Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».
методическая разработка

Букаткина Лариса Михайловна

Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир в 1 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества»

(Урок по окружающему миру в 1 классе». Тема: «Мы - Россияне».

УМК «Начальная школа XXI века)

Цель: повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции учителей начальных классов; передача учителям своего опыта в области использования технологии путём показа методов, приёмов и форм педагогической деятельности (технология – педагогика сотрудничества).

Оборудование: толковый словарь, бумага, клей, иллюстрации, презентация.

План проведения

 1. Учеба учителей – участников .

 а) «Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».

б) Практическая часть. Фрагмент урока.

2.Рефлексия.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

При использовании технологии сотрудничества уделяется большое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой-либо темой или проблемой. Важно, чтобы каждый член команды овладел какими-либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех всей команды.

     Индивидуальная ответственность каждого ученика за свои собственные успехи и успехи членов всей команды. Это стимулирует учеников следить за успехами друг друга, приходить на помощь друг другу.

Вариант технологии: Индивидуально-групповая работа

Детей объединяют в группы по 4-5 человек (разные по уровню усвоения нового материала). Учитель заранее подготавливает «консультантов», которых вводит в тему урока, разъясняет им их задачи, обязанности и план работы с темой и с членами группы. После изучения нового материала членами группы, учитель предлагает закрепить его в группах. Задание выполняется по частям (каждый ученик выполняет свою часть задания).  Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. Затем группа доводит усвоенный материал, до остальных учеников. Усвоение материала закрепляется выполнением теста, который ученики выполняют индивидуально, вне группы. Оценки за выполнение задания суммируются и каждой группе сообщается общая оценка.

  1. Организационный момент.

Учитель:

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас.
Улыбка, уверенность! Что ж,
«Так держать!»
За парты вы сели?
Пора начинать!

- Сегодня мы будем работать с вами в группах. Какие качества нам необходимы, чтобы работа была слаженной, интересной: товарищество, взаимопомощь, ответственность, уверенность

- Но перед работой,  я предлагаю повторить правила работы  в группе. (Памятка на доске!)

-Вы в своей группе  самостоятельно выберите главного консультанта? Задача консультантов. Каждый член в группе самостоятельно оценивает свою работу в карточке, затем консультант оценит ваш в клад в общее дело.   «Светофор».

 Есть такие пословицы - не трать время попусту. Время выиграно, всё выиграно.
2. Актуализация знаний. Целеполагание

-Коллеги, на каком  уроке я хочу показать свою технологию? (окружающий мир)

-Как вы думаете, какую пользу вам (нам) приносит изучение этого предмета? (ответы детей)

- С детьми мы уже начали работать над  созданием книги, в которой мы расскажем нашим гостям из других стран о самом главном и интересном в нашей стране.

1) Повторение понятий «малая родина»  и «большая Родина»

- Так как книга имеет уже две страницы, я предлагаю рассказать о чём они и как они называются?

-Уважаемые ученики, кто вы по национальности? (Русские)

- Что нас объединяет?  (Мы живем в России, говорим на русском языке)

- Чем для вас является Россия? (Родиной)

1) Звучит песня «С чего начинается Родина?»

- С  чего начинается родина?

- Кто родился в Балашове?

- А, кто родился в другом городе?

- Город  Балашов нас объединил, для нас Балашов – это не только родина, но и место проживания.  (Открывается первая страничка – город Балашов)

- Поэт ВладимирАлександрович Степанов, написал стихотворение в котором объединил две родины. Послушайте и ответ те на вопрос о какой ещё Родине говорится  в  его стихотворении?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый ветер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

- Правильно о большой Родине. Как называется наша большая Родина? 

(Российская Федерация.)

-А, чем отличается одно государство от другого?

-   Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи.

 - У каждого государства есть своя символика (герб, флаг и гимн). Эти символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей. Каждый россиянин может сказать: «Это наш герб. Это наш флаг. Это наш гимн».

3. Открытие новых знаний.

1) Ведение понятие «народ».

- Прочитайте слова первого и второго столбика нашего гимна.

- Чем гордятся  россияне? (свободой, братскими народами, мудростью народной).

- А, что мы подразумеваем под словом «народ»?

- Из каких источников мы можем узнать об толковании этого слова?

- Я предлагаю обратиться в толковые словари.

НАРОД - Население государства, жители страны. Нация, национальность или народность. Народное искусство. Народное торжество. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

НАРОД -  люди, народившийся  на известном пространстве; говорящие одним языком; обыватели государства, страны. (Толковый словарь В.Даля)

Народ –

население государства или жители страны,

единый язык,

единая культура,

единый внешний вид (одежда).

- Вы хотите узнать о братских народах нашей страны?

- Задайте вопросы, что вы хотите узнать? (Сколько народов живут на территории нашей страны? Как они называются? Как они живут? Где они живут?

  1. Формулирование темы урока.
  1. Послушайте текст и сформулируйте тему урока. Чтение учеником текста из учебника «Окружающий мир» с. 25.

- Сформулируйте тему урока.

Тема урока «Мы - россияне». Сегодня мы создадим ещё несколько страниц в нашей книге, которые так и будут называться «Мы - россияне».

  1. Работа по теме урока.

- Откройте учебник с. 25.

- Какие народы представлены в учебнике?

- Это народы: русский, мордовский, татарский, ненецкий.

- Сегодня мы рассмотрим самые многочисленные и малочисленные народы нашей страны.

- У вас на столах лежат один конверт с вопросительным знаком.  В этом конверте находится еще тайна и загадка для вас, которую вы на этом уроке должны разгадать.

План изучение темы.

  1. Раскрыть и изучить тайну.
  2. Подобрать иллюстрации к вашей страничке.
  3. Подобрать пословицу к страничке книги.
  4. Поделиться с ребятами из других групп.

Первый пункт плана вы изучаете вместе, а 2,3,4 части консультант распределяет поручения, чтобы сэкономить время. Группа получит дополнительный балл, если члены группы успешно справятся с тестом. Пословица находится во втором конверте на другом столе. Время ограничено – 5 минут.

  1. Самостоятельная работа по теме урока.
  2. Выступление групп.

Дети выполняют задания и один ученик или в паре демонстрируют работу  группы, сопровождая ее рассказом.

Более 140 народов живут на территории России. Каждый проживающий в России принадлежит к какому-либо народу. Это - татары, чуваши, буряты, ненцы, чукчи, якуты, русские.

-Вы все прекрасно справились с заданием. У нас получились очень интересные странички в нашей книге. В её создании, каждый принимал активное участие.

- Вспомните книги, что привлекает вас в книге?

- Правильно рисунки, тексты.  На каких уроках мы можем познакомится с народными искусствами, и  продолжить работать с нашей книгой  - «Изобразительного искусства», «Технологии», «Литературного чтения». И к концу 1 класса мы обязательно закончим оформление книги,  и покажем её родителям.

5. Самостоятельная работа с тестом «Я усвоил»

- Я проверю, ответы ваших товарищей и вы группе подарите ещё один дополнительный балл.

- Так по какому обычаю я вас сегодня встретила? (по русскому народному)

Я – русская, моя большая Родина – Россия, город Балашов – моё место проживание, город Дивногорск – моя малая родина, я – горжусь своими предками – славянами. А вы? Узнайте о своих предках! И вы создадите свою собственную книгу!

Оцените себя.

“Светофор”.

«Зеленый» – я справился и у меня все получилось.

«Желтый» – я справился, но у меня возникали трудности.

«Красный» – я старался, но у меня не получилось.

-Консультанты, вы согласны с тем, как оценили себя ваши участники группы? (главные групп отвечают).

(Учитель комментирует оценивание детей.)

И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой

Литература:

1 Виноградова Н.Ф.. Окружающий мир. 1 класс. Учебник

Интернет – ресурс

  1. https://ru.wikipedia.org 
  2. gufo.meТолковый словарь Даля 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...

Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования

Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....

«Применение инновационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения качества обучения»

     Современный этап развития образования в России характеризуется интенсивным переосмыслением ценностей, поисками нового. Для современного этапа развития образования в РФ харак...

Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»

Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Успешное применение цифровых технологий-важнейшая задача образования ХХІ века, с которым сегодня связано обучение, развитие, построение успешной жизненной траектории. Учитывая это, важным направлением...