ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
материал по теме

Соколова Юлия Сергеевна

 

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образователь­ное пространство. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе новых технологий. Одной из таких технологий является метод проектирования. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno_-_issledovatelskaya_deyatelnost.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Волгоград 2014



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.РАЗДЕЛ 1      Проектно   – исследовательская  деятельность    

1.1. Сущность и содержание проектно – исследовательской деятельности

1.2. Классификации проектно-исследовательской деятельности

 

2. РАЗДЕЛ 2     Организация проектно – исследовательской деятельности.

2.1. Основные этапы организации проектно-исследовательской деятельности.

2.2. Педагогические     условия    организации исследования младших школьников

  1. Формы организации проведения проектно-исследовательской деятельности и роль родителей в совместной работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе новых  технологий.  Одной из таких технологий является метод проектирования. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу.

 

Наши маленькие первоклассники – пожалуй, самые зависимые существа, несмотря на уже сложившиеся характеры, мир привязанностей и антипатий, собственное и совершенно определённое отношение ко всему на свете: жукам, родителям, манной каше, современной музыке и кино. Причём каждая мелочь в этом возрасте значима, как никогда впоследствии. Ребята пришли в школу очень сложные, не умеющие слушать, видеть, говорить (9 человек с логопедическими проблемами), рисовать, пальчиками работать, ориентироваться в пространстве,  я не говорю о достаточно развитом интеллекте, умению рассуждать, думать.

 «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как  условие повышения качества образования».

 Тема является особо актуальной в период перехода на новый образовательный стандарт. Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала, созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности, ситуации успеха; подготовке ребят к жизни в современном мире. Метод проектов  повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческую самостоятельность, исследовательские навыки, мыслительную деятельность и способствует формированию дружного коллектива в классе.                                                                                    
Формирование интереса к учению — важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
         Познавательное отношение ребенка к окружающему миру появляется в раннем детстве и складывается в дошкольном возрасте. В его основе лежит потребность во впечатлениях от внешнего мира. Известно, что новые формы деятельности влияют на психологию человека, изменяют его сознание, формируют его. Развитие информационных технологий предъявляет новые требования к внутренним средствам деятельности человека (его познавательной сфере, эмоционально-волевой мотивации, способностям и пр.). Сегодня каждый младший школьник свободно пользуется компьютером, без труда осваивает новые модели различных технических устройств. Вместе с тем современная ситуация отличается парадоксальностью: детям предлагаются все новые формы, способы и средства деятельности, но при этом снижается их познавательный интерес, познавательное отношение к явлениям окружающего мира. У многих учеников не возникает естественного желания узнать, как устроен какой-либо предмет, почему возникает то или иное явление, нет удивления от сделанного открытия, понимания тайны, потому что чаще всего нет понимания и не происходит открытия. Ребенок все получает в готовом виде без труда и без понимания. Оскудение души при расширении практических (механических, «кнопочных») действий, к сожалению, становится реальностью.
          Включение школьников в проектную деятельность учит их
размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
        При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это
педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
          Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
          Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Основными этапами проектно-исследовательской  деятельности являются:

  1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  3. Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  4. Подготовка и защита презентации;
  5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

В настоящее время проектно-исследовательская  деятельность классифицируется:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  1.  индивидуальное или микрогрупповое  (2-5 участников)
  2. коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

Определены следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе.

Экспресс - исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие детей в исследовательской деятельности. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, дети, отправляясь на прогулку, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, снежный покров  и  сугробы, деревья в окрестностях школы, кустарники, состояние погоды, обитатели леса и т.п.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и фантастические  экспресс - исследования. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: транспорт будущего, полет на другую планету и др..

 Оперативно собранные материалы обобщались, и авторы делали  краткие сообщения.  

Долговременные исследования. Эта работа  проводилась нами  в рамках внеучебной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

  • ребенок выделяет  и ставит проблему (выбор темы исследования);
  • предлагает возможные варианты решения;
  • собирает материал;
  • делает обобщения;
  • готовит проект (доклад, макет и др.);
  • защищает проект.

 Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Выбор темы исследования.

Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования?  От правильного выбора темы в значительной степени зависит результат работы.  Темы можно объединить в три основные группы:

  1. фантастические – темы, ориентированные на разработку  несуществующих,  фантастических объектов и явлений;
  2. теоретические  – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у людей., это то, что  написано в книгах,  и  др.;
  3. эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.  

Правила выбора темы.

Тема должна  быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и  всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам,  взрослым, не даст должного эффекта, вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное,  добровольно-обязательное мероприятие. Например, мальчики из класса сделали проект гоночного автомобиля для кольцевых гонок «Формула – 1», а девочки панно «Прилет птиц»

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Вам необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Искусство педагога при проведении  этой работы   в том и  состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим  выбором.      

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Увлечь другого может лишь тот, кто сам увлечен .Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как «рыба в воде».

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим  элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Приведу пример такого подхода. «Как помочь животным» - так называлась тема исследования. Интересна сама постановка проблемы, ученик рассматривает животных нетрадиционно. Ведь принято считать, что собаки, например, защищают от многих  бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув уже самой темой своего исследования, что и сами спасатели нуждаются в нашей защите.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выполнить исследование « на одном  дыхании» практически очень сложно, но, учитывая, что способность долговременно работать в одном направлении  у  младшего  школьника  ограничена, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Тема должна быть доступна . Необходимо учитывать, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Не забывайте о сочетании желаний и возможностей ребенка. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов.

В подготовительный период только выбирается тема для исследования, определяются задачи, и собирается информация о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.
Для того чтобы помочь детям в выборе темы можно предложить детям мини анкету с вопросами:

  • Что тебе интересно больше всего?
  • Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
  • Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
  • О чём хотелось бы узнать, больше?
  • Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Если эти вопросы не помогли, возможно проведение индивидуальной беседы с ребёнком. Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” детей к правильному выбору.
Попробую сформулировать некоторые принципы работы по формированию учебно-познавательных компетенций на которые я ориентируюсь в своей работе:

  • не стоит "стелить соломку" на каждом шагу ребенка, нужно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления;
  • не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания;
  • не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений, потому, что только такой учитель, всегда сумеет "разбудить" познавательную активность и самостоятельность детей.

Поиск вариантов решения и сбор материала.

Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Выбор источников для сбора материала во многом зависит от формулировки темы. Но сама актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент.

На этом этапе исследования, как показала работа, торопиться не стоит. Исследовательская работа – дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать.

 Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

Задача учителя помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, подготовить к представлению результатов. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов; это может быть и книга, и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

Защита результатов исследования.

Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. Это могут быть учителя, родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту обычно как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и вручения дипломов формируется жюри, состав которого  должны войти люди авторитетные для детей: педагоги, родители, старшеклассники.

При оценке следует учитывать, что:

  1. Учащиеся должны чувствовать себя  успешными;
  2. Учащиеся лишь учатся проводить исследование, любое их достижение является движением вперед;

Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь новых знаний, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.

Разработаны критерии оценки детских исследований.

Сформированность исследовательских навыков.

Оригинальность и познавательная ценность собранного материала.

Структура и логика работы.

 Язык и стиль изложения (убедительность и доказательность изложения), ответы на вопросы.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах.

Хотелось бы подробнее отметить степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Типы проектов:

  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Для формирования исследовательских умений младших школьников необходимо соблюдение следующих условий :

  • Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так  и во внеурочной   деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем. Например, материал уроков чтения, риторики, русского языка можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
  • Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  • Творческая среда.  Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
  • Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения « Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
  • Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий  определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
  • Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне,  само исследование быть посильным, интересным и полезным

Учащиеся выбирали следующие темы для проведения исследований:  «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?», «Причины и условия появления радуги», «Почему Колобок является любимым героем русской народной сказки?», «История моего города», «Мой домашний питомец», «Динозавры», «Разные кошки  - разные характеры», « Моя семья»

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на    занятиях по исследовательской деятельности,  соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

  • загадок, ребусов, шарад,  задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей,
  • игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки, Муравьишки (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);
  • связи материала с наглядно – образным игровым материалом;
  • игр – исследований, фантастических исследований;
  • ролевых игр, дающих возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.);
  • игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.

Описанные организационно – педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

    Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте должна соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалам. Прежде всего, у школьника должны быть сформированы внутренние средства исследовательской деятельности — предметные действия (мыслительные, эмоциональные), а именно:

  • умение подчинить свое восприятие поставленной задаче;
  • видение целого в единстве формы и содержания;
    свед
    ение сложного к простому;
    выявление наиболее общей закономерности;
    умение видеть объект с различных точек зрения и позиций;
    сопереживание;
  • диалог как сотворчество понимающих;
    умение видеть, понимать и передавать в речи эстетические переживания и суждения;
  • осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта.

В этом возрасте для развивающегося человека значимо эмоциональное освоение мира. Пробуждение интеллектуальных чувств — одно из важнейших значений исследовательской деятельности. Познание (по Платону) начинается с удивления, любопытства и любознательности. Чувства сомнения, уверенности в суждениях — показатель единства и взаимопроникновения интеллектуальных и эмоциональных составляющих внутреннего мира ученика.
Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития его целостной личности.
           Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. Этой деятельностью я занимаюсь пять лет.

    Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность и создание портфолио следует постепенно.

    Уже в первом классе на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии, математики включаю задания, направленные на обще-логические умения (анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение), провожу специальные уроки, содержащие проектную деятельность. Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности и учет возрастных особенностей детей, в плане возрастания самостоятельности и творческой активности детей.

Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие "на равных" дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт "дипломатических переговоров", который так необходим в жизни. Ученик сам должен как бы настроить себя, свою душу на определенный научный лад.
            Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
            Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
           Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).
         Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

          Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности достаточно разнообразна.

  1.  Мотивационная поддержка (стимулирование интереса к выполняемому проекту, развитие у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы).
  2. Информационная поддержка (сбор необходимого для проекта материала, сам важный источник информации, помощь в поиске нужных сведений).
  3. Организационная поддержка (помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта, организация экскурсии, сопровождение ребёнка).
  4. Техническая поддержка (проведение фото- и видеосъёмок, монтаж материалов, подготовка компьютерных презентаций, техническое оснащение докладов).
  5.  Поддержка в самооценке проекта (желательно обсудить её достоинства и недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд).

 Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы, если ребёнок испытывает серьёзные затруднения.
             Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней

 По свидетельству опросов родителей, их сотрудничество с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнёров, как ребёнка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.
      Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
           Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.
           Овладение исследовательскими умениями и навыками выступает предпосылкой формирования у младших школьников
познавательного отношения к миру, целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает не только адаптивные возможности, но и творчество.

Значительное влияние на развитие познавательной активности и формирование классного коллектива оказывает привлечение учащихся к внеурочной деятельности.

Заключение : учебно-исследовательская деятельность способствует:

- формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества  образования;

- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

- содержательной организации свободного времени детей.

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и внеурочное время многогранна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время уже на начальном этапе обучения позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация) ,информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), повышать познавательную активность учащихся.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
  2.  Дроздов, В.Л.«От маленьких проблем – к большим открытиям»  ж. «Начальная школа» -2000-№8
  3. Дубова, М.Б. «Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентного подхода» «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ»-2010
  4. Кром ,В.И. «Активизация познавательной деятельности на уроках математики» ж. «Начальная школа»-2002- №8
  5. Лифинцева, Н.И. «Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах»  ж. «Начальная школа»- 2009г.-№8
  6. Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»– Волгоград   ж. « Учитель»- 2007.
  7. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей.  2007. – 88 с.
  8. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
  9. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-45-49с. .
  10. Хуснетдинова,М.К.«Развитие проектных компетенций младших школьников» ж. «Начальная школа» -2009-№1
  11. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51

   Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем только проблема, имеющая личностную окраску, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать.

     Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Деятельность по обнаружению проблем связана с самой сутью творческого мышления. В ходе развития познавательного процесса непрерывно возникают все новые и новые проблемные ситуации. Истоком, началом и причиной нового знания является незнание, проблема. До тех пор, пока не поставлена в ясной форме проблема, не может быть сознательной поисковой деятельности по преодолению указанных отрицательных моментов.

     Среди проблемных ситуаций можно различать стандартные (рутинные) и нестандартные (оригинальные, творческие). Суть первых заключается в том, что они дают знание, принципиально не отличающееся от имеющегося знания, а кроме того, в существующем арсенале науки имеются средства и методы разрешения проблем, порожденных этими ситуациями.

      Нестандартные проблемные ситуации характеризуются иными, противоположными признаками. Они проблематичны в двух отношениях. Во-первых, они содержат в себе какую-либо когнитивную проблему, т.е. проблему, относящуюся к самому объекту исследования, а во-вторых, проблемой для исследователя являются способы, методы и средства решения когнитивных проблем. Таким образом, ученый оказывается в ситуации неопределенности как по отношению к исследуемому объекту, так и по отношению к познавательным действиям с этим объектом.

           Проблемные ситуации чаще всего существуют в виде противоречий между теми или иными элементами знания, в виде парадоксов, антиномий, дилемм, в форме необъясненных фактов, выступают в качестве противоречий между потребностью в решении какой-либо проблемы и ограниченными возможностями наличного знания.

     Научиться выявлять противоречия можно с помощью игр. Мы, взрослые, часто из лучших побуждений уводим детей от разрешения противоречий и конфликтов. Этим мы, с одной стороны, щадим и оберегаем нежную психику ребенка от стрессов, трудностей и комплексов, но, с другой стороны, мы лишаем его самостоятельности, возможности самовыражения, самоутверждения, самодвижения. Психологи считают это результатом педагогической безграмотности родителей и называют такое явление "гиперопекой".

Итак, начнем подведение детей к пониманию противоречия и к развитию мышления противоречиями серией игр "Наоборот".

                    Наоборот - это с противоположной стороны, это противоположное утверждение, противоположности. Надо заметить, что "наоборот", не обязательно "против". Антонимы - это слова с противоположными значениями (бедный - богатый, горячо - холодно).

Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот?

·         По свойствам (мягкое - твердое).

·         По размерам (большой - маленький).

·         По функции:. Функция – антифункция , действие - антидействие (зажечь - погасить).

·         По носителю функции и антифункции. Система - антисистема (мел - тряпка, лампа - штора, якорь - паруса).

·         По характеру, по чувствам (грустный - радостный).

                  В результате игр "НАОБОРОТ" ребенок должен понять, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение. Эти игры позволят приучить детей относиться к противоположностям, а потом и к противоречиям, спокойно, не бояться их. Теперь перечислим некоторые игровые упражнения:

1.Назови противоположное свойство.Иначе это упражнение можно назвать  - "Свойство -  антисвойство".

2. Назови предметы с противоположными свойствами.

3. Назови противоположную функцию (функция-антифункция).

4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции.

5.  Совмести предметы по антифункциям.

6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно.

7. Назови предметы по заданному антониму.

8.Назови антонимы по заданному предмету.

9. Разрешение противоречий в сказках .(Читая детям сказки, акцентируйте внимание детей на том, как герои сказок выходят из затруднительных положений с волшебством и без волшебства).

10. Игра "Хорошо - плохо"( Составление противоречий).

Ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он САМОСТОЯТЕЛЬНО добивается понимания или решения задачи.

Например,такая серия вопросов:

1. Назовите предмет или действие (процесс), который Вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка").

·         Назовите хорошие(плохие) свойства рукавички.

·         Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими?

 Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она теплая?

 А как сказать одной фразой, что теплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других - плохо?

     Это трудный "переломный" момент. Если дети скажут: "Теплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мерзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной", - это значит, что Вы их далеко продвинули в понимании противоречия и плодотворно поиграли в игры "Хорошо - плохо". Поздравьте себя и детей, и возьмите с полки пирожок.

            Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие игры: "Во всем хорошем есть плохое, но и во всем плохом есть хорошее". Так что всё не так-то уж и безнадежно.

Итак, не останавливайтесь и закрепляйте успех:

·         Что плохого в том, что рукавичка мягкая?

 Скажи это одной фразой.

2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы:

·         Какую функцию он предназначен выполнять?

·         Какое противоречие он разрешает?

·         Как еще можно разрешить это противоречие?

                Е.А. Резник предлагает следующую методику обучения детей - формулировать противоречия по "классической" форме: воспитатель называет одно состояние рассматриваемого объекта при его изменении и просит детей объяснить, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем называется противоположное состояние того же объекта и опять - что хорошо, что плохо.

Например:

 выбираем объект - "ШКАФ".

·         "Если шкаф большой, то это хорошо потому, что..., но одновременно плохо потому, что...".

Дети продолжают:

·         "Хорошо потому, что можно в нем прятаться от мамы".

·         "Хорошо потому, что в нём помещается много разных вещей".

·         "Плохо потому, что ничего в нём не найдешь". И т.д.

·         "Если шкаф маленький, то это хорошо потому, что ..., но одновременно плохо потому, что... ".

Дети продолжают:

·         "Хорошо потому, что с ним можно играть".

·         "Хорошо потому, что он занимает мало места в комнате".

·         "Плохо потому, что в нём мало полок и ящиков".

Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению. Не забудьте детишек похваливать, это и для Вас не простая работа, а для детей тем более.

Играйте в эту игру почаще. Помните? - "Учусь, уча". Создайте мотивацию и для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтика проектно – исследовательской деятельности в начальной школе в условиях личностно-ориентированного обучения.

Пропедевтика проектной деятельности учащихся - это подготовка их к проектной деятельности, освоение ее средств и способов. Происходит развитие способностей учащихся, необходимых для проектирования – а...

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС

формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие повышения качества образования».

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....

Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»

Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...