ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья (1 класс) на тему

Нагорнова Ирина Викторовна
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Проблема преемственности дошкольного и начального образования заключается в несовпадении взглядов на "готовность ребёнка к обучению в школе". До сих пор при подготовке к школе приоритет отдается развитию знаний, умений, навыков, а не личностному развитию. Многие педагоги и родители не готовы это принять. Они предъявляют высочайшие требования к знаниям будущих первоклассников, требуя беглого чтения и быстрого оперирования числами. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Сегодня необходимо понимать и доносить до родителей и воспитателей, что готовность к школе, успешное обучение - это не просто знания, а уверенность ребенка в своих силах, умение доказывать, действовать самостоятельно, проявлять инициативу. А это значит, что каждый педагог ДОУ и школы должен изменить, откорректировать свои цели профессиональной деятельности и саморазвития, установки на развитие ребенка, целесообразность методов и приемов взаимодействия с детьми. Следовательно, решение данной проблемы заключается в согласовании целей воспитания и обучения, а также в обеспечении взаимодействия педагогов и специалистов школ и детских садов. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ                КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 

                               

Нагорнова И.В.,

учитель начальных классов МБОУ ООШ № 11

       

       Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.      

        Проблема преемственности дошкольного и начального образования заключается в несовпадении взглядов на "готовность ребёнка  к обучению в школе". До сих пор  при подготовке к школе приоритет отдается развитию знаний, умений, навыков, а не личностному развитию. Многие педагоги и родители  не готовы это принять. Они предъявляют высочайшие требования к знаниям будущих первоклассников, требуя беглого чтения и быстрого оперирования числами.  В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете, потому что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.

     Сегодня необходимо  понимать и доносить до родителей и воспитателей, что готовность к школе, успешное обучение  - это не просто знания, а уверенность ребенка в своих силах, умение доказывать, действовать самостоятельно, проявлять инициативу.

А это значит, что каждый педагог ДОУ и школы  должен изменить, откорректировать свои цели профессиональной деятельности и саморазвития, установки на развитие ребенка, целесообразность методов и приемов взаимодействия с детьми.

Следовательно, решение данной проблемы, на мой взгляд, заключается в согласовании целей воспитания и обучения, а также в обеспечении взаимодействия педагогов и специалистов школ и детских садов. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.                                                    

      Многие годы наша школа  сотрудничает с МБДОУ детский сад №45 «Ромашка».

Ежегодно в начале  каждого учебного года   составляется программа совместной деятельности по преемственности между ДОУ и школой.  

Программа   включает в себя  три основных направления:

методическая работа с педагогами: 

  • ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев портрета выпускника ДОУ и начальной школы;
  • изучение и обмен образовательными технологиями, используемыми педагогами ДОУ и школы через  семинары-практикумы, беседы, круглые столы, методические встречи, где педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

- работа с дошкольниками:

  • экскурсии в школу (в спортивный зал, в школьный музей, посещение школьной библиотеки);
  • проведение совместных мероприятий («День здоровья»,  «День знаний», праздник «Азбука дорожных знаков»,  литературно-музыкальная гостиная  «Люблю тебя, мой край родной!»,  КТД «Встреча с пожарными», «День белых журавлей», выставки  поделок в школьном музее «Мир глазами детей»  и др.);
  •  знакомство детей с учителями и учащимися начальной школы.

-взаимодействие с родителями:

  • получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • дни открытых дверей, встречи родителей с будущими учителями;
  • анкетирование;
  • консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе, о развитии познавательных и творческих способностей.    

 Основные задачи нашего сотрудничества:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательной деятельности: воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

       Большинство выпускников МБДОУ детский сад №45 «Ромашка» будущие учащиеся МБОУ ООШ № 11, следовательно,  у выпускников и родителей ДОУ есть возможность  заранее познакомиться с  учителем, что обеспечит более комфортное вхождение учащихся 1 класса в учебную деятельность,  избежать  лишних стрессов при смене образовательного учреждения. Традиционной формой работы по преемственности  в нашей школе стала организация работы Школы будущих первоклассников, деятельность которой   основана   на рекомендациях  Г.А.Цукерман и К.Н.Поливановой.  Целью работы Школы будущих первоклассников является  создание условий для развития внутренней позиции будущего школьника. На основе специально организованных заданий дети учатся договариваться, слушать друг друга, думать, анализировать, оценивать. В образовательной деятельности  учитываются  возрастные  возможности и психологические особенности будущих первоклассников.
      На первое место в подготовке детей к школе выходит развитие таких компонентов школьной готовности, как:
-умение принять позицию ученика;
-готовность действовать по инструкции или заданию взрослого;
-умение анализировать и оценивать свое поведение, эмоциональное состояние;
-умение задавать вопросы, владеть навыками общения.
     Важным условием достижения качества образования является обеспечение непрерывности образования. Плодотворная работа ДОУ и  школы позволяет выявить свои успехи и недостатки в образовательной деятельности, помогает  ребенку в  дальнейшем его развитии, сохраняет то ценное, без чего невозможно движение вперед. 

Следовательно,   работа, выстроенная в этом направлении,  позволяет устанавливать связи между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, сохранять то ценное, без чего невозможно движение вперед.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений». В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.

Жизнь заставляет  пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед  школой стоит задача подготовить  такого человека, который не только над...

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования.

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования....

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образователь­ное пространство. Актуальность умения учиться для современного человека...

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие повышения качества образования».

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....

Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».

Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...

Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»

Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...