мастер-класс "Технология сотрудничества"
методическая разработка

Сойко Татьяна Анатольевна

В данном мтериале идет описание опыта работы педагога , работающего по технологии сотрудничества, особенности его использования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_mk_sotrudnichestvo.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер- класса

Тема «Использование

технологии обучения в сотрудничестве в начальном общем образовании»

ХОД:

Слова ведущего

Информация на слайде, сопроводительные действия

  1. Начало: оригинальное приветствие ( 0,5 мин)

СВ:

-Приветствую вас, уважаемые участники мастер-класса!

-Поприветствуйте в ответ те, у кого сейчас хорошее настроение?

- Поднимите руку те, кто  настроен на работу и сотрудничество!

- Хлопните в ладоши те, кто уверен, что сегодня узнаем много нового и интересного!

- Я рада, что у меня сегодня такая дружна команда!

- Прежде, чем мы начнем, хочу обратить ваше внимание на экран!

(смотрят видеофрагмент)

на экране - притча Ш. Амонашвили «Крылья»

- Как вы думаете, какова главная мысль этой притчи?

- Да, вы абсолютно правы, только когда у учителя «вырастут крылья», когда он сам научиться «летать», тогда и ученики смогут подняться к вершинам знаний. Поэтому давайте вместе «полетаем»

Отвечают, рассуждают

- Предлагаю Вам посмотреть на слайд и определить, о какой технологии мы сегодня будем говорить

ОБЛАКО СЛОВ

Отвечают

- Вы правы, сейчас мы рассмотрим особенности использования технологии обучения в сотрудничестве. Я напоминаю, что мы летаем!

Поэтому, наш лайнер под названием «технология сотрудничества отправляется в путь».Пристегните ремни, мы взлетаем!

- Чтобы уверенно чувствовать себя в полете, надо иметь опору в виде основных теоретических положений.

Сотрудничество – такой уровень учебно–воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Цели организации совместной учебной работы школьников:

a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя. Ни подавляющего внимания всего класса.

в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

г) Дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Технология сотрудничества (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. В качестве традиционных технологий использую такие формы обучения во взаимодействии, как:

– диалогическая, парная;

– групповая;

– игровая.

Перед началом работы с детьми проговариваются правила общения:

1. При разговоре смотри на собеседника.

2. Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

3. Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

Варианты обучения в сотрудничестве.

1. Обучение в команде.

2. Индивидуально-групповая работа при организации обучения в сотрудничестве.

    Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.

Чем же привлекает педагогов обучение в сотрудничестве?

Дети не просто выполняют задания вместе, они учатся вместе, «открывают»  новое в процессе общения. Знания учащиеся получают самостоятельно в процессе совместной работы. Учиться легче, когда с тобой рядом твой одноклассник, у которого можно спросить о том, что непонятно, попросить помощи. Дети учатся ответственности за успех всей группы, пониманию, что от личного результата зависит результативность твоих товарищей. Учитель является наблюдателем, помощником, направляет работу детей, организует совместную работу, учит групповому взаимодействию, корректирует ошибки.

Варианты заданий для парной и групповой работы

Русский язык.

•  Запись слов со взаимопроверкой.

•  Составление звуковых схем слов.

•  Составление схем предложений.

•  Работа с карточками в парах сменного состава.

•  Разбор слов по составу.

•  Работа с деформированным предложением.

•  Работа с деформированным текстом.

•  Составление слов по звуковой схеме.

•  Составление предложений по схеме.

•  Проверка орфограмм.

•  Выбор способа проверки орфограмм.

•  Деление текста на логические части.

•  Составление плана.

Математика.

•  Взаимопроверка решений.

•  Составление схем к задаче.

•  Поиск способа решения:

– примеров с переходом через разряд;

– способов проверки результатов вычисления.

•  Составление и решение задач:

– к одной схеме на разные темы;

– к разным схемам на одну тему;

– разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.

Чтение

  • Составление плана текста (словесного, картинного);
  • Чтение текста по ролям (инсценирование);
  • Составление рассказа о герое;
  • Поиск средств художественной выразительности речи (эпитеты, сравнения, метафоры..).

Окружающий мир

  • Составление плана-конспекта текста;
  • Составление и решение кроссвордов;

СЛ Работа над понятием

Технология сотрудничества 

за результативность, обучения в парах или группах, навыки мыслительной деятельности, включает, который развивает, повышает ответственность, коллективной работы, позволяет актуализировать, коллективный способ, полученный опыт и знания, работу памяти, в индивидуальном темпе повышает, работая.

В заключении следует сказать, что использование технологии обучения в сотрудничестве ни в коей мере не предполагает отказ от традиционного подхода. Все исследователи проблемы группового обучения приходят к выводу о том, что такой вид деятельности приносит положительные результаты лишь в комбинации с традиционными методами. Представляется целесообразным использование групповых форм и методов работы примерно в 25 % учебного времени. К тому же необходимо помнить и объяснять учащимся, что работа в группе – это не развлечение в учебное время, а учебная деятельность, которая способствует повышению уровня знаний и развивает навыки работы в команде, что обязательно пригодится в будущей профессиональной деятельности. Стоит признать, что учащиеся, как правило, активно поддерживают идеи группового обучения.

СЛ Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.

В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

Окончание МК

- Итак,  наш полет подходит к концу.

Давайте вернемся к цели и задачам нашего «полета», чтобы сделать вывод, была ли наша работа эффективной

ПОПС (позиция объяснение, пример, следствие, все высказываются о достижении.

- Спасибо всем за мнения!

- Чтобы вы всегда чувствовали себя уверенно, предлагаю «спасательный жилет» - памятку буклет, который напомнит вам об основных выводах, которые мы сделали с вами о применении технологии сотрудничества в начальном общем образовании.

(раздача буклетов)

 А мы совершили успешную посадку (аплодисменты). Мы не только летели, но и чувствовали крылья за спиной. Пусть это ощущение вас не покидает.

Я - взрослая, ну как тут ни верти…
Но, несмотря на то, что все вокруг внушают,
Той девочке, что у меня внутри
Два крылышка ни капли мешают.

Пусть у вас и у ваших учеников за спиной всегда будут крылья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».

В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....

Сотрудничество семьи и школы

Материал посвящён методам взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя....

Методы взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя.

Статья посвящена методам работы учителя с родителями, о необходимости сотрудничества школы и семьи....

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Доклад о сотрудничестве учителя и ученика в развивающем обучении.Дается описание характерных черт суб`екта учения. Рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и у...

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Презентация к  докладу, в котором рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и их условия реализации....

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.

В этой статье я  описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...