"Педагогическая технология «обучение в сотрудничестве» как эффективный способ социализации младших школьников".
статья

Ляпитова Елена Станиславовна

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» для успешной социализации и адаптации учащихся, развития их коммуникативных и когнитивных возможностей. Как показывает педагогическая практика учиться вместе не только легко и интересно, но и намного эффективнее. В совместном обучении дети достигают не только академических успехов и интеллектуального развития, но через взаимодействие получают нравственное воспитание и развитие коммуникативных способностей.

Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, социализация, коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология «обучение в сотрудничестве» как эффективный способ социализации младших школьников.

Ляпитова Е.С.

Учитель начальных классов

МБОУ «СШ №17» г. Нижневартовск

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» для успешной социализации и адаптации учащихся, развития их коммуникативных и когнитивных способностей. Как показывает педагогическая практика учиться вместе не только легко и интересно, но и намного эффективнее. В совместном обучении дети достигают не только академических успехов и интеллектуального развития, но через взаимодействие получают нравственное воспитание и развитие коммуникативных способностей.

Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, социализация, коммуникативные способности.

Введение. Становление и развитие личности человека происходит на протяжении всей его жизни, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте (с 6-7 до 9-11 лет) у ребенка возникает способность и потребность в социальной функции, он переживает себя в качестве социального индивида - субъекта социального действия. Причиной всему личностное новообразование кризиса этого возраста - особая внутренняя позиция: система потребностей, связанных с новой, общественно-значимой деятельностью - учением.

В условиях преобразования современных сфер жизнедеятельности, общество предъявляет высокие требования к социализации подрастающего поколения. Предполагая системно - деятельностный подход, новые Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), ориентируются на потребности социума и государства. Понимая структуру основных компетентностей человека как обладание знаниями и умение применять их на практике, мы в это широкое понятие включаем и социальную компетентность. Содержание социальной компетентности состоит в активном творческом освоении социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также в творческом присвоении ребенком основных этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Изложение основного материала статьи. Во время поступления ребёнка в школу меняется его социальное положение, взаимоотношения в семье, да и вообще весь его уклад жизни претерпевает изменения. Образовавшаяся новая деятельность – учение, требует самоорганизации, немалых волевых усилий, дисциплины. Школьник привыкает к новой социальной среде – школьному коллективу. Теперь ему нужно адаптироваться в этой среде, успешно наладить общение с членами своей группы. Не всегда удаётся это сделать успешно. Все чаще в практике работы с учащимися встречаются проблемы в общении, не соблюдение правил поведения и общения, неумении сотрудничать с одноклассниками, отсутствие коммуникативных навыков.  

Основным компонентом социализации младших школьников является развитие коммуникативных качеств личности. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических процессов, освоение культуры, общечеловеческого опыта, умение взаимодействовать с другими членами социума, познание не только других людей, но и самого себя.  

 Наиболее продуктивная социализация, с одной стороны, создает возможность управления процессом общения, в частности формированием коммуникативной деятельности, с другой – реализация коммуникативных способностей позволяет эффективно решить вопрос социализации и адаптации учащихся, развивать их коммуникативные и когнитивные возможности.

Одним из способов решения данной проблемы на наш взгляд является применение педагогической технологии обучение в сотрудничестве, определяющиеся как обучение в малых группах, где учащиеся работают вместе, решая разные учебные ситуации, продуцируют, а не потребляют новые знания в готовом виде.

Идея обучения в сотрудничестве, как технология обучения в малых группах зародилась в 20-х годах и получила свою разработку в 70-е годы прошлого столетия.

Сама идея этой технологии – «учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!» - гуманна, а значит педагогична по своей сути, ибо предполагает активное взаимодействие всех членов группы, определяя взаимозависимость общей цели и индивидуальной ответственности за результат. В группе при объединении находятся учащиеся с разными учебными способностями - одни быстро обучаются, другим требуется значительно больше времени на осмысление материала или даже дополнительные разъяснения. Не получая дополнительных мер, такие учащиеся попросту не усваивают учебный материал, что негативно сказывается на качестве обучения. Помочь отстающим ученикам и повысить качество обучения возможно с применением в образовании технологии обучения в сотрудничестве. Эта педагогическая технология представляет совокупность приемов, которые объединены общей логикой познавательной деятельности учащихся. Реализуя основополагающие принципы личностно-ориентированного подхода к обучению, она организует процесс успешной совместной деятельности учащихся по усвоению нового материала.

Данная технология предполагает объединения учеников в группы по 3-4 человека, где есть как хорошо успевающие, так и неуспевающие учащиеся. Детям даётся одно задание и оговаривается роль каждого ученика в выполнении этого учебного задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и что, особенно важно, данные результаты скажутся на достижение общей цели – решении учебной задачи. Слабые ученики стараются выяснить у сильных непонятные им вопросы, а сильные стараются им помочь, потому что понимают, - успех зависит от общего взаимодействия.

Как показывает педагогическая практика учиться вместе не только легко и интересно, но и намного эффективнее. В совместном обучении дети достигают не только академических успехов и интеллектуального развития, но через взаимодействие получают нравственное воспитание и развитие коммуникативных способностей. У учащихся развиваются коммуникативные навыки и формируется социальная компетентность. Ведь помочь друг другу в решении проблемы, разделить радость успеха и даже горечь неудачи – ощутить себя в коллективе, а значит приобрести социальный опыт.

В основе данной технологии обучения лежит именно сотрудничество, а не соревнование между участниками группы. Успех всей команды предполагает индивидуальную ответственность и равные возможности каждого члена. Каждый ученик, имея собственные знания и возможности старается их улучшить. При решении поставленных учебных задач и продвинутый и слабый ученик затрачивают максимум усилий – каждый для достижения общего успеха. И справедливой в этой ситуации будет одинаковая оценка – ведь и один и другой сделали что могли.

Условием успешной социализации является умение взаимодействовать с другими людьми, и коммуникативные способности, как личностные психологические особенности личности, дают возможность эффективно взаимодействовать и понимать друг друга в процессе общения и совместной деятельности.  

Л.С.Выготский рассматривал общение как условие для развития высших психических функций и познавательной сферы.  

Младший         школьный         возраст определяется как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка. В настоящее время развитие и сформированность коммуникативных умений младших школьников является очень актуальной проблемой, потому что от этого в дальнейшем зависит не только успешность обучения, но и социализированность личности с её дальнейшим психическим развитием. Социализация начинается с первых минут пребывания человека в обществе и протекает на протяжении всей его жизни. Время обучения ребенка в школе - один из важных ступеней становления и развития личности, когда ребенок переходит от дошкольного воспитания к школьному. Умения и знания формируются в деятельности человека, а коммуникативные способности развиваются и совершенствуются в общении.

Основным условием развития личности является совершенствование коммуникативных способностей. В учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте, дети усваивают образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, получают соответствующие знания и навыки, позволяющие успешно применять коммуникативные способности.

Педагогическая технология «Обучение в сотрудничестве» является успешной альтернативой традиционным методам обучения. Ведь цель этой технологии не только в овладении знаниями как таковыми, важным является эффект социализации и формирования коммуникативных способностей младших школьников. Работая вместе, ребята учатся готовности прийти друг другу на помощь. Взаимодействие детей во время учебного процесса превращается в дружеские и доброжелательные отношения вне учебы, становясь качествами их личностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 811 с. 184

2.Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] /Л.И. Божович - Спб: Питер, 2008 - 468с.

4.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000. - 144с.

5.Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011 - 1008 с.

6.Джонсон Д.Джонсон Р.Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве: Пер.с англ.-СПб.: Экономическая школа,2001.-256с.

7.Задунова Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е. В. Задунова, А. А. Омельченко // Там же. - 2007. - № 2. - С. 20-21.

8.Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. - 448 c.

9.Кондаков И.М. Психологический словарь, М.: Фаир-Пресс, 2000 г., 488 с.

10.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М.: Директ-Медиа, 2008. - 916 c.

11.Мясищев В.Н. Психология отношений/Под редакцией А.А.Бодалева, М.- Воронеж, 1995. - 356 с.

12.Немов Р.С. Психология: учебник. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 639 с.

13.Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. / Пер. с англ. - М.: Смысл, 2012. - 480с.

14.Психология: Словарь. / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М.: Логос, 1990. -494 с.

15.Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - М.: Прайм-Еврознак, 2016. - 576 c.

16.Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М. В. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 127 с

17.В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2016. - 320 с.

18.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).

19.Якобсон С. Г., Буадзе К. Ф. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности детей // Вопр. психол. 1968. № 6. С. 96 - 106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику:  и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...

Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику:  и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...

Описание опыта инновационной педагогической деятельности Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников

В данной статье представлен обобщение опыта работы по теме" Сотрудничество как способ социализации младших школьников"...

Педагогическая технология "Обучение в сотрудничестве"

Педагогическая технология «Обучение в сотрудничестве» Обучение в сотрудничестве - это педагогическая технология особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых уч...

Проектная деятельность-эффективное условия социализации младших школьников

Мастер- класс"Проектная деятельность – эффективное условие социализации младших школьников»»Проект « Каждой пичужке кормушка»   «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»....

Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, которое успешно реализуется в технологии «Обучение в сотрудничестве»...