Индивидуальные собеседования. Собеседования планируются во время каникул, в течение одной недели, один раз в год. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Обычно на организационном родительском собрании согласуется время собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год. Такая форма работы с родителями может быть ежегодной. Работа достаточно кропотливая, отнимает много времени, но очень действенная. Пресс – конференция с родителями. Эту форму работы мы предлагаем проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, логопеда, социального педагога, завучей, директора школы, методистов УУО с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов. Родительские собрания, проводимые детьми Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Для проведения такого собрания проводится большая предварительная работа с детьми: составление сценария, распределение ролей , заучивание текстов, подготовка ведущих собрания. Родители же приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и.т.д. Рассказывали заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просили своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Собрание прошло на высоком уровне. Довольны были не только родители, но и сами дети. Таким образом, мы воспитали не только родителей, но и будущих родителей – наших детей. Мастер-класс для родителей. Его мы проводили недавно, на Дне открытых дверей 13 марта. Мы параллелью 3 классов провели собрания,на которых присутствовали и дети, и родители. Показали фрагменты уроков русского языка, математики, чтения. Родители увидели, как их дети работают на уроках, насколько они активны по сравнению со своими товарищами. Многие родители открыли для себя что-то новое в своём ребёнке, ведь не секрет, что дети в школе и дома часто ведут себя по разному. Групповая работа родителей и семейные мероприятия для учащихся класса. В начале учебного года родители класса разделились на группы. Группам, было предложено в течение года провести любые мероприятия. На этом же собрании посоветовавшись, родители выбирали форму работы с детьми. Например, были выбраны такие мероприятия, как -сладкая ярмарка -шашко-шахматные турниры -организованы экскурсии в агрокомбинат «Московский» -музей народной игрушки «Забавушка» -провели конкурсы с детьми на новогоднем празднике -подвижные игры на воздухе -лыжный турнир Родители проводили мероприятия с удовольствием, с ещё большим удовольствием в них участвовали дети. Ведь ничего не сплачивает так сильно детей и родителей, как совместно приготовленные и проведённые конкурсы, турниры и т.д..Работая в группах, родители более тесно знакомятся друг с другом, с учителем, с одноклассниками своего ребёнка, становятся ближе к своему ребёнку. Родительское собрание с работой в микрогруппах Форма проведения собрания родителей с работой в микрогруппах (из книги “Калейдоскоп родительских собраний”) апробирован и проведен в 3 классе и достиг своей цели. Взаимодействуя с семьями новыми формами общения последовательно реализовывала следующие задачи: - Вовлекала родителей в воспитательный процесс через их вовлечение в школьные дела;
- Оказывала помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
- Содействовала сохранению и упрочению семьи.
Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также естественным интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах. В ходе такой работы с родителями нами наработаны правила общения, придерживаясь которых можно расчитывать на взаимопонимание и взаимоуважение (приложение 5). Практика четырёх лет работы с родителями показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе. Вместе с родителями мы, учителя, учились общению с ребятами: ведь от того, насколько правильно будет построено общение ребёнка и родителей, будет зависеть многое, если не всё его воспитание.
Правила общения с родителями - Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
- Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.
- Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
- Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.
- При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника (полка для книг, стол для приготовления уроков и.т.д.)
- Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
- К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
- При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.
|