Мастер класс "Технология обучение в сотрудничестве"
методическая разработка

    В мастер классе представлены  методы и приёмы "Обучение в сотрудничестве"  для эффективной работы на уроке и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Мастер - класс

Технология

Обучение в сотрудничестве:

организация групповой работы

в начальной школе.

Жихалова Светлана  Васильевна

                     учитель начальных классов

                                           



Теория: «Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой

работы в начальной школе»

        Уважаемые коллеги, на столе у меня лежат карточки с пословицами. возьмите одну карточку и присядьте за те столы, на которых лежат такие же пословицы, как и у  вас.

1) Доброе дело два века живёт.

2) Не одежда красит человека, а добрые дела.

3) Добро поощряй, а зло порицай.

Включить (Слайд 1)

Добрый день, уважаемые коллеги. Улыбнитесь друг другу. Подарите друг другу добрую улыбку.

Обратитесь ещё раз к вашим пословицам. О какой человеческой ценности идёт в них речь? Действительно, чем добрее мы, окружающие люди, мир, тем легче жить и творить. А особенно нам с Вами-творцам детских душ.

 Свой мастер класс я хотела бы начать таким стихотворением:

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло.

"Кто служит мне, тем повезло…

Я щедро отблагодарю,

Земные блага подарю:

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить!

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа!

Я виллы, яхты не дарю,

Зато я душу сохраню.

Друзей, родных, детей и дом,

И много счастья в доме том!

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

Как известно, на Руси всегда был культ Добра, культ доброго человека. Сегодня Добро постепенно уходит из людских сердец, и идеалом для современных детей и подростков с одной стороны становятся супермены, разрушители, криминальные элементы, а с другой стороны - природная тяга к естественному, природой, заложенному в человеке идеалу Добра остается, что сегодня очень актуально. И мы, взрослые, не должны забывать об этом.

Добродетели всегда закладываются не одним человеком, а во взаимодействии с окружающим миром: людьми, животными, растениями.

Мне кажется, что именно в сотрудничестве с детьми, мы педагогики  можем заложить основу духовного воспитания в детях.

Включить (Слайд2)

И поэтому в своей педагогической деятельности я большое внимание уделяю формированию у обучающихся навыков сотрудничества. Организуя групповую работу в урочной и внеурочной деятельности, создаю условия для развития обучающихся и формированию новых образовательных результатов.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться», используя при этом инновационную деятельность, направленную на повышение качества образования.

Включить (Слайд № 3)

 Включить (Слайд № 4)

 Моя деятельность по организации работы в группе направлена на решение ряда учебных и воспитательных задач:

  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие умений успешного обучения.
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

При организации групповой работы меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность); возрастает сплочённость класса;

Я получаю возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.)

 Включить (Слайд № 5)

По мнению Г.А.Цукерман – автора курса «Введение в школьную жизнь», групповая работа - это условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе». Под руководством учителя происходит обмен знаниями у детей друг с другом. Это позволяет саморазвиваться, достраивать свои знания (что и считается умением учиться). В результате общения «ребенок – ребенок» происходит формирование определяющей рефлексии, т.е. без внешнего стимула, поощрения, наказания со стороны взрослого.

Поэтому, организуя деятельность первоклассников, уже с первых уроков знакомлю с правилами работы в группе.

1. Работать нужно дружно.

2. Обсуждение вести шепотом.

3. Следить за временем.

4. Не перебивать товарища.

5. Выслушивать мнение

каждого.

Включить: Слайд № 6)

Моя педагогическая практика подтверждает, что успешность групповой работы зависит и от того, насколько правильно и удачно сформированы группы. В своей работе я использую следующие способы формирования групп:

  • Группа по желанию.
  • «Случайная группа».
  • Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром). 
  • Группу, сформированную учителем.

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые я  ставлю  в данный момент на уроке или во внеурочной деятельности.

Включить: (Слайд № 7)

Современные педагоги разделяют групповую работу на два вида по признаку содержания предлагаемого задания. (Однородный и дифференцированный). 

В зависимости от предполагаемых результатов деятельности, содержания образования, я использую как однородную, так и дифференцированную форму заданий.

Включить: (Слайд № 8)

При работе с детьми я применяю следующие виды групповой работы.

О некоторых я сегодня расскажу, и их применение вы увидите в практической части.

Включить: (Слайд 9)

В 1 классе во время парной работы один учащийся говорит, другой слушает. По моей команде  ребята меняются. Каждый участник является попеременно: то учеником, то учителем; ближайшая цель каждого ученика – учить других всему, что знаешь сам. 

Включить: (Слайд 10)

 Во 2 классе я начинаю применять «Мозговой штурм». При   «Мозговом штурме» каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». 

Включить: (Слайд №11)

В 3 классе я начинаю использовать игру «Продолжи» задания разного рода выполняются группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком – либо животном: один учащийся рассказывает о месте обитания, другой – о питании, третий – о размножении и т.д) 

Включить: (Слайд № 12)

В 4 классе я применяю в групповой работе Снежный ком. Работа начинается с решения индивидуального аналогичного задания для каждого учащегося. После этого следует работа в парах, где четвероклассники предлагают свои способы решения данного задания.

Затем пары, объединившись в группы, продолжают обсуждение решений и выбирают лучшее из них. На этом последнем этапе группы делают доклады о своей работе. 

ВЫВОД: Организуя сотрудничество обучающихся, наряду с анализом содержательной стороны, большое внимание уделяю рефлексивному анализу взаимодействия младших школьников.

 Здесь мы с учениками можем поспорить: «Нет, я прав!», «Нет, я!». Обсудив это, принимаем решение: «Так общаться смешно и глупо» - и легко выводим правило: «Свое мнение не навязывать, а доказывать!»

При оценивании работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие способы взаимодействия: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.

Включить (Слайд № 13)

Для себя  и своих учащихся  я применяю следующие критерии оценивания работы в группах и парах:

  1. Правильность изложения материала.
  2. Логика изложения материала, чёткость.
  3. Культура изложения материала.
  4. Дополнения других групп.
  5. Поведение в группе, умение сотрудничать.

Включить  (Слайд № 14)

Уважаемые коллеги, в теоретической части мастер-класса, я познакомила Вас со своим опытом организации групповой работы. Я уверена, что формирование базовых умений и навыков происходит только в правильно организованном взаимодействии. Содержательная сторона взаимодействия неотъемлема от формирования личностных качеств обучающегося.

Организуя внеурочную деятельность, формируя человеческие качества, учитываю тип взаимодействия и содержательную сторону деятельности.

Пример такой организации сейчас я вам продемонстрирую.

Такой кл.час я проводила в 3 классе. Кл час на  тему: «Добро  и зло».

В начале нашей встречи мы распределились на три группы.

В течение 1 минуты предлагаю вам придумать название группы, отражающее тему классного часа. Запишите название группы над своей пословицей.

Включить (Слайд 15 )

1.  Начиная разговор о вечных противоборствующих силах добра и зла. Давайте приоткроем свою педагогическую копилку и озвучим пословицы, крылатые выражения, отрывки из песен, высказывания великих людей о добре.

Запишите эти выражения на листах. Время для мозгового штурма ограничено – 2 минуты.

А сейчас проведём аукцион выражений о добре. Каждая группа называет по1 своему выражению поочереди. Побеждает та группа, которая называет выражение последним.

Мы педагоги-действительно творцы детских душ. Мозговой штурм это показал.

Победу одержала группа -  

Включить (Слайд 16)

2. Продолжаем нашу работу, сейчас я предлагаю вам в группе  составить синквейн о добре и зле.

В начале мне бы хотелось вам напомнить, что такое синквейн и как он составляется.

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

После составления зачитаем полученные синквейны.

Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

Второй пример:

Добро.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро — забудь, получив — помни.
Польза.

          зло
страшное подлое
одолевает разрушает убивает
понятие противоположное понятию добра
отсутствие любви

ИТОГ – все наши небольшие стихотворения обозначили главные характеристики добра и зла. Как вы думаете, что важнее для формирования личности-добро или зло? А может ли  добро существовать без зла?

Как сказал Бальзак: Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствует в нём.

Что легче делать добрые поступки, или злые?

Включить (Слайд 17)

Как сказал один из великих людей: Чтобы делать зло необязательно быть злым. Чтобы  делать добро – обязательно.

Включить (Слайд 18 )

3. Вечного добродетеля– добро воспевают с древности, Мудрецы создавали притчи А теперь  мы с вами поработаем  с притчами о добре. После прочтения притчи изобразите на отдельных листах её главный урок.

                                  1. Притча

Однажды два друга о чем-то поспорили, и один из них дал другому пощечину.

Человек почувствовал боль, но ничего не ответил и лишь молча написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощечину».

Они продолжали идти по пустыне, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Получивший пощечину едва не утонул, но друг его спас. Придя в себя, он высек на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».

А потом пояснил:

- Когда кто-нибудь нас обижает, надо написать об этом на песке, чтобы поскорее стер ветер. Но если кто-нибудь делает нам добро, мы должны высечь это на камне, чтобы так поступали и другие люди.

                   2.Притча.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он у него никогда не
будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

3.Притча.

Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

 — Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят. 

А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце. Вы же - будьте мудры и не делайте так!

Ученики поблагодарили наставника и удалились в размышлении...

Проведение защиты изображённых притч.

Уважаемые коллеги!

Мы ещё раз приходим к выводу, что нужно делать добро.

Свой кл.час мне бы хотелось закончить стихотворением:

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей, и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твоё им будет чудом.

Добро, как божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

Включить (Слайд 19).

Оценивание.

Уважаемые коллеги,   как я говорила в теоретической части, после каждой групповой работы должно быть оценивание как взаимодействия, так и содержательной стороны., давайте проведём оценивание нашей работы

Попробуем вывести критерии оценивания, которые  мы применили:

-умение сотрудничать;

 - включённость в деятельность;
-нравственное составляющее;
-интерес совместной деятельности.

Включить Слайд 20.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги вот и подходит к своему логическому завершению мой  мастер класс.

Давайте посмотрим что в практической части мы применили из теории

Каким был способ формирования  групп?.(случайным образом или случайная группа)

Какой вид групповой работы мы  использовали? (мозговой штурм

  • Используется для генерации идей
  • Распределяются роли внутри группы
  • Соблюдается жесткий регламент
  • Делаются сообщения от каждой группы

Какие задания использовались для групповой работы?

Включить (Слайд 21)

Заключение.

Уважаемые коллеги.

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир – это большое «зеркало». А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание… Мир именно таков, каким мы его делаем сами. Желаю Вам неисчерпаемой воли и стремления действовать исходя только из добрых побуждений! Ведь светом доброты должно быть проникнуто все воспитание наших детей, ее теплом должны наполниться и воля, и разум, и чувства!

Включить Слайд 22.

Спасибо за внимание!

Крылатые выражения,

 пословицы,

Делаешь добро — делай до конца.

Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.

Жизнь дана на добрые дела.

За доброе жди добра, за худое — худа.

Добро творить — себя веселить.

Мир не без добрых людей.

Добро, сделанное втайне, вознаграждается явно. (Японская пословица)

Доброе дело само себя хвалит.

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

Цитаты великих людей.

Когда Добро бессильно, оно — Зло. (О. Уальд)

Между добрыми людьми — все доброе. (Цицерон)

Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло. (Шиллер)

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л.Н.Толстой)

Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.


Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. (А. Линкольн)

Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям

. ( Л.Н.Толстой)


Высшая мудрость – различать добро и зло. (Сократ)

Если Вы злы, то почему умеете творить добро своим детям, а если Вы считаетесь добрыми и сердечными, то почему же Вы не творите так же добра нашим детям, как и своим? (Иван Грозный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование обучающих структур технологии сотрудничества на уроке математики в начальной школе»

выбор темы «Использование обучающих структур технологии сотрудничества  на уроке математики в начальной школе» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках.Обучение в сотрудниче...

Профессия – инженер. Мастер класс по инженерии «Роль электричества в нашем мире». ( В сотрудничестве с образовательным центром «Юниум»).

Профессия – инженер. Мастер класс  по инженерии «Роль электричества в нашем мире». ( В сотрудничестве с  образовательным центром «Юниум»)....

Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».

Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...

мастер-класс "Технология сотрудничества"

В данном мтериале идет описание опыта работы педагога , работающего по технологии сотрудничества, особенности его использования....

Мастер- класс для педагогов «Методы и приёмы работы по развитию навыков сотрудничества в начальной школе».

В рамках педсовета, в целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по  развитию навыков сотрудничества нами был проведен мастер-класс для педагогов: «Методы и приёмы раб...

Мастер-класс для педагогов по теме: «СТОРИТЕЛЛИНГ и учебное СОТРУДНИЧЕСТВО» («Принцип двух С»)

Рассказывание историй является важной формой самовыражения.    -Человечество стало обмениваться информацией в устной форме задолго до того, как научилось писать, поэтому рассказы, притч...