Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля достижений, формы его ведения зависят от участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_-_avgust._konf.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне приятно представлять на нашем форуме коллективный проект учителей начальных классов лицея № 28 по теме…

На сегодняшний день эта тема, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля достижений, формы его ведения  зависят от участников образовательного процесса.  

Сегодняшней своей задачей считаю поделиться опытом нашей работы в контексте данной темы.

Итак, предметом нашего исследования стала оценочная деятельность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

Для понимания вопроса, определим следующие понятия.

        Глоссарий:

Портфолио – накопительная оценка, которая вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников.

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

  Изначально нами была составлена и изучена нормативная база оценочной деятельности, состоящая из следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
  • Приказ Минобразования  РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в ФГОС НОО»
  • Приказ Минобразования РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • СанПиН 2.4.2.2821-10
  • Примерная основная образовательная программа
  • ПИСЬМО Минобразования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
  • ПИСЬМО Минобразования РФ от 25 сентября 2000 года N 2021/11-13 «О направлении для использования в работе письма "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" (с изменениями на 20 апреля 2001 года)
  • ПИСЬМО Минобразования РФ от 3 октября 2003 года N 13-51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»
  • ПИСЬМО Минобразования РФ от 8 июля 2011 г. № МД-883/03 «Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации».

Предметом первичного анализа стал приказ - прародитель от 06.10.09 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

В соответствии с этим приказом ФГОС начального общего образования (далее Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований, обязательных для реализации основных образовательных программ начального общего образования:

  • к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования;
  • к структуре основных образовательных программ начального общего образования;
  • к условиям реализации основных образовательных программ начального общего образования.

Впервые Стандарт устанавливает требования к триединым результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным,
  • предметным,
  • метапредметным.

        Предметом итоговой оценки освоения ООП НОО  (за год или 4 года) должно быть достижение предметных результатов, измеряемых итоговыми работами, и метапредметных результатов, накопленных в результате различных видов деятельности.

        Как следствие, стали очевидными проблемы оценивания новых результатов старыми измерителями:

  • новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно – измерительными материалами;
  • традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие новым требованиям;
  • пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок
  • традиция оценивания не позволяет развивать самооценку школьников;
  • старая традиция оценивания не позволяет развивать самооценку школьников;
  • традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.

        Поэтому вопрос об использовании накопительной системы оценивания (портфолио) стал актуальным и необходимым.

        Целью нашего  проекта стала разработка положения о портфолио для учеников 1-4 классов МАОУ лицея № 28.

        Задачи:

  • изучить федеральные, областные и лицейские документы, регламентирующие использование портфолио в начальной школе;
  • изучить положения о портфолио в других школах России;
  • представить к обсуждению разработку проекта  положения о портфолио для учеников 1-4 классов на методическом объединении учителей начальных классов;
  • разработать окончательный вариант положения о портфолио для учеников 1-4 классов в МАОУ лицее № 28.

         Методы исследования:

  • поиск информации;
  • сравнительный анализ;
  • обобщение.

Итак, в соответствии с ФГОС НОО система оценки достижения планируемых результатов должна обеспечивать комплексный подход к оценке планируемых результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования .

Оптимальным способом организации комплексной накопительной системной оценки является портфолио, как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, решающий следующие педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
  •  поощрять   их  активность   и   самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  •  развивать   навыки   рефлексивной  и   оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  •  формировать   умение   учиться   -   ставить   цели, планировать     и    организовывать   собственную учебную деятельность.

Как выглядит портфолио? Жёстких требований не существует. Это возможность творчески подойти к этой задаче, придумать что – то своё, оригинальное.

        В ООП НОО указаны примерные разделы Портфеля достижений:

  • выборка детских работ, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а так же в ходе учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы (диктанты, изложения, сочинения, авторские работы; математические диктанты, результаты исследований, записи решения учебно – познавательных задач; дневники наблюдений, результаты исследовательских проектов, фотоизображения продуктов творчества);
  • систематические наблюдения (оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессами овладения УУД);
  • материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности.

        Поэтому мы, изучив содержание Портфолио разных образовательных учреждений страны, разработали Положение о портфолио обучающихся на ступени начального общего образования в МАОУ лицее № 28, регламентирующий порядок формирования портфолио, структуру, содержание и оформление портфолио, устанавливающий критерии оценки достижений обучающихся.

        Таким образом, изучив федеральные, областные и лицейские документы, регламентирующие использование портфолио в начальной школе, изучив положения о портфолио в других школах России, нами был составлено Положение о портфолио для учеников 1 – 4 классов МАОУ лицея № 28. Будем рады, если наш опыт Вам пригодится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

Пропедевтика проектно – исследовательской деятельности в начальной школе в условиях личностно-ориентированного обучения.

Пропедевтика проектной деятельности учащихся - это подготовка их к проектной деятельности, освоение ее средств и способов. Происходит развитие способностей учащихся, необходимых для проектирования – а...

Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.

Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...

Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.

Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...

Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.

Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...

Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.

Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...

Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. 3 класс.

Примеры образовательных технологий в конспектах уроков....