Методы взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя.
статья (1 класс) на тему

Чурилова Светлана Анатольевна

Статья посвящена методам работы учителя с родителями, о необходимости сотрудничества школы и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferencii_-_2.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городской конференции.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители-пример ему...

                        Брандт

Эти строки стихотворения Брандта чётко определяют роль семьи, родителей в воспитании ребёнка. Детям необходимо, чтобы родители делились с ними своим опытом, знаниями, а главное-добротой, лаской, любовью, вниманием. Но зачастую родители в силу занятости или просто нежелания не уделяют должного внимания своему ребёнку. В такой ситуации учитель может повлиять на родителей. Какие методы при этом можно использовать, мы сегодня постараемся вам рассказать.

Индивидуальные собеседования.

Собеседования планируются во время каникул, в течение одной недели, один раз в год. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Обычно на организационном родительском собрании согласуется время собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год. Такая форма работы с родителями может быть ежегодной. Работа достаточно кропотливая, отнимает много времени, но очень действенная.

Пресс – конференция с родителями. 

Эту форму работы мы предлагаем проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, логопеда, социального педагога, завучей, директора школы, методистов УУО с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.

Родительские собрания, проводимые детьми

Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми.  Для проведения такого собрания  проводится большая предварительная работа с детьми: составление сценария, распределение ролей , заучивание  текстов, подготовка ведущих собрания. Родители же приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и.т.д. Рассказывали заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просили своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Собрание прошло на высоком уровне. Довольны были не только родители, но и сами дети. Таким образом, мы воспитали не только родителей, но и будущих родителей – наших детей.

Мастер-класс для родителей.

Его мы проводили недавно, на Дне открытых дверей 13 марта. Мы параллелью 3 классов провели собрания,на которых присутствовали и дети, и родители. Показали фрагменты уроков русского языка, математики, чтения. Родители увидели, как их дети работают на уроках, насколько они активны по сравнению со своими товарищами. Многие родители открыли для себя что-то новое в своём ребёнке, ведь не секрет, что дети в школе и дома часто ведут себя по разному.

Групповая работа родителей и семейные мероприятия для учащихся класса.

В начале  учебного года родители класса разделились на группы. Группам, было предложено в течение года провести любые мероприятия. На этом же собрании посоветовавшись, родители выбирали форму работы с детьми. Например, были выбраны такие мероприятия, как

-сладкая ярмарка

-шашко-шахматные турниры

-организованы экскурсии в агрокомбинат «Московский»

-музей народной игрушки «Забавушка»

-провели конкурсы с детьми на новогоднем празднике

-подвижные игры на воздухе

-лыжный турнир

Родители проводили мероприятия с удовольствием, с ещё большим удовольствием в них участвовали дети. Ведь ничего не сплачивает так сильно детей и родителей, как совместно приготовленные и проведённые конкурсы, турниры и т.д..Работая в группах, родители более тесно знакомятся друг с другом, с учителем, с одноклассниками своего ребёнка, становятся ближе к своему ребёнку.

Родительское собрание с работой в микрогруппах

Форма проведения собрания родителей с работой в микрогруппах (из книги “Калейдоскоп родительских собраний”) апробирован и проведен в 3 классе и достиг своей цели.

 

Взаимодействуя с семьями новыми формами общения последовательно реализовывала следующие задачи:

  • Вовлекала родителей в воспитательный процесс через их вовлечение в школьные дела;
  • Оказывала помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
  • Содействовала сохранению и упрочению семьи.

Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также естественным интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах. В ходе такой работы с родителями нами наработаны правила общения, придерживаясь которых можно расчитывать на взаимопонимание и взаимоуважение (приложение 5).

Практика четырёх лет работы с родителями показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

Вместе с родителями мы, учителя, учились общению с ребятами: ведь от того, насколько правильно будет построено общение ребёнка и родителей, будет зависеть многое, если не всё его воспитание.

Правила общения с родителями

  1. Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
  2. Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.
  3. Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
  4. Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.
  5. При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника (полка для книг, стол для приготовления уроков и.т.д.)
  6. Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
  7. К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
  8. При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.

Основной задачей начальной школы по этой проблеме является организация системы работы учителя с родителями. Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе.

“Отец и мать создают новое существо - сына, дочь. это самое высокое ,бессмертное творчество. путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя, но повторить на высшей основе - воспитать человека лучше, чем ты сам.” (В.А. Сухомлинский)

Школа призвана помочь семье в воспитании детей. и основная главная роль отводится учителю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений учителя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны.

 Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.

Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей? Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:

Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии сотрудничества родителей и учителей

Технологии сотрудничества родителей и учителей - рекомендации использования метода проекта...

Проектирование как один из эффективных методов взаимодействия педагогов и родителей

Основгая цель - это творческое взаимодействие родителей и педагогов ориентированная на личностное развите детей...

«Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива».

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.»Учителю начальных классов приходится формировать не только детский коллектив, но и роди...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

               Важнейшей задачей школы в настоящее время является формирование умений эффективного взаимодействия с другими людьми. Взаимодействовать с р...

Статья "Учитель и воспитатель группы продленного дня: взаимодействие и сотрудничество по выполнению домашнего задания"

Статья посвящена взаимодействию и сотрудничеству учителя и воспитателя по выполнению домашнего задания. Здесь рассказывается об основных аспектах совместной работы учителя и воспитателя гпд, поня...

Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...