Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД
материал на тему

Текст и презентация выступления по теме "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД" на внутришкольном собрании учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnoe_chtenie.pptx639.61 КБ
Microsoft Office document icon produktivnoe_chtenie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №21 Павлова Ольга Ивановна Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД

Слайд 3

Технология продуктивного чтения это технология, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору с помощью конкретных приёмов чтения.

Слайд 4

Этапы работы с текстом I этап. Работа с текстом до чтения II этап. Работа с текстом во время чтения III этап. Работа с текстом после чтения

Слайд 5

I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения) Постановка целей урока

Слайд 6

II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста Перечитывание текста Анализ текста Беседа по содержанию текста Выразительное чтение

Слайд 7

Комментированное чтение Озвучивают текст дети, а комментирует учитель Суждения детей не оставлять без внимания Комментарий краткий и динамичный Комментарий не должен превращаться в беседу Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо

Слайд 8

Способы прерывания чтения ребёнка рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком) включение воображения детей сам вопрос, который максимально «свернут», сжат ( «Догадались почему?», «Почему именно …» )

Слайд 9

Последовательность действий обучения диалога с автором Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. Включать творческое воображение учащихся. Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения . Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

Слайд 10

III этап. Работа с текстом после чтения Смысловая беседа по тексту Знакомство с писателем Работа с заглавием, и обсуждение его смысла Творческие задания

Слайд 11

Технология продуктивного чтения способствует Формированию техники чтения и приемов понимания и анализа текста с одновременным развитием интереса к самому процессу чтения, потребности читать; Введению детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, формированию их эстетического вкуса; Развитию устной и письменной речи, овладению речевой и коммуникативной культурой; развитию творческих способностей детей; Приобщению к литературе как искусству слова и практическому ознакомлению с теоретико-литературными понятиями.

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Слайд 13

Интернет – ресурсы: Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ шаблон http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/28257045.955/0_82f38_c3c8d96f_XL.png свиток http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png фон http://24.media.tumblr.com/tumblr_lce2h9bo3s1qc05pbo1_500.jpg чернильница http :// www . gasi . archives 21. ru / pics / baneri /% D 0% E 0% E 4% E 8%20% E 6% E 8% E 7% ED % E 8%20% ED % E 0%20% E 7% E 5% EC % EB % E 5/ CD _ kalend / images /% C 2% EE % F 1% EF % EE % EC % E 8% ED % E 0% ED % E 8% E 50. jpg перо http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/66124276.3c/0_69b95_7caac33a_L.png книга http://s3.uploads.ru/5o8gm.png рамка Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы [ Электронный ресурс]. – http:// www.edu.ru http:// 122.72.0.6www.openclass.ru/node/361918 структура урока http:// gigabaza.ru/doc/66890.html (дата обращения: 16.10.14.)



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД.

СЛАЙД 1.

Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

 

Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе.

СЛАЙД 2.

Вот почему «Технология продуктивного чтения»  приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.   

   СЛАЙД 3

 Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору с помощью конкретных приёмов чтения.

Эта технология направлена на формирование познавательных  и коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.   Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.

СЛАЙД 4

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

СЛАЙД 5

Рассмотрим каждый этап в структуре урока.

I этап. Работа с текстом до чтения

Цель этого этапа – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию

прочитать книгу.

  Перед чтением любого произведения мы применяем приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаем сначала ориентировочные действия: рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения. Эти приёмы будут представлены сегодня  уроках.

Данный этап завершается  постановкой целей урока с учетом общей  готовности учащихся к работе. На основании увлекательной поисковой работы, школьники сами формулируют тему урока.

Определить тему можно разными способами, которые формируют познавательную УУД (деятельность). Сегодня учащиеся  4 класса название произведения узнают, исключив слова. Второклассники  «выйдут на тему», работая с выставкой книг. Учитывая тему и используя заранее подготовленные опорные фразы, ученики определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.  

СЛАЙД 6.

  II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель данного этапа – понимание текста и создание его читательской интерпретации

(истолкования, оценки). Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

На этом этапе идёт

  1. Первичное чтение текста.  Здесь можно предложить самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. После чтения - выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Затем идёт перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

      3. Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю  приемы  работы:

1) выделение ключевых слов;

2) беседа;

3) составление плана;

4) построение структурной модели текста;

5) наблюдение над системой образов (в 3–4м классах, без введения понятия);

6) комментированное чтение;

7) диалог с автором через текст

Здесь перечислены далеко не все приемы анализа текста, их значительно больше и определяются они художественной задачей текста, его жанровой спецификой.

   Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору». Вместе с тем технология формирования типа правильной читательской деятельности предполагает использование этих приемов при анализе текста  как основных. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».  На  втором  этапе работы  с текстом  в ходе  перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором.  В этом случае  помогает прием комментированного чтения.

СЛАЙД 7 .

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

А). Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

Б). Однако, если в ходе комментария  учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания.  

В). Комментарий должен быть кратким и динамичным.  Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми.

Г). Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

Д). Комментируется  текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка,

 СЛАЙД 8 используя следующие способы прерывания чтения ребенка:

рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком),

включение воображения детей,

 сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»).

Что такое диалог с автором? Это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение. Как учить детей вести диалог с автором? Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.

СЛАЙД 9.

При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий.

1) Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события.

           3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными: на выяснение причинно-следственных и других связей; на обоснование, аргументацию, доказательство; оценочные; формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

         4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

    Диалог с автором используется при анализе не всех произведений.   Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа.

    4Следующий этап работы с текстом - это беседа по содержанию текста, где идёт обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

        И в конце - выразительное чтение.

СЛАЙД 10.

Следующий этап (3). Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача учителя  – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

На этом этапе проводится

  1. Смысловая  беседа по тексту. Можно использовать: коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских истолкований  произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста.
  2. Знакомство с писателем. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.  
  3.  Работа с заглавием, и обсуждение  его смысла. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

         4.Учащихся очень привлекают творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

«Литературное чтение»  предлагает учителю богатый выбор творческих  заданий: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства. Развитию творческого воображения способствуют такие задания, как составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация.

Учитель выбирает творческие задания, учитывая:

– художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование.);

Необходимо учитывать

– особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);

Так же творческое задание зависит от

– учебных  задач  урока  (например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Построение такого урока требует от учителя не только знаний данной техники, но большой любви учителя к литературе и чтению.          

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер.  Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

СЛАЙД 11.

Таким образом, технология продуктивного чтения способствует:

  1. Формированию техники чтения и приемов понимания и анализа текста с одновременным развитием интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. Введению детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, формированию их эстетического вкуса;
  3. Развитию устной и письменной речи, овладению речевой и коммуникативной культурой; развитию творческих способностей детей;
  4.  Приобщению к литературе как  искусству слова и практическому ознакомлению с теоретико-литературными понятиями.    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников.

Технология продуктивного чтения-технология деятельностного типа, способствующая формированию познавательных и коммуникативных УУД  у младших школьников....

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД в начальной школе.

Статья посвящена описанию технологии на уроках литературного чтения в начальной школе....