«Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников в рамках ФГОС »
статья на тему

Афоненкова Наталья Николаевна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников в рамках ФГОС »

Афоненкова Наталья Николаевна

    учитель начальных классов

МБОУ Гимназия №6 города Тихорецка

            Чтение является универсальной техникой получения знаний, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Современное  общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

         Основные методики работы над формированием осознанного чтения  были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя.  Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм.  Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями.  Созданная  Ушинским  система получила  название «Объяснительное чтение».

Последователи  К.Д.  Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность.

          Оригинальную  методику нового подхода к обучению чтению разработал русский языковед С. И. Абакумов («Творческое чтение», 1925). Большинство его идей актуальны  и  сегодня.  Среди них такие идеи, как идея о необходимости «активного» чтения, творческого усвоения текста, идея о различном методическом подходе к чтению деловых и художественных текстов, идея о методах ведения беседы в форме «вопрос-ответ» и многие другие.

          В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая, на наш  взгляд,  в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.

Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е. В. Бунеева  и  О. В. Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Именно поэтому основу уроков литературного чтения педагогов Гимназии № 6 составляет технология формирования типа правильной  читательской деятельности, которая является единой в Образовательной системе «Школа 2100» для всех дисциплин. Эта технология направлена на формирование познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, развивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, извлекать информацию из текста - создает базу для развития умений и навыков гибкого чтения, которое предусмотрено в основной школе.

Педагоги Гимназии остановились на одном направлении – работе с младшими школьниками над смысловым (продуктивным) чтением, целью которого является обеспечение понимания текста детьми за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. На каждом этапе решаются свои задачи. Задача этапа работы с текстом до чтения – вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию, во время чтения – обеспечить полноценное восприятие текста, после чтения – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Учителя, использующие технологию продуктивного чтения в своей практике, однозначно сходятся во мнении, что  она очень эффективна. Прежде всего, она обеспечивает высокую активность детей. Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Технология продуктивного чтения прописана в методических рекомендациях ко всем урокам ОНЗ (открытия новых знаний), однако, текст предлагаемых  диалогов, как правило, претерпевает ряд изменений при подготовке к уроку. Приходится учитывать уровень подготовленности класса, социальный состав семей, ситуации на уроке, настроение, погоду. Постоянно находишься в поиске более удачных педагогических решений. Своим опытом  делюсь со своими коллегами. Нами разработаны и проводятся уроки по данной технологии, которые помогают активизировать учащихся, создают положительную устойчивую мотивацию к обучению.

Методы  работы по формированию смыслового чтения.

  1. Активная работа со словом.

Без внимательной   работы со словами  не может быть понимания текста. Словарная работа  должна  вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание.  Словарную  работу  можно  разделить  на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами:

начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает,  что в тексте есть непонятное для него слово.  Такое слово проскальзывает  в контексте, оставляя иллюзию понятности. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том,   чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению. На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать  чтения для выяснения непонятных детям слов.  Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова.  После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

- работа со словами-ключиками:

особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.    Почему они так называются? Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

- работа со словами образами:

знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении.  Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным. Вначале основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств. По мере развития читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства. Однако цель обучения должна оставаться прежней: показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться» с текстом.

  1. Применение метода «ведение диалога с текстом».

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции.   Если говорить о целенаправленном  использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если  читатель  владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

Современные методисты  считают метод «диалога с текстом»  наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании.  После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Прогнозирование  содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Чтобы «разговор с текстом» состоялся, нужна определенная логическая модель его осмысления. В качестве таковой может стать следующая цепочка работы с художественным текстом по эпизодам: чтение — вопрос(ы) — предположение — чтение следующего эпизода.

Пусть дети на какое-то время, выдвигая свои предположения, идентифицируют себя с героем произведения. Это им поможет в дальнейшем глубже понять данную ситуацию, детальнее ее проанализировать.На этапе «разговор с текстом» младшие школьники эмоционально оценивают ситуацию, соотносят ее со своим жизненным опытом. Это происходит при чтении каждого эпизода.

Дети должны учиться самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.

Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом – останавливаться чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – проверку прогнозов детей.

  1. Развитие  читательского  воображения.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

           Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

           Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

          Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения.   По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.

Актуальность педагогического опыта.

Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.

На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной!

Международные исследования показали, что большинство детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов, в то время как современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Применительно к школьной практике, в последние годы наблюдается рост числа обучающихся имеющих логопедические нарушения. В моём классе их число составляет 14 человек (55 %). Также при исследовании класса было выяснено, что 40 % родителей не читают книг и не показывают детям собственным примером важность чтения. 48% 76 обучающихся затрудняются в выделении главного в тексте, а 20 % не могут выделить главное вообще. Было выявлено, что 36 % семей моего класса не имеют домашней библиотеки, как детской, так и взрослой.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения.

Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Научность в представляемом педагогическом опыте.

Федеральные государственные требования к структуреосновной общеобразовательной программы школьного образованиясреди десяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг». С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и пониманияпрочитанного текста, «переживания»произведения искусства читателямиразных возрастов.

В методике литературного образования (В.В. Голубков, Н.И. Кудряшёв,Н.О. Корст, О.И. Никифорова,Н.Д. Молдавская, З.И. Романовская,В.Г. Маранцман, Т.Д. Полозова,О.Ю. Богданова и др.) под восприятием произведений искусства понимается деятельность, в которой синтезируются как процессы мышления, памяти, воображения, так и эмоциональной сферы ребёнка. Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении насебя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия. Понимание текста – ещё одно качество читателя, с одной стороны, несущее на себе возрастную специфику, сдругой стороны, развивающееся (заредким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейныеили совместные чтения, занятия почтению и т.п.). Недооценка подобнойдеятельности на ступени школьного образования нередко приводит к тому, что в школе ребёнок, втой или иной степени владеющий техникой чтения, т.е. умеющий артикулировать написанное, но, возможно,потерянный для чтения (читать нелюбит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с реальностью или миром литературного произведения). Именно полноценное для конкретного читателя восприятие и понимание текста называют основным«продуктом» чтения любого текста.

Технология продуктивного чтения опирается на «природосообразную теорию формирования типа правильной  читательской деятельности, или теорию формирования читательской самостоятельности» (Н.Н. Светловская).

Только обеспечивая в педагогически организованном процессе деятельности чтения (сначала – чтения-слушания и только потом – самостоятельного чтения) полноценное для конкретного читателя (в том числе и школьника)полноценное восприятие и понимание любого текста, можно формировать уребёнка потребность в чтении, развивать его эмоционально, эстетически и т.д. В то же время полноценное восприятие и понимание возможны только при условии присвоения читателем соответствующих методик и приёмов чтения.

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Основу моих уроков литературного чтения составляет технология формирования типа правильной  читательской деятельности, которая является единой в Образовательной системе «Школа 2100» для всех дисциплин. Эта технология направлена на формирование познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, развивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, извлекать информацию из текста - создает базу для развития умений и навыков гибкого чтения, которое предусмотрено в основной школе.

В ежедневной подготовке к урокам литературного чтения мне помогает схема проектирования уроков:

1.Чтение текста самим учителем в момент подготовки к уроку «свежим взглядом» с вычитыванием трех уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

2.Определение художественной задачи текста (мотива, который побудил автора к написанию произведения, замысла, жанра текста).

3.Формулирование конкретных учебных целей именно этого урока (для учителя и для учеников).

4.Формулирование темы урока (а не название того, что читаем), исходя из художественной задачи текста и целей урока.

5.Обдумывание этапа антиципации.

6.Выбор вида первичного чтения.

7.Выстраивание этапа перечитывания (сколько раз, зачем, какие приемы анализа используем на каждом этапе).

8.Продумывание обобщающей беседы с постановкой главного смыслового вопроса.

9.Продумывание этапа работы с текстом после чтения

10.Выбор домашнего задания.

Работая по этой схеме из урока в урок, я поняла, что действительно приближаюсь с детьми к грамотному смысловому чтению – к продуктивному чтению. Дети учатся воспринимать и понимать текст так, как задумал автор, опираясь на вычитывание трех видов информации: фактуальной (то, о чем говорится в тексте в явном виде), подтекстовой (то, о чем говорится в неявном виде, «между строк», о чем грамотный и внимательный читатель догадывается из подтекста, включая свой жизненный опыт), концептуальной (в которой скрыт основной смысл текста, отражающий замысел автора).

Вычитывание трех видов информации ведет к определению художественной задачи текста и к вершине осмысленного чтения – к пониманию концепта произведения – то есть основной мысли, идеи текста.

Рассмотрим, как работает данная технология на конкретных примерах.

Первый этап - работа с текстом до чтения. Цель этапа - прогнозирование содержания текста. Главная задача учителя – вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию.

Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения, возможно, и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.

Предлагаю пример работы с текстом до чтения на иллюстрации к произведению В. Драгунского «Сестра моя Ксения», учебник литературного чтения «Капельки солнца» 1 класс:

-Можно ли предположить по рисунку, кто герои этого произведения? (Скорее всего, ребята скажут, что  герои произведения папа и сын)

-А может быть это учитель и ученик?

-Одинаковое ли у них настроение? Каким изображен мальчик? Почему он сидит на окне?

-Что обрадовало папу?

-А теперь узнаем фамилию автора рассказа – Виктор Драгунский. Что еще нам стало понятно в иллюстрации? (Мальчика зовут Дениска Кораблев. Это герой многих произведений Драгунского). Истории о Дениске всегда интересны. Захотелось прочитать новую?

            В 3-4 классах прием антиципации идет, в основном, с опорой на фамилию автора, название произведения, так как иллюстраций в учебниках становится меньше.

Учебник литературного чтения 4 класса «В океане света», рассказ М.Пришвина «Изобретатель»:

-О чем может быть рассказ, написанный М. Пришвиным?

-А кто такой изобретатель?

-Почему слово «изобретатель», вынесенное в название рассказа, Пришвин взял в кавычки?

-Кто же в природе может быть изобретателем?

               Мотивация к прочтению произведений создана, работа с текстом переходит во второй этап – во время чтения. Цель этапа – понять текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкование, оценку). Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста детьми. В решении этой задачи помогает прием «диалог с автором». Данный прием учит детей видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл), прогнозировать ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы по ходу чтения.

Пример проведения диалога с автором покажу на стихотворении В. Лапина «Утро», учебник литературного чтения «Капельки солнца» 1 класс:

Утром было много чудес: (О чем хочется спросить автора? Каких чудес? А вы как сами ответите? Читаем дальше, проверяем свои предположения)

Появился ветерок – и исчез. (Вот оно – чудо. Читаем дальше, может быть, еще что-то случилось?)

Мыли облаку бока облака -

Стало облако белей молока. (Представили, как мыли облака бока облаку?Интересно, что с ним случилось, где оно испачкалось?)

А потом на небольшой высоте

Самолет один смешной пролетел. (А теперь вы о чем бы спросили автора? Почему самолет смешной? А сами как думаете? Давайте послушаем автора)

Помахал он сверху липам, домам –

И умчался по своим по делам. (Смогли представить этот самолет в своем воображении?)

-Сколько чудес увидел автор? Какие?

Перечислив чудеса, описанные автором, мы вычитали фактуальную, поверхностную информацию. А теперь будем углубляться в текст, вычитывая подтекстовую информацию - неявную, скрытую.

-Автор увидел чудеса. Значит, он оказался в волшебной стране? (Нет) А где? (В обыкновенном городе, потому что читаем о липах, домах, ветерке, самолете).

-А мы с вами могли бы все это увидеть? (Конечно) А сочли бы это чудесами? (Наверное, нет)

-Каким человеком нужно быть, чтоб в обычных предметах и явлениях природы увидеть чудесное? (Фантазером, внимательным, добрым, романтичным, веселым)

-Вот таким человеком мы увидели поэта Владимира Лапина. А что вы узнали про себя, прочитав это стихотворение?

       Вычитав фактуальную и подтекстовую информацию стихотворения, выводим ребят на понимание концепта произведения – главной идеи.

-Чем поэт хотел поделиться с вами, маленькими читателями, написав это произведение? (Чудеса можно увидеть повсюду, но для этого самому нужно быть внимательным, фантазером, добрым, с открытой душой).

             Цель третьего этапа работы с текстом после чтения – скорректировать читательскую интерпретацию авторским смыслом. Задача учителя на этом этапе – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста детьми. На этом этапе уместны задания творческого вида.

1.Возвращение к иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом? точен ли художник в деталях? совпадает ли его видение с вашим? Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание и достичь понимания на уровне основной мысли произведения.

2.Повторное обращение к заглавию произведения: беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора, смена заглавия.

3.Осмысление содержания: рассказ о герое, событии, авторе, выборочный, краткий пересказ, составление плана.

4.Реакция на художественную форму: стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент.

5.Эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства – музыкой, живописью.

6.Сфера воображения: творческий пересказ от лица героев, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование.

Домашнее задание обычно предлагаю вариативное. Детям очень нравится прием «Кубик Блума». На гранях обыкновенного детского кубика написаны начальные слова заданий: «почему?», «объясни», «назови», «предложи», «придумай», «поделись». Приведу пример творческих заданий с использованием кубика Блума по стихотворению В. Лапина «Утро»:

        Дети по вариантам кидают кубик, выпавшая грань – творческое домашнее задание: подготовь ответ на вопрос – почему высота, на которой пролетел самолет, небольшая? почему он помахал липам, домам? Объясни, как появляется ветерок. Назови героев других произведений, которые могут совершать чудеса. Предложи свое название стихотворению. Придумай продолжение истории о самолете. Поделись своим увиденным обыкновенным чудом.

         Использую в работе разработанные мною наборы предложений для развития способности вычитывания фактуальной и подтекстовой информации .

Приём комментированного чтения также подробно описан авторами технологии. Происходит он во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение в текст и «вычитывание» в нём автора. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию, делает её более яркой и эстетичной. Он ни в коем случае не должен превращаться в беседу. Хочу привести пример такого комментирования на уроке при изучении рассказа Б.Емельянова «Игра»:

Слава приходит к человеку по-разному. («Что это значит – приходит слава»?То есть известным, знаменитым человек может стать по-разному.) Много книг написал Аркадий Гайдар, но и сам он не знал – хорошей или плохой получилась книга о Тимуре. Когда повесть стала печататься в «Пионерской правде», Гайдар уехал из Москвы. (Как вы думаете почему?) Он устал.(Вот ответ на наш вопрос.) Ему хотелось отдыхать: лежать, гулять, ни о чём не думать. В  Клину, дома, он обошёл комнаты. Взял со стола чернильницу, ручки, перья и вышел во двор. Чернила он вылил под забор, ручки и перья закопал во дворе и повесил на воротах объявление: «Здесь живут охотники и рыбаки, а писатели здесь не живут».

Гайдар не искал славы. (То есть он не стремился стать известным, знаменитым). Он у себя в огороде собирал огурцы к обеду, когда слава сама постучалась к нему в ворота. (Интересно, кто это?Какая она слава?) (Предположения  учеников.)

- Входите! – крикнул Гайдар, и в калитку протиснулась маленькая сморщенная старушка. – Входи, бабушка, - повторил Гайдар. – Тебе кого надо?

- Тебя и надо, - сказала бабушка и стала спокойно и внимательно, разглядывать Гайдара. Она обошла его с левой стороны, оглядела орден и потрогала рукав гимнастёрки. ( Почему старушка так себя ведёт) (Предположения учеников)

Выводы.

 На основании анализа деятельности по данной проблеме и результатов проведенных мониторинговых исследований можно сделать следующие выводы:

Начальная школа формирует младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно - эстетическим , художественным , эмоциональным развитием .

Предложенная система применения приемов продуктивной работы с текстом на различных этапах уроков литературного чтения способствует формированию читательских и речевых умений, так как повысится уровень мотивации чтения, по результатам исследования большинство учащихся в классе имеют высокий уровень литературного развития.

Список используемой литературы и интернет-ресурсов.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://standart_edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=959

2.                Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – Москва, 2009

3.                Бунеева Е.В. Технология работы с текстом (технология формирования типа правильной читательской деятельности). http://www.school/2100.ru/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf

4.                Граник Г.Г. и др. Когда книга учит. – Москва, 1991

5.                Чиндилова О.В. Обучение вдумчивому чтению. // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. - №5

6.                Школа как территория чтения. Сборник статей/Сост. Волков С.В. – Москва, 2008

7. http://nsportal.ru/

8. http://rus.1september.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....

Статья "Формирование читательской компетенции у младшего школьника"

Как  сформировать  читательскую компетенцию у младшего школьника   посредством технологии продуктивного чтения...

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Формирование читательской компетенции у младших школьников.

Выступление на МО с докладом "Формирование читательской компетенции у младших школьников"...

Развитие коммуникативной компетенции у младших школьников в рамках ФГОС

Развитие коммуникативной компетенции у младших школьников...