бы вы поступили с ежом? 

Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.

- Какие непонятные слова встретились?

Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана

Чтение теста вслух с остановками до конца

…, прочитай текст до конца.

- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?

Почему ёж свернулся шариком?  Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)

- Как поступили с ежом мальчики? 

 - Почему его уже потом никто не боялся?

- Почему ёж остался жить с ребятами на даче?

- Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?

III.  Работа с текстом после прочтения:

 - Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите.

 (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)

Проблемный вопрос:- Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые?

 (Они храбрятся, не показывают страх).

 - Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим: 

ТОН – спокойный или взволнованный,

ТЕМП – быстро или медленно, или не спеша,     

 ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

- Как же автор относится к своим героям?

(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть  свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.)

- Что такое смелость?

 Смелость – это способность перебороть страх.

- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?

- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

Знакомство с творчеством Е. И. Чарушин

IV. Заключение

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии  продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания и может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и т.д.

Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает педагогу в решении задач ФГОС, поскольку обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору); активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого; постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы

к  тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом); осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Технология продуктивного чтения или формирование типпа правильной читательской деятельности.

Выступление перед учителями и воспитателями детских садов на тему "Технология продуктивного чтения"...

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Мастер - класс "Технология РКМЧП как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС", презентация

Мастер - класс состоит из трёх частей: научная , практическая, рефлексия.Даются определения  критического мышления, технологии критического мышления, приёмы и стратегии технологии.  Предлага...

Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не тол...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...