Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».
методическая разработка
Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир в 1 классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс:
«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества»
(Урок по окружающему миру в 1 классе». Тема: «Мы - Россияне».
УМК «Начальная школа XXI века)
Цель: повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции учителей начальных классов; передача учителям своего опыта в области использования технологии путём показа методов, приёмов и форм педагогической деятельности (технология – педагогика сотрудничества).
Оборудование: толковый словарь, бумага, клей, иллюстрации, презентация.
План проведения
1. Учеба учителей – участников .
а) «Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».
б) Практическая часть. Фрагмент урока.
2.Рефлексия.
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
При использовании технологии сотрудничества уделяется большое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой-либо темой или проблемой. Важно, чтобы каждый член команды овладел какими-либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех всей команды.
Индивидуальная ответственность каждого ученика за свои собственные успехи и успехи членов всей команды. Это стимулирует учеников следить за успехами друг друга, приходить на помощь друг другу.
Вариант технологии: Индивидуально-групповая работа
Детей объединяют в группы по 4-5 человек (разные по уровню усвоения нового материала). Учитель заранее подготавливает «консультантов», которых вводит в тему урока, разъясняет им их задачи, обязанности и план работы с темой и с членами группы. После изучения нового материала членами группы, учитель предлагает закрепить его в группах. Задание выполняется по частям (каждый ученик выполняет свою часть задания). Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. Затем группа доводит усвоенный материал, до остальных учеников. Усвоение материала закрепляется выполнением теста, который ученики выполняют индивидуально, вне группы. Оценки за выполнение задания суммируются и каждой группе сообщается общая оценка.
- Организационный момент.
Учитель:
Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас.
Улыбка, уверенность! Что ж,
«Так держать!»
За парты вы сели?
Пора начинать!
- Сегодня мы будем работать с вами в группах. Какие качества нам необходимы, чтобы работа была слаженной, интересной: товарищество, взаимопомощь, ответственность, уверенность
- Но перед работой, я предлагаю повторить правила работы в группе. (Памятка на доске!)
-Вы в своей группе самостоятельно выберите главного консультанта? Задача консультантов. Каждый член в группе самостоятельно оценивает свою работу в карточке, затем консультант оценит ваш в клад в общее дело. «Светофор».
Есть такие пословицы - не трать время попусту. Время выиграно, всё выиграно.
2. Актуализация знаний. Целеполагание
-Коллеги, на каком уроке я хочу показать свою технологию? (окружающий мир)
-Как вы думаете, какую пользу вам (нам) приносит изучение этого предмета? (ответы детей)
- С детьми мы уже начали работать над созданием книги, в которой мы расскажем нашим гостям из других стран о самом главном и интересном в нашей стране.
1) Повторение понятий «малая родина» и «большая Родина»
- Так как книга имеет уже две страницы, я предлагаю рассказать о чём они и как они называются?
-Уважаемые ученики, кто вы по национальности? (Русские)
- Что нас объединяет? (Мы живем в России, говорим на русском языке)
- Чем для вас является Россия? (Родиной)
1) Звучит песня «С чего начинается Родина?»
- С чего начинается родина?
- Кто родился в Балашове?
- А, кто родился в другом городе?
- Город Балашов нас объединил, для нас Балашов – это не только родина, но и место проживания. (Открывается первая страничка – город Балашов)
- Поэт ВладимирАлександрович Степанов, написал стихотворение в котором объединил две родины. Послушайте и ответ те на вопрос о какой ещё Родине говорится в его стихотворении?
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый ветер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
- Правильно о большой Родине. Как называется наша большая Родина?
(Российская Федерация.)
-А, чем отличается одно государство от другого?
- Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи.
- У каждого государства есть своя символика (герб, флаг и гимн). Эти символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей. Каждый россиянин может сказать: «Это наш герб. Это наш флаг. Это наш гимн».
3. Открытие новых знаний.
1) Ведение понятие «народ».
- Прочитайте слова первого и второго столбика нашего гимна.
- Чем гордятся россияне? (свободой, братскими народами, мудростью народной).
- А, что мы подразумеваем под словом «народ»?
- Из каких источников мы можем узнать об толковании этого слова?
- Я предлагаю обратиться в толковые словари.
НАРОД - Население государства, жители страны. Нация, национальность или народность. Народное искусство. Народное торжество. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
НАРОД - люди, народившийся на известном пространстве; говорящие одним языком; обыватели государства, страны. (Толковый словарь В.Даля)
Народ –
население государства или жители страны,
единый язык,
единая культура,
единый внешний вид (одежда).
- Вы хотите узнать о братских народах нашей страны?
- Задайте вопросы, что вы хотите узнать? (Сколько народов живут на территории нашей страны? Как они называются? Как они живут? Где они живут?
- Формулирование темы урока.
- Послушайте текст и сформулируйте тему урока. Чтение учеником текста из учебника «Окружающий мир» с. 25.
- Сформулируйте тему урока.
Тема урока «Мы - россияне». Сегодня мы создадим ещё несколько страниц в нашей книге, которые так и будут называться «Мы - россияне».
- Работа по теме урока.
- Откройте учебник с. 25.
- Какие народы представлены в учебнике?
- Это народы: русский, мордовский, татарский, ненецкий.
- Сегодня мы рассмотрим самые многочисленные и малочисленные народы нашей страны.
- У вас на столах лежат один конверт с вопросительным знаком. В этом конверте находится еще тайна и загадка для вас, которую вы на этом уроке должны разгадать.
План изучение темы.
- Раскрыть и изучить тайну.
- Подобрать иллюстрации к вашей страничке.
- Подобрать пословицу к страничке книги.
- Поделиться с ребятами из других групп.
Первый пункт плана вы изучаете вместе, а 2,3,4 части консультант распределяет поручения, чтобы сэкономить время. Группа получит дополнительный балл, если члены группы успешно справятся с тестом. Пословица находится во втором конверте на другом столе. Время ограничено – 5 минут.
- Самостоятельная работа по теме урока.
- Выступление групп.
Дети выполняют задания и один ученик или в паре демонстрируют работу группы, сопровождая ее рассказом.
Более 140 народов живут на территории России. Каждый проживающий в России принадлежит к какому-либо народу. Это - татары, чуваши, буряты, ненцы, чукчи, якуты, русские.
-Вы все прекрасно справились с заданием. У нас получились очень интересные странички в нашей книге. В её создании, каждый принимал активное участие.
- Вспомните книги, что привлекает вас в книге?
- Правильно рисунки, тексты. На каких уроках мы можем познакомится с народными искусствами, и продолжить работать с нашей книгой - «Изобразительного искусства», «Технологии», «Литературного чтения». И к концу 1 класса мы обязательно закончим оформление книги, и покажем её родителям.
5. Самостоятельная работа с тестом «Я усвоил»
- Я проверю, ответы ваших товарищей и вы группе подарите ещё один дополнительный балл.
- Так по какому обычаю я вас сегодня встретила? (по русскому народному)
Я – русская, моя большая Родина – Россия, город Балашов – моё место проживание, город Дивногорск – моя малая родина, я – горжусь своими предками – славянами. А вы? Узнайте о своих предках! И вы создадите свою собственную книгу!
Оцените себя.
“Светофор”.
«Зеленый» – я справился и у меня все получилось.
«Желтый» – я справился, но у меня возникали трудности.
«Красный» – я старался, но у меня не получилось.
-Консультанты, вы согласны с тем, как оценили себя ваши участники группы? (главные групп отвечают).
(Учитель комментирует оценивание детей.)
И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой
Литература:
1 Виноградова Н.Ф.. Окружающий мир. 1 класс. Учебник
Интернет – ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"
Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...

Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования
Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....

«Применение инновационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения качества обучения»
Современный этап развития образования в России характеризуется интенсивным переосмыслением ценностей, поисками нового. Для современного этапа развития образования в РФ харак...

Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»
Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Успешное применение цифровых технологий-важнейшая задача образования ХХІ века, с которым сегодня связано обучение, развитие, построение успешной жизненной траектории. Учитывая это, важным направлением...

Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования
Современный урок возможен при использовании новых,интерактивных методов обучения,т.е. учитель не дает готовую истину,а путем дискуссии как рассмотрения часто полярно противоположных мнений,анали...

Игровая технология на уроках русского языка в начальной школе, как инструмент повышения качества образования
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе целесообразно использовать на различных этапах урока....
