Мастер-класс « Вместе не тесно» Тема: Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе
учебно-методический материал по окружающему миру

Сак Светлана Владимировна

Практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_master_klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс « Вместе не тесно»

Тема: Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД  в начальной школе

Цель мастер-класса:

 Организовать деятельность участников семинара или родителей,  в результате которой они познакомятся с данной технологией.

Задачи:

1.  Создать условия для демонстрации технологии обучения в сотрудничестве.

2.  Познакомить с видами групповой работы по данной технологии.

3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путём создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Раздаточный материал:

Ориентировочные карты, листы с заданиями и рекомендациями  для каждой группы

Ход проведения

1. Эмоциональный настрой.

-Я  очень рада видеть Вас здесь. Предлагаю для создания атмосферы доверия и комфорта настроить себя на позитивное сотрудничество, провести упражнение-приветствие «Приветик».

Передайте друг другу «приветик» лёгким пожатием рук. При этом не нужно ничего говорить, а только взглядом проследить за тем как «приветик» движется

 Я передаю свой тёплый дружеский приветик

Надеюсь, что сегодня он сплотит нас, и наша встреча будет плодотворной.

2. Определение темы

 (Слайд № 2)

-Продолжите пословицы

Вместе — тесно, врозь — скучно.

Одному в поле — горе, а вместе всем — раздолье.

В одиночку слабы, вместе сильны

Вместе и огонь не страшен. (морд)

Где лад, там и клад.

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Где дружба и совет — там и свет.

-О какой технологии обучения пойдет речь?

Вашему вниманию  предлагаю мастер-класс: «ВМЕСТЕ НЕ ТЕСНО».

-Посмотрите на свои стульчики. У кого висит значок прошу ко мне.

(Слайд № 3)

- Как Вы думаете, что такое технология обучения в сотрудничестве?

-Выразите в двух-трёх словах и запишите на своих листах под буквой (а). (Задание выполняем индивидуально).

-Объединитесь в произвольные пары и обсудите свои ответы. Запишите под буквой (б) свой вариант (Работа в парах)

-Объединитесь в группы, проделайте ту же самую работу.  (Работа в группах)

-  Сделайте общий вывод по заданному вопросу. Запишите ответ под буквой (в) на ориентировочной карте.

-   Прочитайте, что у вас получилось.

                                                   (Один из членов группы зачитывает свой ответ)  -Спасибо, молодцы!

- Что же такое технология обучения в сотрудничестве?

Давайте посмотрим как раскрывается это понятие в педагогической литературе.

(Слайд № 4)

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели.

(Слайд № 5)

- На данном примере мы показали Вам один из вариантов обучения в сотрудничестве,  который называется «обучение в команде»

Здесь  внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы.

Задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе,

  (Слайд № 6)

На слайде представлены и другие варианты обучения в сотрудничестве.

3.Практическое занятие

-Итак, для дальнейшей работы нам необходимо объединиться в новые группы.Чтобы объединить детей в группы, можно использовать разные способы.

-Какие способы знаете вы?

(Слайд № 7)

Формирование групп разными способами

-  По желанию

-  По выбору педагога

-  Случайным образом

-  По определённому признаку

-  По выбору «лидера»

-Я   предлагаю  вам  один из вариантов.  Я приглашаю по желанию 6 человек.

- Выберите карточку.

Согласно цвету  карточки образуйте группу и соберите слово. Что  у  вас получилось?

(Слайд № 8)

- Назовите тему. Прошу вас садиться на подготовленные места

-Но, перед тем как начать работу, приглашаю из каждой группы по одному участнику, нарисуйте на одном листе бумаги одновременно во весь лист домик и цветок.

-Удобно ли вам было?  Приходилось ли вам общаться? Какие правила вы соблюдали, чтобы работать вместе?

-Обратите внимание на правила групповой работы

 (Слайд № 9)

-Если  работа по технологии обучения в сотрудничестве на начальной стадии, то необходимо сначала научить детей работать совместно соблюдая правила.

-Для успешной работы в группе возможно распределение

ролей. Спикер, писарь, организатор

(Слайд № 10)

  • Организатор (распределяет роли, следит за действиями всех членов группы)
  • Спикер (защита решения, ответа от имени группы)
  • Планировщик (исследует условия задачи и планирует работу)
  • Писарь (записывает решение)
  • Исполнитель (осуществляет попытки решения)
  • Хронометрист (следит за временем)

-Переходим к работе.

-На столах лежат ориентировочные листы с вопросами, на которые надо найти ответы,      материалы для изучения темы

-Ответы фиксируете на своей презентации, заполняете лист самооценивания.

(Слайд № 11)

 (во время работы групп игра с аудиторией игра «Комплимент соседу справа» под музыку «Дружба крепкая не сломается»)

-Посмотрим что  у нас получилось?

 (Команды вывешивают на доску свои проекты и коллажи и защищают их))

- На данном этапе мы использовали вид групповой работы, который называется «Охота за сокровищами»  

(Слайд № 12)

Учитель составляет вопросы. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

(Слайд № 13)

Безусловно, данная технология имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности.

Плюсы:

-Повышается учебная и познавательная мотивация.

-Снижается уровень тревожности учащихся,

-Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

-Хотя ведущую роль играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

-Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

4.Итог

(Слайд № 13)

В заключении хочется поделиться с вами следующими словами:

                 Взмахивая крыльями, каждый гусь создаёт дополнительную подъёмную силу для гуся, летящего впереди. Если стая летит в форме буквы «V», то за день она может преодолеть расстояние, по крайней мере, на 70% больше, чем тогда, когда каждая птица летела бы отдельно.

На  примере нашей работы  мы хотим сказать, что не только на уроке можно использовать данную технологию. Людям и в жизни тоже надо искать пути и способы, как двигаться вместе и сотрудничать друг с другом так, чтобы достичь общей цели быстрее и легче.  Например к конкурсу учитель года

(Слайд № 14)

Каждый раз, когда гусь выходит за пределы   ключа, он чувствует, как трудно лететь против ветра одному, и быстро возвращается в ключ.

Если люди, так же как и гуси, будут сотрудничать с теми, кто идёт в одном с ними направлении, им легче будет преодолевать жизненные препятствия.

(Слайд № 15)

 Спасибо за сотрудничество!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....

Мастер класс "Технология обучение в сотрудничестве"

  В мастер классе представлены  методы и приёмы "Обучение в сотрудничестве"  для эффективной работы на уроке и во внеурочной деятельности....

Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, которое успешно реализуется в технологии «Обучение в сотрудничестве»...

"Педагогическая технология «обучение в сотрудничестве» как эффективный способ социализации младших школьников".

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» для успешной социализации и адаптации учащихся, развития их коммуникатив...