Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе
материал

Сак Светлана Владимировна

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, которое успешно реализуется в технологии «Обучение в сотрудничестве».

Технология обучения в сотрудничестве – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.02 МБ
Файл пояснительная записка100.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №16» г. Березовский Сак Светлана Владимировна, учитель начальных классов Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе

Слайд 2

Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию личностно-ориентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС второго поколения .

Слайд 3

Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили , Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет . В педагогике мира в 1980-е годы идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов ( университет Джона Хопкинса – Р. Славин , университет Миннесота Р. Джонсон и Д. Джонсон, Калифорния – группа Дж. Аронсона) Из истории Технология сотрудничества- коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, развивает коммуникативные навыки, социализацию , личность ребенка . Целевые ориентиры Обеспечение активности учебного процесса. Достижение высокого уровня усвоения материала. Социализация, формирование коммуникативных умений.

Слайд 4

Технология сотрудничества решает следующие задачи: взаимное обогащение учащихся в группе ; организацию совместных действий, ведущую к активизации познавательного процесса ; коммуникативное общение ; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается его коррекция ; воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

Слайд 5

Принципы сотрудничества Взаимозависимость членов группы , которую можно создать на основе единой цели, которую можно достичь только сообща; Личная ответст венность каждого, успех или неуспех всей группы зависит от удач каждого Общая оценка работы группы Важно , что оцениваются не только знания, но усилия обучающихся.

Слайд 6

Э тапы организации обучения в сотрудничестве I. Подготовка к выполнению группового задания . 1 . Постановка познавательной задачи (проблемы). 2 . Инструктаж о последовательности работы. 3 . Раздача дидактического материала по группам. II. Групповая работа . Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы. Индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. III. Заключительная часть . 1 . Сообщение о результатах работы в группах. 2 . Анализ познавательной задачи, рефлексия. 3 . Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Слайд 7

«Обучение в команде» «Ажурная пила» «Учимся вместе» «Исследовательская работа » Основные варианты организации обучения в сотрудничестве

Слайд 8

1 .« Обучение в команде » ( Student Team Learning ) Делим класс на разноуровневые группы. Группа получает задание. Распределяют на каждого по частям, либо выполняют по «вертушке». Задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Общее обсуждение в классе или индивидуальный тест на проверку и понимание . Формы: п арная индивидуально-групповая командно-игровая

Слайд 9

Материал делим на логические или смысловые части. Каждый получает свою часть, изучает и становится «экспертом» по своему заданию. «Встреча экспертов» из разных команд, но по одинаковому заданию. Возвращение «экспертов» и обучение друг друга по всему материалу. Отчитывается каждый и вся команда в целом. Учитель может спросить одного по любому вопросу. Оценка общая на группу. 2.«Ажурная пила » ( Jigsaw )

Слайд 10

Одно задание на группу, является частью задания общей темы класса. Внутри группы распределяются роли в выполнении задания. В результате работы всех групп достигается усвоение всего материала. 3.«Учимся вместе » ( Learning Together )

Слайд 11

Группы по 6 человек. Подтема на группу. В группе - отдельные задания каждому. Индивидуальная самостоятельная работа каждого. Дискуссия в группах. Составление единого доклада. Презентация доклада перед всем классом. 4 .«Исследовательская работа »

Слайд 12

Виды групповой работы «Мозговой штурм» Игра «Продолжи» «Охота за сокровищами» «Снежный ком» « Пазлы »

Слайд 13

Основные идеи всех вариантов: Общность цели и задач; Индивидуальная ответственность и равные возможности успеха; В основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование; Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу ; Возможность совершенствовать свои собственные достижения.

Слайд 14

Условия эффективного обучения в сотрудничестве 4.Распределение ролей между участниками 3.Формирование г рупп 1. Планирование мест для организации работы 5 .Незаметный , ненавязчивый контроль учителя 2.Психологическая готовность учеников: умение работать с любым партнером, ответственность за себя и за других

Слайд 15

Планирование мест для организации работы: каждый учащийся должен свободно общаться с участниками группы 2. Психологическая подготовка учеников: работать в группе с любым партнером; работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнерами; испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса .

Слайд 16

Правила совместной работы Не говорить всем сразу. Внимательно слушай своего товарища. Говори только по делу, спокойно и ясно. Обращаться друг к другу по имени.

Слайд 17

3.Варианты комплектования групп

Слайд 18

4. Ролевые функции членов группы Начальная школа: 1) Писарь – записывает решение; 2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы; 3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы. Позднее: 4) Планировщик – исследует условия задачи и планирует работу; 5) Исполнитель – осуществляет попытки решения; 6) Критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.

Слайд 19

5 . Незаметный , ненавязчивый контроль учителя Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. Оценивать общую работу всей группы. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Слайд 20

Преимущества и трудности технологии обучения в сотрудничестве Преимущества трудности Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В ыше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний Улучшается психологический климат в классе Развиваются коммуникативные умения Р аботе в сотрудничестве надо научить Организация работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников, следовательно возникают сложности в объективной оценке Высокая наполняемость классов затрудняет деление на группы

Слайд 21

Результативность Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты качественные знания универсальные учебные действия становление характера, мотивов, ценностей

Слайд 22

Учиться вместе не только легче и интереснее , но и значительно эффективнее.



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Берёзовского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

C:\Users\Пользователь\Desktop\рабочий стол (Zavuch3)\Герб школы чистовик.jpg

Технология обучения

в сотрудничестве

как эффективное средство формирования УУД  

в начальной школе

методический семинар

Автор:

Сак Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

Берёзовский, 2019

Однако то, что ребёнок сегодня умеет

делать в сотрудничестве, завтра он

сумеет сделать самостоятельно.

Л. В. Занков

Задача современного педагога-это реализация Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, который направлен на развитие  универсальных учебных действий.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, которое успешно реализуется в технологии «Обучение в сотрудничестве».

Технология обучения в сотрудничестве – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания.

В педагогике  обучение в сотрудничестве является наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения. Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями на высоком уровне, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве:  развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребенка.

Важно учитывать  следующие принципы обучения в сотрудничестве:

1.Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе единой цели, которую можно достичь только сообща;

2. Личная ответственность каждого, успех или неуспех всей группы зависит от удач каждого;

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.

Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса обучения в сотрудничестве:

 I. Подготовка к выполнению группового задания.

    1. Постановка познавательной задачи (проблемы).

    2. Инструктаж о последовательности работы.

    3. Раздача материала по группам.

 II. Групповая работа.

  1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  2. Распределение заданий внутри группы.
  3. Индивидуальное выполнение задания.
  4.  Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).

 III. Заключительная часть.

  1. Сообщение о результатах работы в группах.
  2.  Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  3.  Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

 Технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.

  1. «Обучение в команде».

Особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащими изучению.

Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, совместном решении поставленной перед ними проблемы, поскольку успех команды зависит от вклада каждого.

2. «Ажурная пила».

Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо слушать внимательно друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

3. «Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3 – 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой –то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы, учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения. Роль учителя – контроль.

4. Исследовательская работа учащихся в группах.

Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще этот вариант работы используется в проектной технологии.

Совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно – ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

   Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. При этом в отличие от других технологий обучения учитель является полноправным участником процесса обучения.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей.

После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, полезном ископаемом)

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя, дополнительную литературу, учебник, ресурсы интернета

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии обучения в сотрудничестве у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.   

Приступая к планированию работы в группах, необходимо решить для себя проблему оценивания деятельности учащихся. Важно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Например, при организации работы в группах во время усвоения новых знаний оценивание целесообразно далеко не всегда; если же речь идёт о комплексном применении знаний и умений или систематизации и обобщения знаний и умений, то оценивание работы учащихся просто необходимо.

Безусловно, технология обучения в сотрудничестве имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

-Повышается учебная и познавательная мотивация.

-Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, -некомпетентным в решении каких-то задач.

-В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

-Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

-Хотя ведущую роль играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

-Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

-Организация работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

-При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Предметными результами обучения в сотрудничестве являются качественные знания.

Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

Метапредметные результаты обучения в сотрудничестве – универсальные учебные действия, которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Обучение в сотрудничестве развивает творческие умения, формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивает речь. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.

Личностные результаты обучения в сотрудничестве – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя, воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества  формируют доброжелательность и уважение к людям.

Таким образом, технология обучения в сотрудничестве действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством формирования УУД у младших школьников и тем самым, помогает в реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД в начальной школе.

Статья посвящена описанию технологии на уроках литературного чтения в начальной школе....

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС в начальной школе

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей акти...

«Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе»

Работа соержит: введение, организацию проектной деятельности в образовательном процессе,урочная деятельность, внеурочная деятельность, роль родителей в проектной деятельности в начальной школе, монито...

«Использование технологии решения заданий проблемного, творческого и поискового характера как средство формирования УУД в начальной школе»

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...