Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции младших школьников в рамках ФГОС
учебно-методический материал по чтению

Реутова Елена Викторовна

Цель этапа работы над произведением после прочтения  – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечение углублённого восприятия и понимания текста. Данный материал содержит приемы работы на уроках  после чтения произведения
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап «Работа с текстом после чтения»

Цель данного этапа работы над произведением – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечение углублённого восприятия и понимания текста.

Работа с текстом после чтения включает в себя

1.Концептуальную (смысловую) беседу по тексту.

Одним из самых эффективных послетекстовых приемов является «Вопрос-ответ»

 Цель данного приема – обучение пониманию текста.

От остальных он отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Ответ на вопрос может быть в тексте или в слове читателя. Если ответ в тексте, то необходимо найти его в одном предложении текста или нескольких частях текста.  Такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. Если же ответ находится за пределами текста, то  читатель ищет его в своих знаниях, опирается на собственный опыт. (Видео)

2. Знакомство с писателем.

 В данной технологии Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. 

На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Дети предлагают свои варианты заглавия текста и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой и главной мыслью.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы) 

Обратим внимание на некоторые приемы, которые помогают не только усвоить прочитанное, но и развивают критическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию.

Одним из таких приемов является «Синквейн» -это пятистрочная стихотворная форма, которая позволяет кратко и выразительно охарактеризовать героя.

Синквейн развивает умение выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.

Структура синквейна:

  • Существительное (тема).
  • Два прилагательных (описание)
  • Три глагола (действие).
  • Фраза из четырех слов (описание).
  • Существительное (перефразировка темы).

Также творческим заданием является преобразование текстовой информации литературного произведения в графическую. Она позволяет учащимся осмыслить материал на новом уровне, повышает их познавательный интерес, помогает систематизировать и структурировать знания.

Некоторые виды графических моделей:

 «Ментальные карты»

Ментальные карты – это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны – например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста. Ментальные карты активируют память. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Одним из эффективных приемов  работы с современными детьми, у которых преобладает клиповое мышление является прием арт-технологии

«Коллаж».

Приём коллажа помогает активизировать не только интеллектуальную деятельность ребёнка, но и включить его в творческий процесс, улучшить эмоциональную атмосферу обучения, реализовать индивидуальный подход к учащимся. Картинка

«Кластер».

 Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Кластеры используются для структуризации и систематизации материала КАРТИНКА, ВИДЕО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.

Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Формирование исследовательской компетенции младших школьников в рамках ФГОС. Опыт работы.

Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями.  Задача образования: в информационном обществе – воспитать ученика, обладающ...

Методическая разработка Формирование ИКТ компетенций младшего школьника в рамках ФГОС путём вовлечения в проектную деятельность с использованием сетевого общения

Современный мир развивается очень быстро.  Практически каждый день совершаются новые открытия и  даются новые технологии, которые сразу же берут на вооружение коммерческие и некоммерческие о...