Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".
методическая разработка по чтению на тему

Ворошилова Валентина Владимировна

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном вебинаре

 «Формирование читательской компетентности младших школьников»

 с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ Междуреченская СОШ: В.В.Ворошилова

Читать – это  

ещё ничего не значит;

что читать и как понимать 

прочитанное – вот в чём главное

К.Д.Ушинский

   

Добрый день, уважаемые коллеги!

В качестве эпиграфа своего выступления я взяла слова К.Д.Ушинского. Проблема формирования навыков чтения, волновала педагогов всегда, поскольку от этого зависит успешность обучения на всех ступенях образования.

Приоритетной целью современного обучения литературному чтению в начальной школе является: формирование читательской компетентности младшего школьника; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Эффективной технологией по формированию правильной читательской деятельности является технология продуктивного чтения. На протяжении пяти лет учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ активно работают по внедрению данной технологии на различных уроках и внеурочных занятиях. Сегодня я поделюсь положительным опытом по формированию читательской компетентности учащихся на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»).

С введением данного курса перед педагогами встала проблема: как интересно, доступно, эффективно организовать деятельность обучающихся при рассмотрении непростых нравственных понятий через чтение и осмысление текстов, составленных протодиаконом А.Кураевым. Для решения данной проблемы и формирования правильной читательской деятельности мною была успешно апробирована технология продуктивного чтения. О чем свидетельствует мониторинг достижения личностных, предметных и метапредметных результатов у моих выпускников, обучающих 10 и 6  классов; высокие результаты по олимпиаде «Основы православной культуры».

Рассмотрим, как можно провести уроки ОРКСЭ в технологии продуктивного чтения. Структура урока может выглядеть следующим образом:

  • Мобилизующий этап;
  • Вводно-мотивационный этап;
  • Работа с текстом до чтения. Прием «Антиципация». Самоопределение к деятельности. Лексическая работа;
  • Работа с текстом во время первичного чтения. Комбинированное чтение. Прием «Чтение с остановками»;
  • Валеологическая пауза;
  • Работа с текстом после чтения. Самостоятельная работа в группах. Творческая работа;
  • Итог урока;
  • Рефлексия.

На вводно-мотивационном этапе применяю прием «Яркое пятно».

- Прочитайте небольшой рассказ и подумайте, как можно назвать поступок солдата:

Во время русско-турецкой войны1877-1878гг в плен к туркам попал русский солдат. Враги велели ему снять нательный крест и отказаться от веры в Христа. За что обещали сохранить ему жизнь. Солдат отказался. Тогда турки решили бросить его в яму с голодными крысами. Но солдат схватил своих врагов и вместе с ними прыгнул в эту яму. Он погиб от сильного удара, крысы его не тронули. А палачей съели крысы.

Затем педагог вовлекает учащихся в диалог

- Как можно назвать поступок солдата?

- Могут ли такие поступки совершать люди в наше время?

- Да, могут. Пример тому – поступок  русского солдата Жени Родионова, который также не стал снимать нательный крест и не отказался от православной веры.

- Верующие христиане очень дорожат крестом, потому что любят Бога.

- А как Бог доказал свою любовь к людям?

-Какие синонимы можно подобрать к слову Христос? (Бог, Творец, Спаситель, Спас.)

- Как вы думаете, Христос и крест связаны? (Высказывают предположения).

На следующем этапе «Работа с текстом до чтения» эффективным для формирования грамотного читателя является прием «Антиципация».

- Обратимся к высказываниям древних мудрецов, живших в разные времена, в разных землях:

  • Гималайский Будда учит: «Не делай другим того, что сам считаешь злом»;
  • Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведет к счастью»;
  • Первопророк Индии Ману вывел закон: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

- Ребята, что общего у этих высказываний? (- Смысл одинаковый: о добре; не надо  делать зло другому человеку.)

- А как вы думаете, в православии есть похожие правила?

-Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

На этапе «Работа с текстом во время первичного чтения» организую комбинированное чтение и предлагаю подумать над вопросами:

1. Что вас особенно поразило, восхитило, удивило, огорчило?

2. Почему статья так называется?

3. Подтвердились ли ваши предположения?

Активно применяю прием «Чтение с остановками», так как целесообразнее для лучшего понимания смысла статью разделить на микротемы. Во время чтения и осмысления прочитанного учащиеся заполняют предложенные таблицы, схемы, модели:

Вопрос

Светская  этика

Религиозная этика

Кто определяет, что такое добро, а что   такое зло?

…сам человек

…Бог

Перед кем человек отвечает

 за свои  поступки?

…перед людьми

…перед Богом

Во время работы с текстом после чтения учащиеся вовлекаются в творческую деятельность по содержанию статьи:

         иллюстрирование, изготовление  карт, схем, макетов;

         синквейн;

        составление диафильма по тексту;

        творческий пересказ;

        чтение по ролям;

        рассказ о герое, событии;

        составление плана, структурной модели текста;

        постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы  

        учителя;

        инсценировка и обсуждение текста «Кто осёл?»

     Один из приятелей пришел к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:

- Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

- Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? – спросил приятель.

- Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал свое имя! – воскликнул Афанди.

Мини-сочинение на темы: «Как я понимаю высказывание «Каждый несет свой крест»; «Золотое правило этики».

Таким образом, на уроках ОРКСЭ формируются на каждом этапе развития читательской компетентности учащихся следующие универсальные учебные действия:

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных  произведений, к их поступкам;
  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и  учителя.

Считаю, что интерес к чтению возникает, когда учащийся свободно владеет осознанным чтением; у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Представленный мною опыт является одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе.

Спасибо за общение, уважаемые коллеги. Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....

Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления

Выступление на РМО по теме "Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления" ( + фрагмент урока)...

Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения

Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...

Статья "Формирование читательской компетенции у младшего школьника"

Как  сформировать  читательскую компетенцию у младшего школьника   посредством технологии продуктивного чтения...

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...