«Преемственность детского сада и школы, как условие повышения качества образования при внедрении ФГТ и ФГОС».
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на заседании
«Преемственность детского сада и школы, как условие повышения качества образования при внедрении ФГТ и ФГОС».
Учитель начальных классов: Шарифьянова А.А.
2015 год
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л.С. Выготский
По определению Даниила Борисовича Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Актуальность рассмотрения её связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
«Словосочетание «проблема преемственности» стала настолько привычным, что вопрос, в чем же она состоит, кажется почти кощунственным. Часто описание проблемы сводится к перечислению различий между школой и детским садом, а пути решения проблемы видятся, соответственно, в «стирании» этих различий. В системе образования устоялась тенденция: старшее звено диктует свои требования предыдущему. С этой точки зрения всем кажется очевидным, что ВУЗ указывает школе, какого выпускника готовить, старшая школа предъявляет свои требования основной, та - начальной… В свою очередь, начальная школа устанавливает требования к выпускнику детского сада. Сегодня технология обучения дошла до такого уровня, что любое знание может быть дано ребенку, независимо от его возраста. Но опытные учителя знают, что умение читать, само по себе, не определяет успехи в учении, если у ребенка одновременно не сформирована звуковая культура, пространственное мышление, воображение; элементы самоконтроля и самооценки . Дети теряют интерес к учению, школе и процессу познания, который происходит успешно, как известно, у дошкольников в игре и творческой деятельности. Поэтому необходимо рассматривать преемственность, как обеспечение непрерывного образования с учетом самоценности данного возраста, как перспективность развития ребенка».
На мой взгляд, основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик , при переходе к новому состоянию. И не случайно, в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Проанализируем преемственность с позиции детского сада и с позиции школы.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройдённое осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появление в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» - так В.А. Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.
Решить проблему преемственности, на наш взгляд, возможно лишь тогда , когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего:
- Доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям.
- Преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т. д.)
- Анатомические и физиологические особенности.
- Приоритетное место в жизни младших школьников, наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра.
- Необходимость успешности любой деятельности, снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не даёт желаемого результата.
Задача школы – опираясь на общее между этими возрастными этапами развития ребёнка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.
«Преемственность в обучении означает процесс развития учащихся путём осмысления ими взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта».
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребёнка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их развития. Учителю без этой информации трудно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребёнка. Поэтому совместная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе и каждому ребёнку продвигаться своим темпом.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
К проблемам реализации преемственности можно отнести:
Отсутствие реализации в ДОУ мониторинга качества освоения образовательной программы на основе ФГТ.
Невозможность использования этой информации для правильной организации работы с первоклассниками при комплектовании классов, выборе УМК и в адаптационный период.
Разные подходы к оценки готовности первоклассника – выпускника детского сада на уровне выхода из дошкольного учреждения и при приеме в школу.
Отсутствие понимания на уровне школы, что ФГТ устанавливают требования к выпускнику ДОУ, которые соответственно являются требованиями к первокласснику, и других требований быть не может.
Несоответствие образовательной программы дошкольного образования конкретному УМК, по которому обучается первоклассник.
Неэффективность использования учебного времени на уровне школы в первом классе в связи с отсутствием информации о базовом потенциале ребенка поступившего в первый класс, у педагогического коллектива начальной школы большие временные затраты на узнавание ребенка, определение подходов к индивидуализации образовательного процесса.
Задача ФГТ - научить ребёнка учиться
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
На современном этапе (в связи с введением ФГТ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить 4 блока:
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Всё это касается начального общего образования. А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки?
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению,
- умение слушать собеседника.
Поэтому одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Эта задача и была поставлена коллективом начальной школы и детскими садами города.
В целях наиболее эффективного решения этой проблемы ШМО учителей начальных классов свою методическую тему по преемственности сформулировали так: «У школьного порога».
Для осуществления успешной преемственности между детским садом и школой необходимо планомерное и поэтапное выполнение следующих шагов, что и планируется в ближайшее время ШМО начальных классов:
Для ДОУ и СОШ:
1. Необходимо не формально, а вдумчиво заключить договор о сотрудничестве между детским садом и школой;
2. Составить план совместной деятельности между учреждениями;
3. Регулярно проводить совместные педагогические советы для более глубокого знакомства с программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе;
4. Осуществлять взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями;
5. Проводить совместные заседания специалистов детского сада и школы;
6. Планировать совместную деятельность для успешной адаптации детей к школьному обучению;
В этом учебном году мы составили план совместной работы, который предусматривает деятельность по 3 направлениям:
1- методическая работа
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы, изучение программы, участие в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах.
Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Методическая работа осуществляется через проведение совместных педагогических советов (ДОУ и школа) ;
семинаров, мастер- классов;
круглых столов педагогов ДОУ и учителей школы;
психологических и коммуникативных тренингов для воспитателей и учителей;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе по темам, которые волнуют и воспитателей, и учителей начальной школы. Я уверена, что эти встречи пройдут не для галочки. В этом году много детей пришли с ведущей левой рукой (левша) и естественно многие учителя столкнулись с тем, что многие приемы для формирования каллиграфического подчерка для них не эффективны или даже невозможны в использовании. Воспитателей ДОУ эта тема тоже волнует, у них есть свои интересные наработки. А не взять ли нам для рассмотрения этот вопрос и провести круглый стол.
II - работа с родителями
Работа с родителями будущих первоклассников в нашей школе ведётся уже много лет на довольно высоком уровне. Ежегодно учителя начальных классов выступают на родительских собраниях во всех детских садах города на интересующие родителей будущих первоклассников темы. Ведут курсы для детей подготовительной группы. Показывают открытые занятия на базе детского сада в этих группах для родителей. Проводят городские родительские собрания в стенах нашей школы. По окончании курса адаптации выдают родителям рекомендации, по необходимости проводят консультации с привлечением психолога. На сайте школы так же можно найти нужную информацию для родителей будущих первоклассников.
III - работа с детьми
И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
Уже несколько лет в нашей школе осуществляется посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованного при школе (занятия с психологом, учителями набирающими 1 класс)
В заключении хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности. Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.
Подводя итог, отмечу, что принцип преемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе, реализует положение Закона РФ «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Актуальность умения учиться для современного человека...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...
«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие повышения качества образования».
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....
Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для ...
«Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»
laquo;Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»...
Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»
Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...
Педагогический опыт по теме: Использование квест-технологий на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования обучающихся
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь...