Пропедевтика проектно – исследовательской деятельности в начальной школе в условиях личностно-ориентированного обучения.
методическая разработка на тему

Дубинина Марина Анатольевна

Пропедевтика проектной деятельности учащихся - это подготовка их к проектной деятельности, освоение ее средств и способов. Происходит развитие способностей учащихся, необходимых для проектирования – активности, самостоятельности, инициативности, гибкости мышления и воображения, общительности, организованности, способности соотносить замысел проекта и результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пропедевтика проектно – исследовательской деятельности в начальной  школе в условиях личностно-ориентированного обучения.

Метод проектов или метод проблем в мировой педагогике возник в начале XX века в США. Он разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Со временем идея метода проектов претерпела изменения и стала компонентом системы образования.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В рамках нашего ОУ – экспериментальная работа идёт в области пропедевтики проектной деятельности учащихся. Пропедевтика (от греч. propaideuo - предварительно обучаю) - это вводный курс, систематически предваряющий основной, обычно излагаемый в упрощенной, элементарной форме.

Пропедевтика проектной деятельности учащихся - это подготовка их к проектной деятельности, освоение ее средств и способов. Происходит развитие способностей учащихся, необходимых для проектирования – активности, самостоятельности, инициативности, гибкости мышления и воображения, общительности, организованности, способности соотносить замысел проекта и результат.

Организация экспериментального процесса.

Необходимо выделить конкретную проблему. И, исходя из проблемы, возникает замысел проекта и собственный путь её решения. Разрабатываются совместные проекты взрослых с детьми, семейные проекты, по ходу замысла и реализации которых взрослый передает детям средства и способы проектной деятельности, создавая при этом условия для максимального проявления детской активности, самостоятельности, инициативы, творчества. Проводились творческие игры, игры с правилами, способствующие развитию способностей к решению неформализованных задач.

Результатом проведения эксперимента стало расширение и укрепление детско - взрослой общности, возросла познавательная активность учащихся. Эксперимент помогает педагогу анализировать сложившиеся ситуации, выделять проблемы образования и развития учащихся и причины, их породившие, конкретизировать задачи, требующие решения. Более тесной и интересной стала работа с родителями в процессе совместного проектирования.

Не первый год, работая над становлением  детской  инициативы в начальной школе, наблюдаешь, как рождается «умелый» исследователь. Как постоянные хаотичные детские вопросы:  «Почему?» «Отчего?» «Зачем?» перерастают в последовательные действия юного исследователя.

Опыт работы показывает, что использование проектно-исследовательской деятельности позволяет решить ряд важных задач.

     Учебные задачи:

  1. повышение учебной мотивации;
  2. углубление знаний по предмету и как следствие, повышение информационной информативности;
  3. положительная динамика улучшения функциональной грамотности (темп чтения, повышение грамотности, развитие логических операций);
  4. повышение интереса к предмету.

Образовательные задачи:

  1. Овладение приемами работы с информацией (текстовая информация, мультимедийные программы);
  2. приобретение коммуникативных навыков (публичные выступления, работа в инициативных группах);
  3. выстраивание межпредметных связей, выходя за рамки школьной программы, а следовательно, приобретая личный интеллектуальный опыт;
  4. развитие рефлексивных способностей детей.

Несмотря на все положительные моменты использования проектно-исследовательского метода в начальной школе зачастую сталкиваешься с неумением детей работать с текстом: находить нужную информацию, компоновать её, сокращать, выбирать нужную информацию для сообщения. Если текстовая деятельность становится не целью, а средством, то важно владеть всеми навыками.

Мною было замечено, что, обучая  этапам проектно-исследовательской деятельности, часто упускается формирование исследовательских умений: ставить вопросы, наблюдать, сравнивать,  выдвигать предположения и т.д.

Для развёртывания именно исследовательской деятельности недостаточно работать с дополнительной литературой. Для этого нужно создать «поле деятельности», где бы ребенок мог практически исследователь свойство какого-либо предмета, изучить его натурально (потрогать, рассмотреть). В этом случае требуется организовать специальное место для «пробы своего продуктивного действия».

          Исследование в начальной школе должно быть связанно не с «поиском истины», а решением практических задач.

В нашем понимании исследовательская деятельность должна начинаться с первого класса и служить базовой площадкой для разворачивания этапов исследования, а для того чтобы ее развернуть, нужно обобщить имеющийся опыт учащихся.

         Из выше обозначенных проблем мы видим  этапы в развёртывании исследования в первом классе и в начальной школе вообще:

I. Погружение в пространство проектно-исследовательской деятельности:

  1. Учимся быть «следопытами» - кто такие следопыты, как совершались первые

          открытия.

I I . Развитие познавательных умений: 

  1. Учимся наблюдать и сравнивать;
  2. Учимся задавать вопросы и находить ответы;

I I I. Развитие текстовой деятельности:

  1. Учимся быть «умелыми»  читателями (работа с планом текста,

          деформированным текстом,  знакомство со структурой текста);

  1. Учимся составлять разные виды плана («кадрирование», «план – цепочка»);
  2. Учимся конструировать текст;
  3. Пополняем знания о значении слов в тексте (лексическая работа);
  4. Учимся вчитываться в текст (тексты с «ловушками»);
  5. Развиваем навык чтения.

  1. Погружение в пространство проектно-исследовательской деятельности.

С первых дней в школе дети  начинают проявлять свои исследовательские способности. Исследуется каждый метр школы: где учатся старшеклассники, какие кабинеты на этаже, где находится библиотека, кабинет психолога, логопеда, медицинский центр «Здоровье».

На уроках общения в начале недели проводим с детьми игру «Следопыт».

Появляются первые образовательные результаты.

- Представьте, что вы выехали с родителями за город на природу. Во время прогулки вы увидели много интересного: затейливую корягу, красивый гриб. Вас очень впечатлило. По приезду в город вы…. (запишите ваши действия).

 - Вы прочитали очень интересный рассказ. Он вам очень понравился. Ваши действия?

- Вы посмотрели интересную передачу. Тема передачи заинтересовала вас. Ваши действия?

- Вы с родителями или с членами своей семьи побывали в другом городе на экскурсии. Узнали интересные факты… Ваши действия?

График 1. Вычленение частотных действий  в классе.

График 2. Техника чтения.

Приложение.

Разработка урока по обучению грамоте.

 Тема: Звуковая модель слова.

Учитель: Перед вами диковинный зверь. Как вы думаете, на какое животное  он похож?

Назовите. Определите количество слогов, поставьте ударение.

Дети рассматривают несуществующее животное и предлагают свои варианты:

птица

дракон

обезьяна

свинья

лисица

мамонт

леопард

лев

На доске появляется запись.

птица

дракон

обезьяна

свинья

леопард

мамонт

лев

лисица

Учитель: К названию, какого из перечисленных животных подходит схема:

                 

Катя: Лисица и мамонт.

Учитель: Из перечисленных животных,  подберите название животного к схеме со звуком [M] .

Учитель вывешивает рисунки этих животных на доску. Один, из детей, по желанию составляет схему к словам.

Дети индивидуально составляют в тетрадях звуковую модель слова лисица.

Проверяют в паре, а затем в группе, развернувшись к паре сидящей рядом.

Учитель: Составьте индивидуально звуковую модель слов мамонт и лисица. Проверьте правильность выполнения задания выполнения в паре, а затем в группе. Дети разворачиваются к близстоящим партам, образуя четверки «по месту».

Учитель: Сверьте с записью на доске. Какие согласные из данных слов мы уже умеем писать? Какую работу выполняет буква Л и М? В начале урока мы угадывали фрагменты изображения знакомых животных. Попытайтесь отгадать название животного в тексте, который называется «Сухопутный гигант».

Учитель раздаёт в пары тексты.

 

Сухопутный гигант.

       Это самое крупное наземное животное. У него огромные бивни, большие уши. Длина тела до 6-7 метров, а весит до 7 тонн. Обитает в Африке, Индии.

Учитель: Договоритесь, кто в вашей паре будет читать. Договариваются, кто из двоих будет читать. (Как правило, читает ребенок, у которого выше техника чтения).

Дети читают и отвечают, что это слон. 

Учитель: Почему вам так быстро удалось определить, что это текст про слона?

Учитель: Что указывает в тексте на описание слона?

Учитель: Какими признаками могли дополнить описание этого животного?

Учитель: А какой звук в слове можно убрать, чтобы получилось новое слово?

Учитель: При описании важно точно описывать предмет, называя все существенные (важные) признаки.

Учитель:

       Это животное относится к семейству кошачьих. У него круглые глаза и длинный хвост. Быстро бегает, может охотиться. Любит лакомиться мясом.

Раздел «Развитие текстовой деятельности».

Разработка урока по теме «Умные вопросы».

(Урок литературного чтения в 1 классе.)

Учитель: Сегодня на урок я принесла Вам сундучок, где лежит предмет. Отгадайте, что это за предмет?

 Накануне с детьми проводилась аналогичная игра, где при обсуждении какие вопросы можно задать, чтобы отгадать предмет,  совместно с детьми набросали вопросы: Где этот предмет можно использовать? Из какого материала? Тяжелый или легкий?

Катя: Из какого материала выполнен?

Фёдор: На какую геометрическую фигуру похож?

Данил К.: Где применяется?

Дима: Что можно сделать с помощью него?

Данил Б.: Это иголка?

Учитель: Кто догадался, что это за предмет?

(Открывает сундучок. Достаёт швейную иглу. Показывает).

У: Да, это иголка. Кто-то сталкивался с этим предметом?

Рома: Да, я зашивал себе порванные штаны.

Ксеня: А я шила маме подарок.

У: Сегодня мы прочитаем рассказ Л. Н Толстого, который называется «Как меня выучили шить?»

Кто догадался, о чем пойдет речь?

Катя: Наверное, о том, что кто-то кого-то учил шить.

Рома: А может, девочка что-то зашивала.

У: Запомните свои предположения. Я прочитаю рассказ, после чего мы поговорим, кто был более точным в своём  предположении.

Учитель раздает каждому лист с текстом рассказа Л. Толстого «Как меня выучили шить?».

Учитель читает рассказ.


КАК МЕНЯ ВЫУЧИЛИ ШИТЬ.

(Рассказ.)

            Когда мне было шесть лет, я просила мать дать шить. Она сказала: «Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь», а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.

         Я стала шить, но не могла делать ровных  стежков; один стежек выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» - я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

    Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я все думала о том, как мне скорее выучится шить, и мне все казалось как трудно, что я никогда не выучусь.

        А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

______________________________________________________________

  1. Лоскут – обрывок или отрезок ткани, кожи.
  2. Стёжки – расстояние между двумя проколами иглы.
  3. Мерещиться – казаться, представляться в воображении.

Учитель: Правильно вы предположили, о чем будет идти речь в рассказе?

Катя: Я думаю, что да.

Учитель: Прочитайте самостоятельно рассказ и подчеркните те слова, значение которых вы не понимаете.

Учитель: Значение, каких слов было не понятно?

Данил: Слово стежок.

Настя: А вот в конце есть это слово (читает объяснение).

Учитель: Внизу дается объяснение некоторых слов. Это называется подстрочный словарь.

Совместно с учителем разбирают значение непонятных слов, обращаясь к словарю.  

Учитель: Напомнил ли вам рассказ о том, как вы учились шить?

Полина: Я тоже долго училась шить.

Учитель: Предлагаю вам собрать разрезанный текст. Работу выполните в паре, что для этого нужно сделать?

Дети: Договориться с соседом по парте, как будем работать.

Учитель кладет на парту конверт с разрезанными частями текста Л. Н. Толстого «Как меня выучили шить».

В тексте есть «ловушки», которые дети при чтении должны заметить. Учитель не предупреждает детей о заведомых «ловушках».

(Каждая часть текста разного цвета).

КАК МЕНЯ ВЫУЧИЛИ ШИТЬ.

(Рассказ)

            Когда мне было семь лет, я просила мать дать шить. Она сказала: «Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь», а я все приставала. Мать достала из сундука синий лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

         Я стала шить, но не могла делать ровных  стежков; один стежек выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» - я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

   Когда я легла спать, мне все мерещились стежки; я все думала о том, как мне скорее выучится шить, и мне все казалось как трудно, что я никогда не выучусь.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

        А теперь я   большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.



Дети читают текст. Один из детей поднимает руку:

-А в рассказе есть ошибки.

Учитель: А кто еще нашел ошибки в тексте?

Весь класс активно начинает сличать прочитанный текст и разрезанный на части.

Данил: А в тексте неправильно. Мы читали, что девочке не семь, а шесть лет.

Женя: Нитка не синяя, а красная.

Учитель: Молодцы, вы нашли все ошибки в тексте.

Учитель: А теперь, я предлагаю объединиться в группы. Каждый из вас сейчас возьмёт одну из частей и составит вопрос к ней.

Дети сорганизуются в группы по 4 человека, а текст разделен на три части. Предполагалось, что один из каждой пары останется без части.

Учитель: А кому части не хватило?

Дети поднимают руки, кому в группе не хватило части рассказа. (На предыдущих уроках дети знакомились  с ролью эксперта при оценивании выразительного чтения на уроках  «Литературного чтения»).

Учитель: А кому части не хватило? Предлагаю этому человеку поработать экспертом.

После того, как вы составите по своей части вопрос, вы зададите его эксперту, а он должен будет ответить. Если эксперт не сможет ответить на вопрос, значит, вопрос составлен неудачно.

Перед тем как прочитать вопросы, оговаривают очередность прочтения.  Дети записывают на обратной стороне своей части свой вопрос. Задают составленные вопросы ребенку-эксперту.  В этот момент учитель проходит и наблюдает за работой каждой группы. Обращает внимание

на то, как дети озвучивают составленные вопросы. Один из детей составил вопрос не по своей части. Один ребенок из группы затруднился в формулировке самого вопроса.

Учитель: Сейчас мы постараемся выбрать самый лучший вопрос по каждой части. Подойдите, к доске кто работал с первой часть.

Подойдите,  кто работал со второй и третью частями.

Дети подходят с записанными вопросами  и вывешивают в три колонки по частям рассказа.

Запись на доске.

-Что просила девочка у мамы?

-Сколько лет девочке?

-Почему девочка просила шить?


-Почему мама велела идти играть?

-Почему девочка заплакала?

-Почему дети не могут с первого раза шить?

-Что девочка сделала, когда укололась?

-Что такое прорывалась?

-Почему девочка не могла шить?

-Почему рассказ называется «Как меня выучили шить», а на самом деле девочка не научилась шить?»

-Почему Текст назыв

-Что значит мерещилось?

-Почему девочке казалось, что трудно шить?

-О чем девочка думала, когда легла спать?

-Почему девочка не спала?

-Почему девочке

-Почему д мерещились стежки?

 Дети подходят  к доске, читают, делают отметки напротив понравившихся вопросов.

Учитель: Прочитайте вопросы. Выберите, на ваш взгляд самый точный вопрос и отметьте галочкой.

Дети подходят к доске. Читают, выбирают понравившиеся вопросы, отмечают мелом понравившиеся вопросы. Учитель обводит вопросы, напротив которых больше всего сделано отметок.

Итог урока:

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Что было интересным на уроке для вас?

Катя: Мне понравилось работать экспертом.

Фёдор: Мне понравилось находить ошибки.

Илья: Понравилось читать рассказ и работать в группе.

Даша: Работать в группе и составлять вопросы.

Максим: Быть экспертом.

Настя: Составлять части рассказа.

Учитель: Надеюсь, что вам понравился урок. Спасибо!

 

       

       Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от  педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми стартовыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать с 1-ого класса. Основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Формирование умений и навыков осуществляю в рамках урочной деятельности.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•  совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•   групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

• оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

•   классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•  определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

•  доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Например:

1. Выделение признаков.

а) Какую форму имеет фигура? Почему эта фигура является треугольником?

б) Назовите признаки числа 27.

в) Назовите признаки весны.

г) Назовите признаки слова «карандаш».

2. Сравнение двух и более предметов.

а) Чем похожи слова: кит и кот? Чем они отличаются?

б) Найдите общие и отличительные признаки чисел: 5 и 50?

в) Назовите общие признаки кошки и собаки.

3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д.

4. Классификация.

а) На какие три группы можно разделить слова: мама, ведро, дуб, пень, окно, ель, чашка, солнце, папа.

б) На какие две группы можно разделить числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10?

в) Назови каждую группу одним словом:

Татьяна, Ольга, Анна, Юлия.

Понедельник, вторник, четверг, суббота.

2, 4, 6, 8.

г) Продолжи начатое перечисление и назови группу одним словом:

грабли, лопата, ….; зима, весна, …; 1, 3, 5.

5. Родо-видовые отношения.

а) Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число; существительное – часть речи.

б) Чего больше: ежей или животных?

в) Игра по типу «Рыбы, птицы, звери».

г) Закончи предложение:

Хлебница – эта посуда для … .

Глагол – это часть речи, которая … .

Четное число – это число, которое … .

д) В каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое. Определить, какое из новых предложений будет верным.

Щенок – это маленькая собака.

Щенок – это детеныш собаки.

6. Простейшие умозаключения.

Закончи предложение:

Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно, …

На уроках русского языка, риторики дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.

Формирование умений и навыков проектной деятельности можно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.

3. Проводить наблюдения, ставить простые эксперименты (выращивание плесени), строить простые модели объектов и явлений окружающего мира (модель айсберга).

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

        Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Таким образом, такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

А.В. Хуторской пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему».

Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему.

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.

В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

•      материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

• кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

•     информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

•   информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

•   организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

• отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы (команды). Оптимально создавать группу не более 5 – 6  человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.

Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС», «Игра «Домино корней» и т.д.

Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет  характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

Как мы видим, продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее. Организуя проектную деятельность в начальной школе необходимо учитывать, что: существуют возрастные и психологические особенности детей.

Работа над проектами должна быть систематической и сбалансированной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося.

Задания должны усложняться в зависимости от возраста.

В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами. Кроме того, проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности, т.к. будучи младшими школьниками, ребята уже имеют возможность почувствовать себя в роли менеджера, создателя рекламы, дизайнера. Ну и, наконец, спектр общеучебных умений и навыков, которые мы развиваем, и о которых было сказано выше, позволит будущим выпускникам стать самодостаточными, востребованными и успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...

Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В настоящее время, в связи с принятием новых образовательных стандартов, большое внимание уделяется проектно – исследовательской деятельности школьников. Новые программы всех школьных предметов ...

Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»

На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля ...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Ц        Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и п...