Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС в начальной школе
статья (4 класс) на тему

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Каменского, А. Дистервега, К.Д.Ушинского и других. Из числа отечественных ученых к проблеме активности в разное время обращались: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л. М. Лопатин, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский. В.А.Сухомлинский (1918–1970) призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.

В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Так активные методы лежат в реализации целей проблемного и развивающего обучения. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Систематические основы активных методов обучения начинают широко разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов.

Ответы на  вопросы, а именно, КАКИЕ приемы помогут  построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность, КАК научить ребят работать в команде, мы получаем м во время участия в методических семинарах, изучая литературу по теме, а так же при использовании активных методов обучения.

(слайд 5)Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

(слайд 6)Принципы применения активных методов  обучения:

· практическая направленность

· игровое действие

· творческий характер обучения

· интерактивность

· разнообразные коммуникации

· диалог

· групповая форма организации работы

· деятельностный подход к обучению

· рефлексия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_amo.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения как

эффективное средство реализации ФГОС (слайд 1)

Учитель начальных классов: Пятницкова Т.С.

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

  1. Открытие семинара. Приветствие. Сообщение плана работы семинара. Цели и задачи семинара

Цель:

определить сущность АМО и необходимость их применения учителями начальных классов в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

- познакомить учителей с понятием, содержанием и особенностями АМО;

- рассмотреть классификации и характеристику АМО;

- показать эффективность применения АМО на разных этапах урока;

- выявить опыт учителей по данной теме;

- создать благоприятную среду для формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе конструктивного взаимодействия с коллегами.

3. Тренинг-настрой. АМ «Поздоровайся ладошками».

Ведущий:

- Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками!»

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

успеха (указательный),

большого (средний),

всегда (безымянный),

во всем (мизинец),

здравствуй (всей ладонью), … (имя).

Формирование групп.

Ведущий:

- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группах).

Переход начального общего образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 30%. Почему?

(СЛАЙД 2).Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ»

(СЛАЙД 3) Мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Для этого необходимы  активные формы организации учебного процесса.

II. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. (слайд 4)

Ученик – это не сосуд,

который надо наполнить,  

 а факел, который надо зажечь.

А. Дистервег

Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять активные методы обучения (АМО) на разных этапах уроков в начальных классах. Наша встреча будет проходить в форме «круглого стола»

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

1. Выяснение ожиданий и опасений участников семинара.

АМ «Фруктовый сад»   «Ладошки»

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад».
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода. 
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).

Ведущий:

-А мы с вами запишем на «Ладошках».

Давайте определим, что вы ожидаете от нашего семинара, а чего опасаетесь. Для этого на одной стороне ладони напишите ожидания, а на другой опасения.

В конце занятия мы вернёмся к этим ладошкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на мероприятии. 

(слайд 4А)

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Каменского, А. Дистервега, К.Д.Ушинского и других. Из числа отечественных ученых к проблеме активности в разное время обращались: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л. М. Лопатин, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский. В.А.Сухомлинский (1918–1970) призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.

В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Так активные методы лежат в реализации целей проблемного и развивающего обучения. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Систематические основы активных методов обучения начинают широко разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов.

Ответы на  вопросы, а именно, КАКИЕ приемы помогут  построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность, КАК научить ребят работать в команде, мы получаем м во время участия в методических семинарах, изучая литературу по теме, а так же при использовании активных методов обучения.

(слайд 5)Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

(слайд 6)Принципы применения активных методов  обучения:

· практическая направленность

· игровое действие

· творческий характер обучения

· интерактивность

· разнообразные коммуникации

· диалог

· групповая форма организации работы

· деятельностный подход к обучению

· рефлексия

2. Методическая разминка «В школе животных».

Цель - сфокусировать внимание участников мероприятия на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.

Ведущий рассказывает притчу:

-Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

3. Вызов. Включение в тему семинара. Дискуссия.

Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, обозначенной в притче.

1.Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

2.Как учить разных учеников?

3.Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

(Ответы участников семинара).

(слайд 7)

Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

(слайд 8)АМО для ученика:

  • игровая форма разбора и презентации материала,
  • возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
  • подключение творчества при подготовке презентации,
  • соревнование команд,
  • азарт,
  • значительная доля самостоятельности на уроке,
  • ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Существует несколько видов активности участников. Проявляя физическую активность, участники меняют рабочее место, пересаживаются, говорят или слушают, пишут или рисуют. Участники становятся социально активными, когда задают вопросы, отвечают на них, обмениваются мнениями. Познавательная активность проявляется, если участники обучения вносят дополнения или поправки в изложения педагога, рассказывают о собственном профессиональном опыте, сами находят решение проблемы.

Эффективный урок предполагает взаимосвязанное использование всех трех видов активности. Инициатива участников проявляется в том, что участники самостоятельно определяют  вид деятельности для решения каждой из поставленных учебных задач (слайд 9)

При использовании АМО принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей. (слайд 10)

Разумное и целесообразное использование АМО значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к. эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:

 а) формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

б) получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

в) повышению активности и самостоятельности учащихся;

г) овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

д) осознанию учеником ценностей совместного труда;

е) повышению стремления к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы.

 Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

(слайд 11)

 Каждому этапу урока – соответствуют свои АМО:

  • АМ начала образовательного мероприятия
  • АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
  • АМ презентации учебного материала
  • АМ организации самостоятельной работы над темой
  • АМ рефлексии
  • АМ подведения итогов урока

(Опыт учителей)

Выводы:  

(слайд 12)

Результативность:

Активные методы обучения обеспечивают реализацию ФГОС в разных аспектах:

  • Формирование положительной учебной – познавательной  мотивации (за 2 года уровень высокой  мотивации к обучению учащихся повысился на 12%, уровень хорошей мотивации повысился на 13 %, уровень низкой мотивации уменьшился)
  • Стимулирование самостоятельной деятельности (Проведенные нами наблюдения за самостоятельной работой детей на уроке, а также анкетирование родителей показали, что только 46 % школьников реально проявляют элементы самостоятельности при выполнении домашней и самостоятельной работы на уроке. Эти ученики правильно понимают цель задания, определяют порядок его выполнения, умеют применять знания в новой ситуации и при затруднениях не спешат обращаться за помощью. Большинство же детей с трудом организуют себя на самостоятельную деятельность стремятся получить готовый ответ, домашнее задание выполняют только в присутствии родителей.)

(слайд13)

  • Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления (наблюдается повышение у обучающихся устойчивости внимания и логики мышления,   увеличение объема  смысловой и механической памяти)  
  • Развитие творческих способностей и нестандартности мышления (увеличилось % участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах);
  • Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося (разработка и реализация мини-проектов);
  • Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика (обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью)
  • Развитие навыков самостоятельного умственного труда
  • Развитие универсальных навыков (учатся взаимодействовать в социуме).

Результативность применения активных методов обучения отражена не только в позитивной динамике предметных, метапредметных достижений обучающихся, в результативном участии обучающихся в творческих предметных конкурсах, научно-практических конференциях, конкурсах проектных и исследовательских работ. По данным мониторинга отмечается снижение ситуативной и личной тревожности, рост познавательной активности, развитие мышления, логического компонента мыслительной деятельности и др.

Когда ребёнок занимается из - под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой то дело идёт совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, укреплять, развивать, укреплять познавательный интерес у учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качеств

Работа в группах. 

Ведущий:

-Одной из самых популярных интерактивных форм работы у многих педагогов считается групповая работа. Как вы думаете, почему?

АМО «Мысли великих»

Участникам каждой группы предлагается составить высказывание знаменитых людей из разрозненных слов, озвучить его для других участников и прокомментировать.

Великая цель образования – это не знания, а действия

Г.Спенсер

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью  

Л.Н.Толстой


Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить

А. Дистервег

АМО «Снежный ком»

Нескольким участникам семинара (по количеству карточек) раздаются части одного и того же определения, сформулированные по нарастающей. Они выходят к доске и поочередно зачитывают свои карточки.  Таким образом, последовательно формируется целостное определение, происходит его неоднократное повторение

  1. Активные методы обучения

  1. Активные методы обучения – это система педагогических приемов

     _______________________________________________________

  1. Активные методы обучения – это система педагогических приемов, обеспечивающих активность мыслительной

_________________________________________________________________

  1. Активные методы обучения – это система педагогических приемов, обеспечивающих активность мыслительной и разнообразие практической

      ___________________________________________________________

  1. Активные методы обучения – это система педагогических приемов, обеспечивающих активность мыслительной и разнообразие практической деятельности обучающихся

__________________________________________________________________

  1. Активные методы обучения – это система педагогических приемов, обеспечивающих активность мыслительной и разнообразие практической деятельности обучающихся в процессе освоения

__________________________________________________________________

  1.  Активные методы обучения – это система педагогических приемов, обеспечивающих активность мыслительной и разнообразие практической деятельности обучающихся в процессе освоения

учебного материала.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Группе участников предлагается составить связный текст на тему «Активные методы обучения»

Ключевые слова: АМО, приём урок

мотив активность деятельность игра

диалог группа эмоции стимул проблема обучающийся педагог практика творчество

Выводы:  

Плюсы

Минусы

Вовлечение в процесс обучения всех органов чувств (лучшее усвоение материала).

Большие временные и материальные затраты учителя при подготовке к уроку.

Творческий характер обучения, а также использование знаний и опыта учащихся.

Учит учащихся  самостоятельно добывать знания.

В некоторых классах трудно проводить игровые уроки,  так как не все  могут совладать со своими эмоциями,  а также в больших классах (где кол-во учащихся более 25 человек) трудно удержать  всех в «спокойных рамках урока», иногда возможен рабочий шум при обсуждении проблем.

(слайд 14) Метод  получения обратной связи. «Незаконченное предложение»

Участникам предлагается закончить следующие предложения:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
  3. Сегодня я понял(а), что…

(слайд 15)

(слайд 16)

Удачи в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...

Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы...

Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе».

Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе» поможет коллегам на разных ступенях обучения проследить за динамикой обученности , выявить индивидуальные пр...

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной к...

Методический семинар «Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Применение АМО на уроках резул...

Статья "Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС"

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных...

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строя...